Анна Курская / РИА «Новости», 20.12.2011
Литературные вкусы российских школьников меняются, сегодня они все чаще предпочитают развлекательным повестям и романам более серьезные современные реалистические произведения, считают эксперты.
К концу школы подростки читают все неохотнее
Не все подростки читают книги по доброй воле и с удовольствием, отмечают эксперты. По данным опроса "Левада-центра" 2007 года, с возрастом охотно читающих школьников становится все меньше.
Среди учеников 5-9 классов охотно берут в руки книги девять из десяти детей. В этом возрасте на интерес к чтению влияет, в основном, размер домашней библиотеки родителей: чем больше книг дома, тем чаще дети читают. Причем девочки читают чаще, чем мальчики. По мнению социологов, чтение школьников средних классов мотивировано преимущественно собственным интересом, любовью к чтению: в среднем 72% школьников этого возраста говорят, что им нравится читать.
К 9 классу интенсивность добровольного чтения подростков снижается, отметили исследователи. По их мнению, это связано не только с пристрастием к компьютерным играм, интернету, телевидению и общению со сверстниками, но и с обострением психологических проблем, конфликтами с родителями. У многих старшеклассников формируется отношение к чтению как принудительному, скучному и никому не нужному занятию.
Эксперты не советуют родителям принуждать подростков к чтению любой ценой.
"Умозрительный диалог с книгой интересен далеко не каждому, и зачем железной рукой загонять человека в счастье? – считает литературный критик Ксения Молдавская. – Но если подросток, даже не привыкший к такому диалогу, вдруг встретит то, что его крепко зацепит, найдет "свою" книгу, он, возможно, начнет читать по своей воле и с удовольствием".
Фэнтези отступает
В последние десять лет, по свидетельству экспертов, большинство российских подростков предпочитало читать для удовольствия произведения "легких" литературных жанров.
"Долгое время наши читатели предпочитали фантастику и фэнтези, легкие романы для девочек, то есть развлекательное чтение", – рассказала РИА Новости заведующая отделом обслуживания учащихся среднего и старшего школьного возраста Российской государственной детской библиотеки Светлана Илюхина.
Во многом вкусы аудитории определялись политикой крупных издательств, которым было выгодно запускать в производство книги сериями, состоящими из переизданий классики и переводных "легких" повестей.
По данным Российской книжной палаты, в 2004-2006 годах в составе серий выходило около 70% названий книг для детей, две трети из которых, около 40 млн экземляров, относились к художественной литературе.
Однако за последние год-два проявилась новая тенденция: развлекательные жанры начали уступать свои позиции реалистической, проблемной литературе о современной жизни школьников. Старшеклассникам все чаще хочется размышлять над книгой, видеть в ней отражение реальной жизни. Им важно, чтобы книга была остросюжетной или эмоционально насыщенной, а герои были сверстниками читателей.
"Когда книгу ребенку покупает родитель, обычно он выбирает текст, в котором не говорится о сложностях и проблемах сегодняшнего дня. Дети же выбирают произведения, связанные с острыми современными темами", – полагает Георгий Урушадзе.
Новая тенденция спроса получила поддержку издательств. "Интерес к реалистическим произведениям совпадает с появлением большего количества хороших новых книг в этом жанре", – отметила Светлана Илюхина.
Скандинавия оказалась впереди
Сегодня большую часть рынка книг для подростков занимает переводная западноевропейская литература, отмечают эксперты.
"Сейчас за рубежом издается море книг для подростков, одна книга лучше другой, – рассказала Марина Аромштам. – Подростковая литература – отражение отношения к подросткам в обществе. Есть вещи, до которых российские писатели еще не дозрели, мы еще так с подростками не умеем говорить".
Эксперты единодушно выделяют среди современной литературы для школьников произведения скандинавских авторов. "Они на сегодняшний день предлагают самые интересные книги для подростков, в то время как англоязычная литература начинает сдавать позиции", – рассказала РИА Новости генеральный директор издательства "Самокат" Ирина Балахонова.
Скандинавские писатели достаточно откровенны в обсуждении подростковых тем, в этих странах много свободы как в педагогике, так и в общественном отношении к подросткам, объясняет эту тенденцию кандидат педагогических наук, писатель Марина Аромштам.
"В их книгах есть представление о подростке, как об очень сложном человеке, у которого еще нет инструмента "выговаривания" самого себя, – отметила она. – И книги помогают ему переводить в речь то, что его мучает".
Российская литература возрождает лучшие традиции
Сегодня реализм возвращается и в российскую подростковую литературу, появляются новые школьные повести и исторические произведения, возрождающие лучшие традиции советской литературы.
"В 50-80-е годы книг для подростков было больше, но очень многие из них были идеологически ориентированы", – отметила Ирина Балахонова.
По ее словам, сейчас в России заметно выросло тематическое разнообразие литературы для школьников, но снизилось жанровое – издается очень мало приключенческих книг, "нон-фикшн" для подростков.
"В какой-то момент мы начали терять традицию хорошей советской литературы, но сейчас этот крен понемногу преодолевается, – рассказала РИА Новости детский писатель Дина Сабитова. – Мне кажется, должно восстановиться равновесие между развлекательными и проблемными произведениями, иначе дети утратят навык чтения реалистической литературы и будут перекормлены легкой литературой как сладким вареньем".
