Профессия педагога давно признана одной из самых разрушительных для здоровья.  Самые распространенные учительские недуги  - сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные заболевания, нарушения опорно-двигательного аппарата и функций щитовидной железы, болезни крови.
Вообще о здоровье педагогов говорится много. Но как-то в общем. Хотя в каждом регионе недуги  свои. Например, в Омской области, по наблюдениям эндокринолога Валентины Шталовой, кандидата медицинских наук, явно преобладают нарушения функций  щитовидной железы, а отсюда уже другие болезни – мастопатия, сахарный диабет, поражение желудочно-кишечного тракта. Казалось бы, институты повышения квалификации изучают проблему, но не конкретно: сколько педагогов такого-то региона страдают таким-то недугом, сколько – другим. Казалось бы, не такое сложное дело, ведь регулярно проводятся диспансеризации, вполне можно обобщить итоги. Увы, таких цифр нет в региональных министерствах – ни в здравоохранении, ни в образовании. Что, в общем-то, понятно. Я не раз слышала жалобы от педагогов, что диспансеризация – мероприятие для галочки. Более того, к моему удивлению, подпадают под нее не все, а выборочно – несколько человек от коллектива. Они теряют время, узнавая при этом лишь примерно,  какую систему нужно проверить подробно. А это уже совсем другое время и, самое главное, совсем другие деньги, которые имеют учителя. Подробное исследование педагогических болезней требует определенных мер от руководства образованием, а до этого не доходят как-то ни руки, ни средства. Поэтому сколько угодно можно жаловаться на то, что учителя кричат на детей, конфликтуют друг с другом, но пока им не будут созданы условия для оздоровления, ничего не изменится. Тут можно позавидовать корпоративной солидарности медиков – в любом, даже коммерческом, медучреждении своим они делают скидки. Увы, учителям скидки делать не с чего.  А поскольку лечение – их личное дело, и в большинстве своем малодоступное, часто случается, что педагоги просто плюют на здоровье, более того – занимаются саморазрушением. К примеру, Наталья Шокурова,  преподаватель кафедры педагогики и психологии Самарского института повышения квалификации работников образования, приводит такие данные о педагогах области: лишь 4% учителей-мужчин делают зарядку, и всего 1% - женщин; 20% курят; 5% - алкоголики; до 5%  проявляют скрытые формы садизма; столько же  пробовали наркотики.  В итоге, по ее же данным, у 30% учителей низкая эмоциональная устойчивость; половина педагогов вообще  невротики. Хуже того – нездоровье ведь так же заразно, как и болезнь, поэтому если в коллективе 10-12% невротиков – он нестабилен,  конфликтен и плодит новых невротиков.
Как-то все государственные программы, поднимая вопросы здоровьесбережения школьников, обходят стороной здоровьесбережение учителей. А может ли нездоровый, нервный, просто усталый педагог учить и воспитывать здоровых детей? А то, что он  усталый, спорить не приходится. За день учитель растрачивает столько душевной энергии, что восстановиться за ночь просто не успевает. Увы, усталость в отличие от денег накапливается быстро. Можно, конечно, традиционно посоветовать учителям, как делают все исследователи их здоровья,  научиться расслабляться,  снимать стресс и… помнить, что мысли материальны. Например, пореже повторять, что плохие ученики портят кровь, а некоторые их поступки и переварить-то невозможно! Но сапожник, как водится, без сапог – люди, умеющие организовать других, чаще всего не умеют организовать себя. Нужен организатор! И, на мой взгляд, необязательно ждать, пока появится очередная «Новая школа». Ведь руководители образования на местах, если они люди пока еще здравомыслящие, понимают, что их подчиненным нужна как минимум моральная поддержка. Еще в 2009 году профессор Олег Смолин,  зампред Комитета по образованию Госдумы и  депутат от Омской области, бил тревогу по поводу сокращения в регионе школьных психологов. Не помогло –  в сельских школах их практически не осталось. Впрочем, в их функциональные обязанности помощь коллегам и не входит – если они это делают, то по доброй воле. Может быть, пора пересмотреть их функционал и соответственно оплату?  Наверняка это можно сделать и на местах, какими-то локальными актами. Более того – вполне реально создать в школах кабинеты психологической разгрузки педагогов, раз уж все болезни от нервов. Во всяком случае, так считает Илья Дубин, директор Департамента образования Омска. В городе психологов хватает. Нужно, по его мнению, немногое - инициатива «снизу», чтобы это не воспринималось как очередная обязаловка. А резервы найдутся.
 Думаю, Дубин  не единственный руководитель в России, понимающий важность здоровья педагогов.  Так чего ж мы ждем? В конце концов, наше здоровье – в наших руках.