Читаю работы, посвящённые методике обучения школьников русскому языку Г.А.Бакулиной в начальных и средних классах.
Статьи Г.А.Бакулиной в журнале "Русский язык в школе".
1.Без автора. Субъективизация процесса обучения. Выполнение текстовых упражнений. - Журнал "Пачатковая школа", 2009, №10.
"Автором методики «Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе» является доктор педагогических наук, профессор Г. А. Бакулина. Под субъективизацией понимается качественно новый уровень вовлеченности учащихся в планирование и осуществление учебного процесса. Одно из направлений данной методики - новый подход к выполнению текстовых упражнений, во время работы с которыми требуется соблюдение ряда условий:
1. Тексты должны иметь воспитывающе-познавательный характер. Это позволяет воздействовать на нравственно-этические качества учащихся, совершенствовать их знания об окружающем мире, поддерживать интерес к русскому языку.
2. Текст обычно представляется детям в незавершенном виде, без сформулированного к нему задания. Школьники на основе анализа предложенного учителем исходного текста (деформированного, незаконченного и т. п.) и дополнительной записи (таблицы, схемы, справки) самостоятельно формулируют задание и восстанавливают или составляют текст.
3. Работа с текстом завершается выполнением школьниками дополнительных заданий поискового характера из разных разделов русского языка, составленных на материале написанного текста в нетрадиционной форме. Задания направляют действия учащихся, но не содержат конкретных указаний, способствуя тем самым углублению их языковой грамотности".
Читать полностью здесь
4.Котина Татьяна Ильинична. Интеллектуально-речевое развитие учащихся на уроках русского языка средствами субъективизации. - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".
"Обязательным структурным этапом урока, проводимого средствами субъективизации, является словарно-орфографическая работа, которая тоже основывается на непосредственном, активном и сознательном участии школьников в определении предназначенного для изучения нового “трудного” слова. С помощью специальных упражнений учащиеся самостоятельно определяют ее тему; в процессе беседы-рассуждения формулируют лексическое значение слова, определяют понятие, им обозначаемое; пользуясь словарем, рассказывают о происхождении и написании этого слова. С помощью упражнений, способствующих развитию творческого мышления, внимания, памяти, речи, они включают новое слово в свой словарный запас".
Читать полностью здесь
Статьи Г.А.Бакулиной в журнале "Русский язык в школе".
1.Без автора. Субъективизация процесса обучения. Выполнение текстовых упражнений. - Журнал "Пачатковая школа", 2009, №10.
"Автором методики «Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе» является доктор педагогических наук, профессор Г. А. Бакулина. Под субъективизацией понимается качественно новый уровень вовлеченности учащихся в планирование и осуществление учебного процесса. Одно из направлений данной методики - новый подход к выполнению текстовых упражнений, во время работы с которыми требуется соблюдение ряда условий:
1. Тексты должны иметь воспитывающе-познавательный характер. Это позволяет воздействовать на нравственно-этические качества учащихся, совершенствовать их знания об окружающем мире, поддерживать интерес к русскому языку.
2. Текст обычно представляется детям в незавершенном виде, без сформулированного к нему задания. Школьники на основе анализа предложенного учителем исходного текста (деформированного, незаконченного и т. п.) и дополнительной записи (таблицы, схемы, справки) самостоятельно формулируют задание и восстанавливают или составляют текст.
3. Работа с текстом завершается выполнением школьниками дополнительных заданий поискового характера из разных разделов русского языка, составленных на материале написанного текста в нетрадиционной форме. Задания направляют действия учащихся, но не содержат конкретных указаний, способствуя тем самым углублению их языковой грамотности".
2.Без автора. Информационный бюллетень "В помощь учителю и методисту". - М., 2006.
"В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПРИНЦИП МЕТОДА СУБЪЕКТИВИЗАЦИИ?
В соответствии с ней ученик становится не только объектом, но и субъектом процесса обучения. Согласно предлагаемой методике учащимся передается часть функций учителя:
— они принимают активное и осознанное участие в организации и проведении всех или большинства структурных этапов урока;
— формулируют тему и цель всего урока;
— определяют виды и содержание своей учебной деятельности на отдельных его
структурных этапах;
— составляют задания к выполняемым на уроке упражнениям;
— принимают активное участие в овладении новым учебным материалом, самостоятельно формулируют выводы, определения изучаемых языковых категорий, орфографические правила.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МОБИЛИЗУЮЩЕГО ЭТАПА
Мобилизующий этап проводится сразу после оргминутки и длится 3–4 минуты, в течение которых решается несколько задач:
— обеспечивается высокий уровень вовлеченности школьников в учебную деятельность;
— в нетрадиционной форме повторяется ранее изученный учебный материал, необходимый для изучения новой темы;
— на его основе учащимися формулируются тема и образовательная цель урока".
3.Воронина Любовь Георгиевна. Средства субъективизации на уроках русского языка. Конспект урока в 6-м классе.- Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".
"Во время изучения нового материала эффективность работы подкрепляется за счет использования исследовательских методов. Учитель готовит исходный учебный материал, предусматривая последовательность мыслительных операций, а на уроке направляет действия ученика. Учащиеся, осуществляя практические действия, поэтапно формулируют новое правило или определяют понятие. Затем привлекается материал учебника, сравнивается с выводами детей и, возможно, дополняется.
Выполняя упражнения на закрепление изученного, школьник совершает несколько умственных операций (например, сравнение, группировку, обобщение) и включает разные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую. Это реализуется через постановку нетрадиционных заданий и необычной компоновки языкового материала. Ко многим упражнениям учащиеся придумывают задания самостоятельно. Таким образом, одновременно стимулируется и интеллектуальное, и лингвистическое развитие ученика".Читать полностью здесь
4.Котина Татьяна Ильинична. Интеллектуально-речевое развитие учащихся на уроках русского языка средствами субъективизации. - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".
"Обязательным структурным этапом урока, проводимого средствами субъективизации, является словарно-орфографическая работа, которая тоже основывается на непосредственном, активном и сознательном участии школьников в определении предназначенного для изучения нового “трудного” слова. С помощью специальных упражнений учащиеся самостоятельно определяют ее тему; в процессе беседы-рассуждения формулируют лексическое значение слова, определяют понятие, им обозначаемое; пользуясь словарем, рассказывают о происхождении и написании этого слова. С помощью упражнений, способствующих развитию творческого мышления, внимания, памяти, речи, они включают новое слово в свой словарный запас".
Читать полностью здесь
2 комментария:
Светлана Георгиевна! С удовольствием пердаю вам эстафету-награду "Чудо блог"!Поздравляю! Желаю творческих успехов!
Наталья Павловна, очень рада, спасибо!
Отправить комментарий