суббота, 31 марта 2012 г.

Сергей Райский: "Итак, ты решил, что твоё место в школе? Тогда для начала запомни главное правило: не обольщайся!"

Сергей Игоревич Райский
Начинающему учителю. Памятка
2009
       Необходимое предуведомление. Хотя я, безусловно, уважаю своего потенциального читателя, а уж тем более – потенциального коллегу, я буду обращаться к читателю на "ты", видимо, потому, что в моём сознании этот текст адресован в значительной мере ко мне самому – такому, каким я был 17 лет назад, а значит, это не только памятка для начинающего учителя, но и своего рода аутотренинг для автора. Кроме того, из этого вытекает (уже само собой, видимо), что обращаюсь я к начинающему учителю мужского пола, поскольку его-то я понимаю, а вот дамы как были, так и остаются для меня прекрасной загадкой, хотя за годы работы в школе я и знавал некоторое количество весьма и весьма понятных мне и понимающих меня дам.
Да, и ещё одно: я обращаюсь лишь к тем, кто действительно будет учителем, из кого к десятому году работы получится профессионал, а не халтурщик, кто идёт в школу заниматься делом, а не потому, что закончил педвуз.
Чтобы сеять разумное, доброе, вечное, надо пахать!
Учительская народная мудрость.
       Итак, ты решил, что твоё место в школе? Тогда для начала запомни главное правило: не обольщайся!
       Ты изучал педагогику, детскую и подростковую психологию, методику преподавания своего предмета? Ты прекрасно показал себя на педпрактике, а преподаватель методики с гордостью демонстрировала твои конспекты уроков коллегам? Ты получил "отлично" за педпрактику и за курсовую работу по педагогике? И теперь ты считаешь, что всё получится?
       Не обольщайся. Никому из сидящих перед тобой учеников дела нет до твоей успеваемости в педвузе, а о твоих успехах на педпрактике ты можешь рассказывать только восторженным первокурсницам. Видишь ли, преподавание в реальности сильно отличается от того, что о нём думают методисты… Хотя бы потому, что редко какой урок идёт точно по конспекту, а ещё потому, что школьник понятия не имеет, как умно и профессионально ты определил тип его темперамента (или даже психотип), как тонко ты рассчитал соответствие игровых и серьёзных фрагментов урока, как грамотно ты подобрал дополнительный методический материал и как чутко ты намерен реагировать на индивидуальные особенности личности… Школьник сегодня, видишь ли, влюбился в Люську из параллельного класса. Или ему подарили новый телефон. Или у него зудит под лопаткой. Или дома что-то неладно. Или плевать он хотел на химию, потому что собрался поступать на мехмат. Или его на предыдущем уроке перед всем классом выставили дураком, вызвав к доске и задав вопрос, на который, по словам учителя, и пятилетний ребёнок ответит, а он, бедолага, всё прослушал и не только ответа не знает, но и не знает, что ответил бы пятилетний ребёнок… А тут ещё ты со своими логарифмами! (Фагоцитозом, придаточными определительными, климатом Норвегии – нужное подчеркнуть.)
       Нет, ты, конечно, можешь спланировать урок: прикинуть, какой объём материала надо объяснить, а что требуется повторить; выбрать, как использовать учебник – и т.д. НО ты должен точно знать, что, как бы ты ни спланировал урок, слушать тебя и работать на уроке будут не все, потому что классно-урочная система напоминает в этом смысле подбор экскурсионной группы, а значит, и процент истинно интересующихся всеми словами экскурсовода будет тот же. Ну, чуть больше, потому что экскурсантам не ставят оценок. Идеального воплощения планов не бывает, а потому готовься пахать.
