вторник, 14 августа 2012 г.

"Школа здесь – не образовательное учреждение, а место работы чиновников–учителей. Они знают только свои права – зарплата, отпуск, больничный"

Источник
Александр Альтер, Берлин
О школьном образовании в Германии
Письмо Олегу Смолину
Пару слов о себе.
Я родился в 1956 году в Москве, где окончил десятилетку (английскую спецшколу в районе метро Аэропорт), поступил на факультет двигателей МАИ, который закончил в 1979 году. Все годы был Ленинским стипендиатом. Еще будучи студентом ездил по школам и рассказывал об институте, об авиационно-космической технике, выступать перед аудиторией начал довольно рано. В 1983 году защитил диссертацию по экономике. После этого преподавал и занимался научной работой в течение 10 лет. Я преподавал как непосредственно в МАИ, так и на московских авиационных предприятиях (в рамках специальной программы по подготовке линейных руководителей), а также в Арзамасе, где был тогда филиал МАИ. Я читал лекции для потоков в 300–400 человек и вел семинарские занятия для групп в 10–20 человек.
Это я все пишу для того, чтобы было понятно, что о преподавании я некоторое представление имею. Сами знаете, преподаватели тогда получали очень хорошие деньги, все было замечательно, карьера моя шла стремительноо вверх. Я выучил японский язык, занимался переводами. Затем – перестройка, обстановка очень изменилась. Практически все молодые преподаватели и сотрудники, которые были на что-то способны, из стен института ушли. Ушел, скрепя сердце, и я. Организовал свой кооператив – группа ведущих программистов из ВЦ Академии наук разрабатывала программное обеспечение, которые мы пытались продавать. Очень больших денег не заработал, но ощущение свободы было. Затем – предательство. Оказался почти на мели. В 1993 году уехал на ПМЖ в Германию. Хотел закончить бизнес школу и приехать работать в Москву. Не получилось. Не бедствую, но профессиональная карьера не состоялась. Все. О себе закончил. Теперь по сути вопроса.
Моя единственная дочь родилась в 1995 году в Германии и в этом году заканчивает одну из лучших государственных гимназий Берлина. Она говорит по-немецки и по-русски. У нас строго – в семье – только по-русски. Кроме того, она многие годы посещает занятия по русскому языку. В школе учила английский, французский и немного латынь.
Когда она была еще совсем ребенком, тесты показывали ее особую одаренность, в частности – в области математики.
Через несколько дней – выпускной вечер. Я жду его – не дождусь, чтобы подойти к директору и выразить ему свое искреннее «восхищение». «Восхищение» системой образования в Германии, «восхищение» им лично и учителями гимназии, которые из способных детей всего за несколько лет сделали «маугли».
Выпускники этой гимназии, может быть кроме языков, не знают практически ничего – ни математики, ни физики, ни химии, ни биологии, НИЧЕГО. О литературе я вообще не говорю – как предмета ее в школе нет. Школа здесь – не образовательное учреждение, а место работы чиновников–учителей. А с чиновников в Германии спроса нет. Учителя отчитываются не за тот материал, который они вложили в головы учеников, а за часы работы. Текучесть кадров высокая, и каждый следующий учитель не принимает во внимание, какой материал был прочитан до него. Руководство школы не посещает занятия учителей. Системная работа с учебниками отсутствует – всё какие-то разрозненные листочки. Учителя большей частью не обладают педагогическими навыками, не любят детей, не знают свои дисциплины. Они знают только свои права – зарплата, отпуск, больничный. Переработки исключены.
В самом начале обучения детей не учат правильно сидеть, правильно писать, вставать, когда входит учитель, считать в уме, правильно разговаривать со взрослыми, нет списков рекомендованной литературы для каждого класса и т.п. Дети не пишут сочинения, изложения, не доказывают теоремы, не поощрается решение задач разными способами. Является общепринятым, когда после 7–8 часов бесполезного пребывания в школе дети идут к репетиторам, которые помогают им разобраться в том, что же такое наговорил или недоговорил на уроке учитель. Это касается даже хорошо успевающих учеников. Почерк не отрабатывается, зато учителя натаскивают детей на письмо печатными буквами. Зачем? А чтобы в дальнейшем заполнять формуляры в различных учреждениях. В некоторых школах есть уроки, где учат, например, заполнять формуляры для биржы труда. Перспектива ясна?
Поэтому, когда Вы говорили, что общество не заинтересовано в хорошо образованных амбициозных людях, Вы были абсолютно правы. Продуцируется быдло. Пушечное мясо. Ничего не знающее и ни к чему не стремящееся. Так для общества спокойнее, постольку-поскольку для Европы стабильность стоит на первом месте.
Покидая школу и не обладая никакими знаниями и интересами, дети не могут выбрать свой дальнейший путь, да и неизвестно, могут ли они потянуть дальнейшее обучение на более высокой ступени.
Как на все это реагируют немецкие родители? А никак. Здесь вообще не принято выражать свое недовольство, в том числе на собраниях в школе. К тому же это может навредить ребенку – учителя будут относиться к нему более предвзято. Об отношении к детям эмигрантов я даже писать здесь не буду. Но зато знаете, кто успевает в школе лучше других? Дети, которые учились в российских школах. Даже, пускай, всего несколько классов. Этой российской закваски им хватает на всю жизнь.
Зато насаждается и даже пропагандируется точка зрения на жизнь, которая как бы отражает (псевдо)свободу и (псевдо)демократичность западного общества, а на самом деле еще в большей степени делает из детей зомби – абсолютная правомерность гомосексуальных связей, ранний секс, доносительство, лень, отсутствие ответственности и т.п.
Понимаете, если в эпоху моего детства и юности общество, школа, пионерская организация, средства массовой информации воспитывали детей в одном духе, то теперь нам с женой приходится в «утлой лодчонке» плыть против течения – против западного общества, против устоев местной школы, против здешних средств массовой информации, поскольку мы их не разделяем и считаем предельно вредными для детей.
В приватных гимназиях дело обстоит не лучше. Есть, конечно, и привилегированные интернаты, куда местная элита направляет своих детей. Поэтому все, что Вы говорили по поводу перспектив образования в России, в Западной Европе уже реализовано. Надеюсь, что России все же не удастся в обозримом будущем догнать в этом Европу. Я прекрасно понимаю, что Вы гораздо лучше осведомлены о положении дел с образованием в России, но хочу Вам сказать, что мои друзья очень довольны школами, в которых учатся их дети.
Буду рад возможности когда-нибудь познакомиться с Вами лично. Желаю Вам здоровья и успехов в Вашем благородном деле.
С уважением, Александр Альтер, Берлин