К концу школы подростки читают все неохотнее
Не все подростки читают книги по доброй воле и с удовольствием, отмечают эксперты. По данным опроса "Левада-центра" 2007 года, с возрастом охотно читающих школьников становится все меньше.
Среди учеников 5-9 классов охотно берут в руки книги девять из десяти детей. В этом возрасте на интерес к чтению влияет, в основном, размер домашней библиотеки родителей: чем больше книг дома, тем чаще дети читают. Причем девочки читают чаще, чем мальчики. По мнению социологов, чтение школьников средних классов мотивировано преимущественно собственным интересом, любовью к чтению: в среднем 72% школьников этого возраста говорят, что им нравится читать.
К 9 классу интенсивность добровольного чтения подростков снижается, отметили исследователи. По их мнению, это связано не только с пристрастием к компьютерным играм, интернету, телевидению и общению со сверстниками, но и с обострением психологических проблем, конфликтами с родителями. У многих старшеклассников формируется отношение к чтению как принудительному, скучному и никому не нужному занятию.
Эксперты не советуют родителям принуждать подростков к чтению любой ценой.
"Умозрительный диалог с книгой интересен далеко не каждому, и зачем железной рукой загонять человека в счастье? – считает литературный критик Ксения Молдавская. – Но если подросток, даже не привыкший к такому диалогу, вдруг встретит то, что его крепко зацепит, найдет "свою" книгу, он, возможно, начнет читать по своей воле и с удовольствием".
Фэнтези отступает
В последние десять лет, по свидетельству экспертов, большинство российских подростков предпочитало читать для удовольствия произведения "легких" литературных жанров.
"Долгое время наши читатели предпочитали фантастику и фэнтези, легкие романы для девочек, то есть развлекательное чтение", – рассказала РИА Новости заведующая отделом обслуживания учащихся среднего и старшего школьного возраста Российской государственной детской библиотеки Светлана Илюхина.
Во многом вкусы аудитории определялись политикой крупных издательств, которым было выгодно запускать в производство книги сериями, состоящими из переизданий классики и переводных "легких" повестей.
По данным Российской книжной палаты, в 2004-2006 годах в составе серий выходило около 70% названий книг для детей, две трети из которых, около 40 млн экземляров, относились к художественной литературе.
Однако за последние год-два проявилась новая тенденция: развлекательные жанры начали уступать свои позиции реалистической, проблемной литературе о современной жизни школьников. Старшеклассникам все чаще хочется размышлять над книгой, видеть в ней отражение реальной жизни. Им важно, чтобы книга была остросюжетной или эмоционально насыщенной, а герои были сверстниками читателей.
"Когда книгу ребенку покупает родитель, обычно он выбирает текст, в котором не говорится о сложностях и проблемах сегодняшнего дня. Дети же выбирают произведения, связанные с острыми современными темами", – полагает Георгий Урушадзе.
Новая тенденция спроса получила поддержку издательств. "Интерес к реалистическим произведениям совпадает с появлением большего количества хороших новых книг в этом жанре", – отметила Светлана Илюхина.
Скандинавия оказалась впереди
Сегодня большую часть рынка книг для подростков занимает переводная западноевропейская литература, отмечают эксперты.
"Сейчас за рубежом издается море книг для подростков, одна книга лучше другой, – рассказала Марина Аромштам. – Подростковая литература – отражение отношения к подросткам в обществе. Есть вещи, до которых российские писатели еще не дозрели, мы еще так с подростками не умеем говорить".
Эксперты единодушно выделяют среди современной литературы для школьников произведения скандинавских авторов. "Они на сегодняшний день предлагают самые интересные книги для подростков, в то время как англоязычная литература начинает сдавать позиции", – рассказала РИА Новости генеральный директор издательства "Самокат" Ирина Балахонова.
Скандинавские писатели достаточно откровенны в обсуждении подростковых тем, в этих странах много свободы как в педагогике, так и в общественном отношении к подросткам, объясняет эту тенденцию кандидат педагогических наук, писатель Марина Аромштам.
"В их книгах есть представление о подростке, как об очень сложном человеке, у которого еще нет инструмента "выговаривания" самого себя, – отметила она. – И книги помогают ему переводить в речь то, что его мучает".
Российская литература возрождает лучшие традиции
Сегодня реализм возвращается и в российскую подростковую литературу, появляются новые школьные повести и исторические произведения, возрождающие лучшие традиции советской литературы.
"В 50-80-е годы книг для подростков было больше, но очень многие из них были идеологически ориентированы", – отметила Ирина Балахонова.
По ее словам, сейчас в России заметно выросло тематическое разнообразие литературы для школьников, но снизилось жанровое – издается очень мало приключенческих книг, "нон-фикшн" для подростков.
"В какой-то момент мы начали терять традицию хорошей советской литературы, но сейчас этот крен понемногу преодолевается, – рассказала РИА Новости детский писатель Дина Сабитова. – Мне кажется, должно восстановиться равновесие между развлекательными и проблемными произведениями, иначе дети утратят навык чтения реалистической литературы и будут перекормлены легкой литературой как сладким вареньем".
Комментариев нет:
Отправить комментарий