       Кстати, примерно каждый двадцатый урок тебе сорвут: войдут без спроса школьные психологи и займут учеников "очень важным" психологическим тестом ("Это всего две-три минутки!"); или медсестра явится проверять головы на вшивость ("Вы работайте, я тихонько!"); или директор по громкой связи сделает объявление, которое всех взбудоражит – и прощай лирический настрой, который ты так тщательно создавал; или кому-то станет плохо; или классная дама, кипя праведным гневом, ударом ноги откроет дверь, извинится (Это непременно, а как же! Только тебе от этого не легче) и станет выяснять, кто кому что сказал, сделал, кто у кого что взял и т.п. Ещё бывают экскурсии во время уроков, музейные дни, общешкольные мероприятия и т.д.
       Радужное (ну, не писать же "позитивное", в самом деле!) междусловие. Планируя и работу на год, и каждый отдельный урок, помни, что у тебя на самом деле времени на двадцать процентов меньше, и тогда всё получится.
       Ты так хорошо понимаешь детей? Ты их любишь? Ты готов принять их заботы и проблемы близко к сердцу и помогать милым крошкам? Ты умеешь "найти общий язык" с учениками? У тебя на педпрактике всё так чудно получилось?
       Не обольщайся. Всё это не твоё умение, а детская приспосабливаемость. Дети в массе своей двуличны, как и взрослые, которые своим ханжеством без всяких слов моментально выучивают школьников, как им себя вести с взрослыми, от которых школьники зависят.
По окончании практики ты со "своими" семиклассниками сходил в кафешку, обменялся телефонами и болтал по аське? И вообще вы теперь друзья, и вот тебя они любят, а свою училку – старую грымзу – терпеть не могут? Ты пришёл школу на постоянную работу и продолжаешь играть "своего в доску", сыплешь последними жаргонными словечками, меняешься с учениками картинками и мелодиями по блютузу, сидишь в аське, а "Вконтакте" – твой любимый сайт? Ты обсуждаешь с ними на уроке "актуальные" темы, играешь детям на гитаре, откровенно делишься примерами из собственной жизни? Ну-ну. Они примут этот стиль легко, с готовностью будут смеяться над твоими пошловатыми шутками, но быстро перестанут считать тебя учителем (особенно старшие), сядут тебе на шею, и ты оглянуться не успеешь, как уже понаставил всем незаслуженных пятёрок и четвёрок, а теперь ломаешь голову над тем, как заставить этих "своих" хоть немного работать.
       Ты "строг, но справедлив"? Ты умеешь держать дистанцию, и дети не сядут на шею, но в то же время не будут дрожать от страха, потому что ты сторонник "разумных требований"? Школьники примут и этот стиль, как только поймут, чего ты хочешь. Они продержат тебя в иллюзорном счастье довольно долго – до первой же серьёзной контрольной работы. А потом ты будешь ломать себе голову над тем, что тебе делать с такой кучей двоек.
       Ты "нормальный", а потому "точно знаешь", что нужно ученику? Ты умеешь повышать мотивацию? Урок, стало быть, должен проходить в игре? А для тех, кто постарше, нужна "интрига" урока? Что там тебе ещё наговорили методисты? Впрочем, всё, что они наговорили, ты прекрасно понял и успешно применяешь… Однако даже если ты превосходно всё усвоил, в каждом классе найдётся тот, кому плевать на твои методики: он хочет играть в тетрис или в футбол, а не в лингвистический детектив или биологический КВН.
       Лень стало перечислять прочие варианты, а потому резюмирую: нет таких классов, в которых все ученики хотят знать всё, что им преподносишь лично ты. Всегда найдётся пара-тройка (а то и гораздо больше) тех, для кого твой стиль неприемлем. Идеальных классов и универсальных стилей преподавания не существует, а потому готовься пахать.
       Радужное междусловие. Если не будешь заигрывать с детьми и не станешь строить из себя гибрид Макаренко с Ушинским, ты прекрасно со всем этим справишься, как только поймёшь, что нужно быстро реагировать на изменение ситуации, как только научишься ставить себя так, чтобы те, кто пришёл учиться (а они есть, есть – сам видел!), смогли учиться, а остальные не могли бы не учиться хотя бы большую часть времени.
                      Сейте разумное, доброе, вечное!
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное И плюнет вам в душу беспечную
Русский народ. Всякий урод.
Не совсем Некрасов.

       Ты пришёл в школу, тебе дали пятые классы и, разумеется, в одном из них ты получил классное руководство. Ну что? Тебя прекрасно встретили? Первого сентября ты был завален цветами? Не обольщайся: цветы дарят не тебе, а учителю, потому что первое сентября, потому что за четыре года начальной школы дети так выдрессированы, а их родителей дрессировали несколько раньше. Вот если тебе достанется не пятый, а, скажем, седьмой или восьмой класс, цветов будет ощутимо меньше. С чего бы это, а? А если не дали тебе в первый год классное руководство, то ты получишь свои обязательные букетики от классов, в которых ведёшь, поскольку классные руководители (а чаще, как известно, классные дамы) считают, что без этого никак.

       Ну ладно, это первое сентября, скажешь ты. А вот через месяц праздновали день учителя, и благодарные ученики и их мамы завалили тебя подарками, а значит, всё хорошо, значит, у тебя всё получается, ты хороший учитель, это же сразу все понимают, всего месяц прошёл, а уже поняли… Не обольщайся. Просто для чистоты эксперимента попробуй строго спросить с каждого, попробуй выставить настоящие оценки (если уже умеешь, конечно), попробуй наказать лентяя за лень… Попробуй объективно оценить успехи твоих подопечных путём выставления справедливых четвертных оценок. И не останавливайся на достигнутом – сделай то же самое и во второй четверти. И подожди следующих "датских" подарков, тем более что ждать недолго. Перед новым годом подарков почему-то ощутимо меньше, правда? А после выставления годовых оценок? С чего бы это, а? А сам как думаешь? Кстати, а тебе теперь не противно вспоминать, как тебя задаривали раньше? А все ли подарки были подарками? А у тебя ещё есть место для складирования бумажников и ежегодников? А рекламные календарики и ручки из "Седьмого континента" (те, что на кассах дают при покупке на сумму свыше двух тысяч) ты ещё не получал? А "представительские презенты" в виде тех же ручек и календариков от папиной фирмы? Да, если ты работаешь в школе для обеспеченных, приготовься ещё к одному виду подарков: к подарочным сертификатам в модный магазин на беззастенчиво большую сумму. И если ты не сумеешь отказаться от такого подарка, то приготовься принять несложный факт: тебя купили.
       Радужное междусловие. Научись отказываться от датских подарков – "и ты явишься блестящим исключением", как говорил Фигаро. И сможешь позволить себе роскошь принимать подарки лишь от тех, кто действительно у тебя учится и ценит это.
       Вообще пора бы тебе понять: профессия у тебя такая, что благодарности и уж тем более понимания ждать не приходится. Не обольщайся. Ученики (большинство из них) всегда будут тебе благодарны… за отменённую или хотя бы отсроченную контрольную работу или опрос, за право пересдать ту же контрольную, за возможность лёгким ответом у доски в последний день "исправить" оценку в четверти… И за отмену уроков будут благодарны. Искренне и бурно. Твоя болезнь – их праздник, и об этом не стоит забывать. Нет, они не то чтобы бездушны, но от уроков устали быстро, ещё в первом классе. К тебе могут относиться в целом хорошо и уважительно, но никого из них не беспокоит твоё здоровье, хотя тебе и будут желать здоровья хором, если ты чихнёшь на уроке. Так что твоя больная голова, твой недосып или сорванное горло – твои проблемы, а твоя болезнь – головная боль для завуча и досадное воровство свободного времени для твоих коллег, которых поставят на замену. Кстати, "лучший" вариант замены на случай непредвиденного окружного совещания – задание ученикам, чтобы заменяющий тебя "только последил" ("Не волнуйтесь, списывать не дам!"), а ты бы потом тетради проверил…
       Просто прими это как факт: твоя личность и твой организм представляют ценность для тебя, любимого, и для некоторых родственников и друзей, если таковые имеются. Ученики – это не родственники и не друзья. Кроме того, для школы в целом здоровье ученика гораздо более важно, чем здоровье учителя, потому что в отчётах за четверть и год фигурируют именно переломы и ушибы учеников, а не учителей.
       Радужное междусловие. Просто будь здоровым. На себе проверяю вот уже семнадцать лет – помогает! По молодости как-то лёг на операцию на осенних каникулах, так потом десять дней пропуска в начале четверти навёрстывать пришлось.

