понедельник, 18 июня 2012 г.

Александр Привалов: "При таком раскладе хоть в Гохране проводи экзамены — будут списывать. Наловчатся"

Эксперт
Александр Привалов
Мне хватило десяти минут в Яндексе, чтобы найти тучу свидетельств: да, варианты ЕГЭ с ответами — или только варианты, или только ответы — появляются в сети в товарных количествах до начала экзамена. Вот один из специализированных сайтов. Материалы ЕГЭ по математике (в скобках, конечно, оговаривается: «возможные») предлагаются за день до старта — с фарисейской припиской: «Математика обязательный предмет и многие её плохо понимают, но что делать, сдавать придется. Мы постараемся вам помочь с ответами на ЕГЭ 2012 по математике, но все равно в первую очередь расчитывайте на себя!»*. И школьники с комической наивностью щебечут об этих ливневых утечках в социальных сетях. Вот некая Нина в 23:53 накануне экзамена взывает к друзьям: «ребят кто нибудь уже нашел варианты Егэ по физике с дальнего востока?)»*. Её вскоре успокаивают: нашли. Вот другая барышня нервничает: «сижу у подруги в хате, жду флешку с вариантом ЕГЭ... сегодня дерьмовыйдень....дерьмовый((»*. А вот итоговые впечатления некой Кати: «Сегодня на егэ по обществу за мной сидел парень, который списывал с распечатанных ответов по вариантам. И таких примерно половина»*.
Половина таких или не половина — вопрос открытый. Скажем, в Общественной палате считают, что сдача ЕГЭ в этом году проходит прилично: на «горячую линию» ОП приходит вчетверо меньше звонков, чем в прошлом году, а «что касается коррупции, то в этом году обращений буквально в сотни раз меньше». Но я склонен верить сетевой Кате — мой кустарный мини-опрос дал результат, более сходный с её оценкой. Я нашёл здесь, в редакции, пятерых коллег, у которых дети (племянница, внучка) сдают ЕГЭ в этом году; четверо уверенно подтвердили: да, списывают многие. «Ответы по общаге предлагались накануне экзамена за сто рублей, варианты с ответами — за полторы тысячи. Подруга купила. Продавец честно предупреждал, что ответы могут быть с ошибками, но ошибок оказалось мало». «Телефоны пронёс все, кто хотел. Они почему-то считают, что опасно, если телефон зарегистрирован на твоё имя. Покупают в переходе безымянные симки». «Внучка написала на 87 баллов, а её подружка купила вариант и написала на 92». Спасибо ещё, что мой опрос не репрезентативен — хоть про микронаушники или про учителей, подсовывающих правильные ответы, мои респонденты не говорили; а ведь сеть полна подобными рассказами.
Депутат Думы Костунов послал запрос министру образования Ливанову: мол, «за день до сдачи ЕГЭ по математике в сети интернет были размещены ответы на большинство вариантов заданий» — разберитесь. Министр тут же заявляет по радио: «Могу ответственно сказать, что до экзаменов ни одного КИМа в сети не было». Уже во время экзаменов — да, были, но «единичные случаи» и «по этим делам идут проверки». Никакие скриншоты, разумеется, в таком споре не помогут. Минобр не признáет массовости нарушений никогда — просто потому, что это означало бы признать провал всей школьной реформы, а на такое признание никто не готов и готов не будет. Внедрение и «принятие обществом» единого госэкзамена — главная гордость реформаторов; даже если вся страна будет знать, что всешкольники так или иначе списывают ЕГЭ (что пока явная неправда), официально это останется ложным слухом и будет ответственно опровергаться.
Надо признать: Минобр и Рособрнадзор очень стараются обеспечить честность экзамена. Глушилки, видеокамеры, рамки металлодетекторов, независимые наблюдатели — you name it. Да только проку от всего этого не видать. И сколько-то учительниц уже уволены, и сколько-то учеников уже выгнаны с экзамена и лишены права пересдачи в этом году, и даже сколько-то уголовных дел, говорят, заведено, а дети всё пишут в соцсетях то, что пишут, а родители рассказывают то, что рассказывают, — и нет оснований надеяться, что они врут.
Петербургский учитель Гущин, и в прошлом году разоблачавший в «Учительской газете» массовое списывание ЕГЭ с помощью соцсетей, и в этом году вновь разоблачающий его же, с видимой завистью поминает Францию, где раскрытие «утечки» экзаменационных материалов дважды приводило к отмене результатов экзамена по всей стране и проведению его заново. Я восхищаюсь принципиальностью добрых французов, но не вижу резона им подражать. Переэкзаменовка национального масштаба у нас невозможна (и по идеологическим, и по практическим причинам) и не нужна: на ней в точности так же стали бы массово списывать, подсказывать и проч.
Принципиальный порок ЕГЭ в минобровском исполнении — несуразная весомость результатов этого, в общем, несложного теста. От баллов, получаемых школьником по ЕГЭ, зависит не только судьба самого школьника и его родителей; от них, прямо или чуть косвенно, зависят зарплата учителя и реноме директора, престижность вузов и карьера всей вертикали минобровских чиновников, репутация города и региона.
Конечно, ректор или министр гораздо меньше заинтересованы в высоких баллах Васи, чем Васина мама, но заинтересованы же. А вот в том, чтобы Васе не начислили лишнего балла, не заинтересован никто — ни одна живая душа, а уж тем более ни одна системная сила. При таком раскладе хоть в Гохране проводи экзамены — будут списывать. Наловчатся.
И странно радоваться, что списывают пока не все — даже не большинство. Зато все уже знают, что можно так — и можно так. Можно долго заниматься — можно быстро списать. Если в школе ты не учишься, а получаешь образовательные услуги, то, в конце-то концов, велика ли разница, которую именно услугу получить? чем флешка с ответами на ЕГЭ хуже любого другого сервиса? Если школьное образование ценно лишь тем, что даёт тебе талон на попадание в вуз (который, в свою очередь, даст талон на получение большей зарплаты), то почему бы этот талон и не купить? Что потом, когда купленных талонов становится много, по ним постепенно перестают платить, — такие дальние соображения никого не остановят. Большие люди всё повторяют нам, что в ЕГЭ плюсов больше, чем минусов. Хотелось бы наконец что-нибудь узнать про плюсы, перевешивающие массовое обучение основам цинизма.

Комментариев нет: