Источник
Сергей Морозов
После позавчерашнего медведевского совещания по поводу нового закона "Об образовании" заговорили о том, что вот мол, какой хороший закон, он прописывает статус педагогического работника, или шкраба, как говорили классики.
Однако, глядючи на список всего того, что гарантируют и обещают шкрабам статьи с 47 по 52 - ую я вижу и и подводные камни, и популистские обещания, а то и вредные вещи, завернутые в красивую обертку.
Во-первых, я не уловил. нужно ли специальное педагогическое образование для этих самых педработников. Речь идет о необходимости высшего и специального образования, а вот будет ли педагогическим оно не сказано. Это значит, что в случае ненужности собственно педагогического образования все педвузы оказываются под угрозой закрытия или необходимостью перепрофилирования. Кому нужно образование, которое ни для чего не нужно?
Далее нам обещается свобода преподавания, методов, форм и т.д. Это уже дежурные фразы, и не факт что они полезны в плане общем для образовательной системы. Фактически перед нами разрешение на то, что каждый будет заниматься каждый чем и во что горазд. Где же тогда хваленое единое образовательное пространство?
Вот пункт, который мне вовсе не нравится: право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, методических материалов и иных составных частей образовательной программы
Вообще-то это не право уже, а обязанность, которую вышестоящие органы переваливают теперь на учителей. Вместо того, чтобы в рамках имеющихся вариантов программ заниматься оптимальным выстраиванием учебного процесса учителя понуждают продумывать его весь от начала до конца от абстрактных вопросов содержания и методики до конкретных домашних заданий.
Какие-то из предлагаемых шкрабам гарантий уже опровергнуты. Так под вот этот пункт:
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; уже подкапывается министерство финансов. Никакой досрочной пенсии им не предполагается.
Еще одна сказка:
7. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом: методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, мониторинговая работа, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий с обучающимися. Конкретные должностные обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами и (или) должностными инструкциями.
Соотношение учебной (преподавательской) и другой работы педагогических работников в пределах рабочей недели или соответственно учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.
Ничего из того, что перечислено кроме как аудиторная нагрузка практически не оплачивается. И я, думаю, это вряд ли изменится в будущем. Опять же, отсутствуют как четкие критерии оплаты, так и ее источники, ибо образовательные учреждения у нас, как я понимаю переведены на четкое бюджетное финансирование и неопределенный собственноручный заработок. так что это только благие пожелания и красивые слова, не более того.
Особенно зловещими на мой взгляд выглядят пункты об ответственности шкрабов, но не потому что они неверны принципиально, а потому, что отсутствуют условия для их реализации: при реализации содержания образовательных программ учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья; взаимодействовать при необходимости с организациями здравоохранения;
Как выполнить этот пункт, если большинство наших учебников и методик, наших учебных помещений и оборудования ему не соответствуют?
Еще более сложностей с другим пунктом:
Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный процесс в целях политической агитации, принуждения их к принятию политических, религиозных или иных убеждений или отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
Ну, допустим с проповедью национального превосходства все ясно, хотя это тоже такой двойственный пункт. А как быть с политической агитацией? Ведь воспитание патриота и гражданина невозможно без политической агитации.
В общем, нужно поумерить восторги и подумать, насколько все это соответствует реальному положению дел, и насколько это может быть на практике реализовано.
На мой взгляд, все это опять останется на бумаге.
Сергей Морозов
После позавчерашнего медведевского совещания по поводу нового закона "Об образовании" заговорили о том, что вот мол, какой хороший закон, он прописывает статус педагогического работника, или шкраба, как говорили классики.
Однако, глядючи на список всего того, что гарантируют и обещают шкрабам статьи с 47 по 52 - ую я вижу и и подводные камни, и популистские обещания, а то и вредные вещи, завернутые в красивую обертку.
Во-первых, я не уловил. нужно ли специальное педагогическое образование для этих самых педработников. Речь идет о необходимости высшего и специального образования, а вот будет ли педагогическим оно не сказано. Это значит, что в случае ненужности собственно педагогического образования все педвузы оказываются под угрозой закрытия или необходимостью перепрофилирования. Кому нужно образование, которое ни для чего не нужно?
Далее нам обещается свобода преподавания, методов, форм и т.д. Это уже дежурные фразы, и не факт что они полезны в плане общем для образовательной системы. Фактически перед нами разрешение на то, что каждый будет заниматься каждый чем и во что горазд. Где же тогда хваленое единое образовательное пространство?
Вот пункт, который мне вовсе не нравится: право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, методических материалов и иных составных частей образовательной программы
Вообще-то это не право уже, а обязанность, которую вышестоящие органы переваливают теперь на учителей. Вместо того, чтобы в рамках имеющихся вариантов программ заниматься оптимальным выстраиванием учебного процесса учителя понуждают продумывать его весь от начала до конца от абстрактных вопросов содержания и методики до конкретных домашних заданий.
Какие-то из предлагаемых шкрабам гарантий уже опровергнуты. Так под вот этот пункт:
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; уже подкапывается министерство финансов. Никакой досрочной пенсии им не предполагается.
Еще одна сказка:
7. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом: методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, мониторинговая работа, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий с обучающимися. Конкретные должностные обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами и (или) должностными инструкциями.
Соотношение учебной (преподавательской) и другой работы педагогических работников в пределах рабочей недели или соответственно учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.
Ничего из того, что перечислено кроме как аудиторная нагрузка практически не оплачивается. И я, думаю, это вряд ли изменится в будущем. Опять же, отсутствуют как четкие критерии оплаты, так и ее источники, ибо образовательные учреждения у нас, как я понимаю переведены на четкое бюджетное финансирование и неопределенный собственноручный заработок. так что это только благие пожелания и красивые слова, не более того.
Особенно зловещими на мой взгляд выглядят пункты об ответственности шкрабов, но не потому что они неверны принципиально, а потому, что отсутствуют условия для их реализации: при реализации содержания образовательных программ учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья; взаимодействовать при необходимости с организациями здравоохранения;
Как выполнить этот пункт, если большинство наших учебников и методик, наших учебных помещений и оборудования ему не соответствуют?
Еще более сложностей с другим пунктом:
Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный процесс в целях политической агитации, принуждения их к принятию политических, религиозных или иных убеждений или отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
Ну, допустим с проповедью национального превосходства все ясно, хотя это тоже такой двойственный пункт. А как быть с политической агитацией? Ведь воспитание патриота и гражданина невозможно без политической агитации.
В общем, нужно поумерить восторги и подумать, насколько все это соответствует реальному положению дел, и насколько это может быть на практике реализовано.
На мой взгляд, все это опять останется на бумаге.
Комментариев нет:
Отправить комментарий