Ты пришёл на родительское собрание. Ты тщательно подготовился, ты точно знаешь, что стоит говорить, а что не стоит, ты готов к вопросам и т.д. Сейчас ты всё объяснишь и расскажешь? Не обольщайся. Помни, что перед тобой сидят в основном те же дети, только они выросли, и теперь им жалко своих детей, которые ещё мучаются. Так что смысл твоей работы, принципы оценивания, методику объяснять им не нужно, более того, вредно. Тебя не поймут, твоим предложением сделать так, чтобы всем было удобнее, не воспользуются, твою инициативу будут бойкотировать.
       Почему, что ж такое и как так можно? Да вот так. Примерно девятеро из десяти сидящих перед тобой родителей считают, что в школе учат никому не нужным вещам, да ещё и допекают дурацкими требованиями. Более того, они полагают, что так говорит их жизненный опыт, поскольку давно не могут отличить жизненный опыт от тиражируемых в газетах штампов. К тому же сами они из школьных знаний не помнят почти ничего, но прекрасно себя чувствуют и хорошо зарабатывают, а ты тут со своими учебниками и задачами их детям голову ерундой забиваешь. Они сами не очень-то понимают, зачем в школе сидели столько лет, и ребёнку своему этого объяснить не смогли. Одновременно с этим они искренне считают, что ты им кругом должен: ты должен показывать детям пример, ты должен заинтересовать их своим предметом, ты должен помочь "хорошему мальчику" наверстать упущенное, ты должен "подобрать ключик"… Да, и ещё: у каждого из тех, кто перед тобой сидит, ребёнок особенный. Настолько особенный, что только ты этого понять не можешь. И вообще про школы правильно пишут в "МК" (В "Губернском вестнике", в "Самарском школьнике"…) и говорят в программе Малахова…
       Что ещё? Каждый десятый скажет тебе в приватной беседе, что только ты относишься к его ребёнку по-человечески, уважаешь его, видишь в нём личность, а вот остальные учителя… особенно классная дама…
       Ещё? Ещё ты должен "войти в положение", должен "дать шанс", потому что от тебя ждут, что ты скажешь: ребёнок у вас умный, но ленивый, давайте он постарается, перепишет последнюю контрольную, и вот тогда всё будет прекрасно.
       Ещё? Да пожалуйста: вот ты сказал ребёнку то-то и то-то (на самом деле ничего подобного ты не говорил, но ребёнку верят, а тебе нет), ты сделал так-то и так-то (на самом деле у тебя и в мыслях не было так делать), да разве так можно, да как теперь он будет учиться, если учителя творят такое, и вообще у него спина кружится и мозжечок чешется…

Кстати, если ты жёстко и категорично заявишь, что всё запущено и нужен репетитор, тебя тут же спросят, не мог бы ты сам… потому что только к тебе… потому что у тебя контакт с ребёнком… И если ты нормальный человек, если для тебя частные занятия с учеником, которому ты ставишь оценки в журнал, это табу, то родители искренне удивятся: они-то думали, что ты их "на деньги разводишь", а тебе денег не надо?! Ты предлагаешь ребёнку совершенно бесплатно посещать дополнительные занятия для отстающих?! Ты дурак, что ли? Все же знают: бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Бесплатно ты хорошо не научишь, ведь не сумел же научить на уроке, а за деньги научат (особенно хорошо научат, конечно, на экспресс-курсах, где берут очень большие деньги). А тебя что слушать? Денег не хочешь, научить не умеешь, "ключик" не подобрал…

Плевать они хотели на твои метания и искания. Сами в школе дурака валяли, таких, как ты, презирали и называли ботаниками. А теперь их дети называют таких же ботанами: примета времени – всё сокращаем-с. МТV-с. Бивис-с и Батхед-с. Симпсоны. Мася-а-аня.. А по-настоящему историю русского языка знает только Задорнов, а историю в целом – только Фоменко. И вообще, если ты футболом не увлекаешься – разве ты нормальный? А за кого ты голосовал? А в церковь ходишь? А в интернете ты что написал? Да как таких к детям пущають?!

Вот тебе и вся родительская благодарность. Ан-масс, как говорил профессор Выбегалло. Кстати, имей в виду: классная дама обычно на стороне родителей, а то и сама сподвигнет их на коллективное возмущение или даже на лживый донос.

Радужное междусловие. Пойми, что родители в основном такие. Научись работать сам. Тебе сдали детей, как в инкубатор, и учебную нагрузку воспринимают как необходимое зло, как привычный недостаток системы (вот в маршрутках нельзя ехать стоя, а в школе ещё и учиться приходится). Не надо ничего объяснять. Будь на собраниях сух и немногословен, говори коротко и по делу, а потом проси задавать вопросы и ответь на эти вопросы чётко и просто. Не надо ничего объяснять! Тебя поймут немногие – вот с ними и общайся. И не забывай своевременно выставлять двойки в дневники – это многим ученикам и их родителям помогает держаться в рамках.


Господи боже, ну и генералы тут у нас! Можно подумать, что они нарочно созданы
для того, чтобы всё больше и больше укреплять во мне отвращение, которое питаю я к чинам и высоким званиям.
А.С. Грибоедов.

Ты пришёл в школу преподавать? Ты видишь смысл своей деятельности в обучении (а то и воспитании) детей и подростков? Тебя заботят новые технологии, современные методики, формы и прочее? Ты учитель, да?

Не обольщайся. Для начальства ты государственный служащий. Клерк. Подьячий. Недочиновник. Администрация школы – это управленческий аппарат. Директор – главный чиновник школы, над которым стоят чиновники окружного управления образования (ОУО) и городского департамента образования (ДО), над коим высится Министерство образования (МО). А школьники – средство зарабатывания школой "рейтинга".