8 комментариев:

Валентина Саблина комментирует...

Светлана Георгиевна, здравствуйте! Можно я размещу эту статью в своём блоге?

Светлана Георгиевна комментирует...

Валентина Васильевна, конечно. А статья очень полезная!

Валентина Саблина комментирует...

Очень-очень полезная! Кстати, Ваш блог по -прежнему для меня является одним из самых лучших источников альтернативной информации по образованию, методике преподавания, новинкам литературы и кино. Спасибо!
И ещё об одном: что-то не слыхать о вашей знаменитой писательнице...

Светлана Георгиевна комментирует...

Спасибо, Валентина Васильевна, очень рада.
Колядина написала "Потешную ракету", работает журналистом здесь http://www.metronews.ru/, получила премию почётного финалиста "Нонконформизм - 2012" ("Независимая газета").

Людмила комментирует...

Светлана, спасибо за столь интересную информацию о зарубежном образовании. Еще до этого я начиталась об итальянском...Разместили ссылки на ваш материал в соцсетях...

Надежда комментирует...

Очень интересная статья об образовании! Многое обычно идеализируешь! Спасибо!

Светлана Георгиевна комментирует...

Людмила, спасибо за отклик.

Светлана Георгиевна комментирует...

Да, Надежда, согласна с Вами.