У тебя есть функционал, то есть служебные обязанности.

Что ты должен делать за свою зарплату? Слушай внимательно…

Ты должен отвечать за пожарную безопасность во вверенном тебе служебном помещении и быть готовым к эвакуации школьников согласно плану эвакуации.

Ты должен оформить кабинет согласно принятым нормам и требованиям. Ты должен завести паспорт кабинета и периодически его обновлять, вписывая туда осуществление пунктов "Плана развития кабинета" (составляется тобою на основе банального списывания у более опытных коллег): приобретение учебно-методических пособий (не спрашивай, за чей счёт – твоих ста рублей на метод. литературу всё равно не хватит), озеленение кабинета (не спрашивай, на чьи деньги!), оформление сменной экспозиции стендов, создание базы раздаточных материалов…

Ты должен проводить внеклассные мероприятия по предмету.

Уроки? Ах, да… Ты должен присутствовать на уроках согласно расписанию и следить за порядком и дисциплиной. Заодно ты должен пройти программу в установленные сроки, каковые указаны в примерном поурочном планировании соответственно утверждённой МО программе, но могут легко меняться, если выйдет приказ МО или хотя бы ДО, и никому нет дела до того, что ты что-то там запланировал и на что-то там рассчитывал.

Ты должен вовремя отчитываться перед завучем о проведённой работе, причём уровень успеваемости должен быть равен 100% (без двоек в четверти и в году), а то завуча огорчишь и директора расстроишь, а процент качества (процент обучающихся на 4 и 5) должен быть не ниже шестидесяти и стремиться к восьмидесяти. Если же ты собрался получить высшую категорию, то на 4-5 у тебя должно учиться не менее 75 процентов учеников. Для верности. Чтоб ты знал, качество твоей работы вышестоящие чиновники измеряют в количестве пятёрок и четвёрок.

При этом на тебя будут давить, чтобы ты повышал "процент качества", но никого не будет волновать, как, снижая требования, получить не менее нужный школе процент качества на выпускных экзаменах. Обычно начальству удобно манипулировать учителем при помощи всё той же бюрократической удавки: мол, тот учитель хорош, у кого ученики получают пятёрки и четвёрки. И никого не волнует, какие классы тебе достались, сколько там читающих детей и пр. Нет, это, конечно, директор может и понимать. Он даже может тебе сочувствовать, но всё равно не перестанет хотеть высоких результатов. Между прочим, новенькому обычно дают именно что похуже, поскольку "старенькие" часто пользуются приходом в школу новичка, чтобы улучшить свои позиции. Будь готов!

Пойдём дальше. Всё, что ты должен делать, отражается в конечном счёте на бумаге: в планах, отчётах, анкетах и пр. Для среднестатистического директора в них и выражается основной смысл твоей деятельности. На словах, разумеется, всё это будет не так.

Главные указания и служебные распоряжения ты получаешь на планёрках, именуемых педсоветами. Говорят, есть школы, где эти мероприятия действительно представляют собой совещания учителей и администрации. Говорят, там решают проблемы, а принятые решения, говорят, осуществляют. Говорят, это даже помогает главному делу – образовательному процессу. Я сам помню таких педсоветов от силы один, да и то по рассказу коллеги. Лучшие педсоветы, в которых мне довелось участвовать, являли собой обсуждение дел в определённой параллели или в конкретном классе. Бывают ещё мини-педсоветы – по отдельным ученикам, но это больше похоже на шоу, цель которого – поставить на место ученика и напомнить его родителям, что по конституции именно они отвечают за воспитание и образование ребёнка. (Кстати, когда будешь отчитываться перед начальством, лучше об этом не напоминай, поскольку тебя всё равно не поймут.)

Педсовет – это ещё и место взаимной показухи. Так называемый большой августовский педсовет – подведение итогов года с нуднейшими выступлениями завучей и председателей методических объединений. Никому это не нужно, никто не хочет всё это выслушивать – ну, как может учителей, скажем, физики, интересовать отчёт методического объединения учителей физкультуры? Ничего, терпи… На августовских педсоветах ещё и высокие гости бывают…

Радужное междусловие. Несмотря на всё это, в школе немало учителей, а не только мимикрировавших карьеристов. Ты тоже можешь быть одним из них.



В движенье мельник должен жить, в движенье…
Вода примером служит нам, примером…
Музыка Ф. Шуберта, слова В. Мюллера, рус. текст И. Тюменева.

Кстати, о высоких гостях. Если школа не хочет неприятностей, то ей надо прослыть "хорошей" перед ОУО и ДО, а для этого нужно проводить окружные и городские мероприятия. И тебе придётся в этом участвовать. Впрочем, я не с того начал.

Ты считаешь себя современным? Ты уверен, что будешь учить не так, как старое поколение учителей? То есть ты прогрессивен? Ты, можно сказать, новатор?

Не обольщайся. Вот уже несколько десятилетий модернизация образования – это старый лозунг МО, и пусть попробует хоть один учитель сказать, что не использует в своей работе "инновационные педтехнологии"! Эта штука – непременная часть твоей обязаловки в отчётах. Ты и открытые уроки должен показывать именно с применением инноваций. И не надейся, что хоть кто-то захочет сказать "новшества" или "нововведения". Сказано тебе – инновации, и будь здоров.

Более того, поскольку ты – последний шпунтик в бюрократической машине, то и инновации эти ты не сам выбираешь: их каждый год объявляют сверху. То индивидуальный подход, то личностно-ориентированное обучение, то здоровьесберегающие технологии…

Да, ещё одна любопытная деталь: однажды спущенная сверху инновация впоследствии считается навсегда и успешно внедрённой и непременно фигурирует в планах и отчётах, даже если противоречит новопридуманной инновации.

Теперь можно и о мероприятиях поговорить. Всякие там инновации – это ж не просто для отчёта! Это ж надо делиться передовым опытом! Стало быть, если школа у тебя так себе, тогда ты едешь на семинар в другую школу и там набираешься уму, видя, как проводят показушные (чаще всего это, увы, так) открытые уроки или с умным видом несут банальщину, сопровождённую обязательной в наши дни презентацией, представляющей собою, как правило, набор экранов с текстом, который выступающий перед гостями учитель озвучивает профессионально поставленным голосом.

А вот если школа "передовая" (или даже без кавычек передовая), то она сама проводит семинары, и тогда уже ты готовишь открытый урок (и хвала тому, кто умеет делать это без показухи и без репетиций), а то и вещаешь что-то там инновационное. Если же тебе и вправду есть что показать, если у тебя есть свои нестыдные наработки, укладывающиеся в тему семинара, тогда готовься к тому, что большинству присутствующих будет и непонятно, и безразлично всё то, что тебе так дорого досталось. Выступил – и ладненько: начальству приятно, тебе спасибо, а то и грамотку дадут…

Высшая ступень показухи учительской – конкурсы для учителей. Всякие там конкурсы для молодых – это ещё так, ерунда, хотя тебя и туда пихнут, пока молодой. А главное – конкурс "Учитель года", на котором от тебя потребуется умение лизать нужное место нужным людям, навык саморекламы на пустом месте, способность провести открытый урок в тех рамках, какие существуют в головах жюри, а ещё удача, конечно. Не надейся стать финалистом – они заранее определены. Если вдруг определили тебя – что ж, большому кораблю, как известно…

Радужное междусловие. В финал этого конкурса, бывает, выходят и вполне достойные люди. Может быть, это будешь и ты. Но всё же не обольщайся. В принципе, если ты решил в школе работать, а не выслуживаться, будь готов к тому, что специалистом тебя признают не сразу. И это будет правильно: от диплома педвуза до учителя всё ж таки некоторое расстояние.



{…}А здесь, можно сказать, нет другого помышления, кроме того, чтобы благочинием и бдительностью заслужить внимание начальства.
{…}не столько медикаментами, сколько честностью и порядком.
{…}Уж на что, осмелюсь доложить вам, головоломна обязанность градоначальника! Столько лежит всяких дел, относительно одной чистоты, починки, поправки... словом, наиумнейший человек пришел бы в затруднение, но, благодарение богу, все идёт благополучно. Иной городничий, конечно, радел бы о своих выгодах; но, верите ли, что, даже когда ложишься спать, все думаешь: "Господи боже ты мой, как бы так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было довольно?.." Наградит ли оно или нет – конечно, в его воле; по крайней мере, я буду спокоен в сердце. Когда в городе во всём порядок, улицы выметены, арестанты хорошо содержатся, пьяниц мало... то чего ж мне больше? Ей-ей, и почестей никаких не хочу. Оно, конечно, заманчиво, но пред добродетелью все прах и суета.
Н.В. Гоголь.

Выше я говорил о том, что учитель должен делать за свою зарплату. Теперь – о том, что от учителя нужно начальству. Так вот, со времён Гоголя ничего не изменилось: ученики должны вести себя хорошо, ходить в установленной одежде, аккуратно вести тетради и пр. (Если что – виноват классный руководитель.) И ещё они должны "хорошо учиться". В переводе с бюрократического языка на русский это означает, что учитель должен повести дело так, чтобы и оценки были хорошие, и ученики были бы довольны, и родители не поднимали бы шум. Порядок и дисциплина – мечта среднестатистического директора. И плох для него не тот учитель, который не умеет преподавать, а тот, у которого нет "порядка": отчёты вовремя не сдаёт, родители учеников на него жалуются, и вообще… Недаром "нормальная" классная дама, если её не устраивает учитель, обязательно спровоцирует скандал, начиная от шума на родительском собрании или коллективного заявления директору и заканчивая доносом в округ (от родителей, конечно): понятно же, что недовольство будет вызвано именно тем, что учитель стал причиной "непорядка".

Можно и покороче: среднестатистический директор мечтает о том, чтобы всё было тихо. Любой "шум" привлекает ненужное внимание вышестоящих, а там, глядишь, могут и выговор влепить, и премии лишить, и школе "минус" запишут и потом ославят на весь округ как отстающую… Кстати, чтоб ты знал: каждый год все школы оцениваются по множеству критериев, и эта турнирная таблица является предметом неусыпной заботы завуча и директора. Половина идиотских требований к учителю имеет своей целью именно повышение рейтинга школы.

Для начальства хорош учитель, у которого все отчёты в порядке и сданы вовремя; у которого высокий пресловутый процент качества; у которого дети сидят на уроках спокойно и нет конфликтов ни с детьми, ни с родителями; который ладит с коллегами. И ещё одно: для начальства хорош тот учитель, который не мозолит начальству глаза: не задаёт бесконечных вопросов, не пристаёт с проблемами, не требует разбирательств…

Радужное междусловие. Часто многое из требуемого для рейтинга складывается и само собой, так что на работу время тоже остаётся. Не менее часто дальновидные классные дамы не дают родителям возмущаться, если, конечно, классной даме нравится учитель. Наконец, всё тот же среднестатистический директор будет защищать тебя и перед родителями, и перед вышестоящими, тем более что обычно-то обвинения вздорны.


Посмотришь, вечерком
Он чувствует себя здесь маленьким царьком.
А.С. Грибоедов.

Ты от методистов много слышал о педколлективе и мечтал работать среди единомышленников, каковыми мудро руководит интеллигентный (мы же учителя!) директор?

Не обольщайся. Для среднестатистического директора школа – его феод, а сам он – вассал ОУО. Но на своей-то земле он царь и бог! Вот попробуй не поучаствовать (хотя бы молчаливым присутствием) в поздравлении директора с днём рождения от своего методобъединения – и увидишь. У такого (а таких большинство, напоминаю) директора есть свои фавориты, есть просто "свои", которым и многое дано, и многое прощается, а ты не смей спрашивать, почему.

Радужное междусловие. Не все такие. Да и вообще – как себя поставишь…


Вот парадный подъезд.
По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом…
Н.А. Некрасов.

Коли доктор сыт, так и больному легче.
Из к/ф "Формула любви".

Более того, в большинстве своём учителя легко принимают это мелкопоместное самодержавие и вполне готовы быть под "добрым царём". Даже если директор – нормальный человек, даже если ему самому противно всё это, никуда ему от поклонения не уйти. Директора отдельно поздравляют родительские комитеты, некоторые ученики и их родители, благостно поддерживая всё то же средневековое низкопоклонничество. Например, принято петь дифирамбы директору на празднике последнего звонка и на выпускном вечере, причём фальшь этого пения не должна никому резать ухо – это нехорошо-с, поклоняться начальству надо искренне.

Дурной пример заразителен. Многие учителя любят подношения. Если классная дама – подношения должны быть посолиднее (хотя и подешевле, чем директору), если просто предметник – то попроще, но всё ж таки… Хотя это уже зависит от уровня культуры дающего. Многие, например, убеждены, что "датские" подарки сделать надо, но что при этом приносят – я выше уже сказал.

Кстати, к учителю, отказывающемуся от подарков, многие родители учеников тоже относятся настороженно: странный он человек!

Радужное междусловие. Не все такие. Да и вообще – как себя поставишь… (Я знаю, что это уже сказано выше. А нужно ли говорить что-то ещё?)


Ну как не порадеть родному человечку!
А.С. Грибоедов.

Ты "объективный" и не делаешь различий между учениками? У тебя нет любимчиков?

Не обольщайся. Поняв, что чаще всего школа воспринимается директором как его владения, следует понять и ещё одно: среди учеников есть директорские протеже. Это могут быть и родственники директора (мне приходилось учить директорскую дочь), и дети его друзей. Во-первых, это засланцы, которые разболтают всё, что происходит на твоих уроках, причём от характера ребёнка зависит, как будет подана информация. Во-вторых, это блатные засланцы: они чувствуют своё особое положение, и это, увы, часто отражается на атмосфере в классе.

Кроме того, в любой школе есть и другие "свои" дети: это дети учителей и учительских друзей, дети техперсонала, поваров и пр. И для большинства учительниц нормальной является следующая логика: это "наши" дети, мы не можем их "обижать". Стало быть, готовься подвинуть свою объективность…

Ещё один аспект. Большинство классных дам полагает, что их основная задача – выдавливать из учителя оценки. Как только подходит к концу четверть (или триместр), год – жди гостей. Главный аргумент, как всегда, "хорошая девочка" ("хороший мальчик"). Здесь объективным остаться особенно трудно. Держись!

Радужное междусловие. Ну, что тут сказать? Если поведёшь дело так, что все вокруг будут точно знать, что ты справедлив в своих требованиях и готов в любую минуту чётко объяснить оценку, от тебя отстанут. Но директорские дети – это директорские дети. Впрочем, и среди них попадаются сильные ученики. И среди учительских детей немало таких, кто мотивирован на хорошую учёбу просто тем фактом, что мама (реже папа) работает в этой же школе.


Радужное послесловие.

И ведь спросят меня: что я делаю в школе, если там всё так плохо? Какое удовольствие я нахожу в этой работе? Или мне больше некуда податься?

И ещё спросят меня: зачем я вообще всё это написал? И не хочу ли я отпугнуть от школы молодых и перспективных педагогов?

И опять спросят меня: если я пишу для учителей, почему я публикую это здесь? Почему не на учительском сайте? Почему не в журнале или в газете?


С удовольствием отвечаю.

В школе я работаю, причём с охотой и удовольствием. Все её пороки, о которых сказано выше, можно пережить. Часто мне удаётся настоять на своём, и в основном я в школе занимаюсь всё-таки преподаванием, а это очень и очень интересная работа – для тех, кто понимает, конечно :)

Говорить о том, что именно интересного в профессии школьного учителя, я не стану, потому что текст обращён к учителю, пусть и начинающему, а уж он-то должен понимать, зачем в школу пошёл. А написал я это всё потому, что никакой методист ни в каком институте об этом не расскажет, а лучше быть морально готовым к подводным камням.

Кстати, нетрудно заметить, что большинство из того, что здесь рассказано, справедливо для многих других мест работы – разве что в несколько иной форме, а суть та же. Что ж теперь, вообще не работать?

А публиковать это на учительском сайте бессмысленно – там верховодит иная публика, там такого не любят. Журналы? Газеты? Боюсь, для прессы это не настолько остро: без конкретных фактов, без имён – в общем, без разоблачений. Здесь же если и прочтёт кто, кому хватит терпения и интереса дочитать до конца, то, может, и поделится с кем-нибудь, кому это надо, а может, и для себя что-то нужное найдёт.
Да и сколько можно спрашивать? Раз я словесник, то моё дело – словеса. Так это как раз они!

PS. О том же самом, но подробнее и серьёзнее - здесь: http://eelmaa.net/enote/215


4 комментария:

Евгений комментирует...

Я и плачу, и смеюсь!
Дочитал до конца.
Неужели всё такк сурово?
А я учителем собираюсь стать!

Светлана Георгиевна комментирует...

Да, Евгений, ужас-ужас!

Сергей Райский комментирует...

Браво тёзка!
Ствтья навеяла несколько строк:

Пахать, пахать и ещё раз пахать!
От работы такой – непомерно простой
Я устал, я поник, я «Угас».
Может волком завыть? Может в море уплыть?
И найти там затерянный остров.
Но чиновников сверху «правильный» класс
Директивами давит на «полный газ».
Принуждая снова пахать и сеять.
Тормознуть бы их всех, да отправить бы в лес.
Песни птиц на опушке послушать.
На просторы страны посмотреть с высоты
И подумать о бренном и вечном.
Для чего мы живём? Да куда мы идём?
А быть может мы валимся в пропасть?

Светлана Георгиевна комментирует...

Спасибо!