Необходимо отметить, что так
называемый "Единый орфографический режим" ("Единые требования к устной и письменной речи
учащихся к проведению письменных работ и
проверке тетрадей". Методическое письмо
Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г.
№ 364-М) утратил свою силу Приказом
Министерства просвещения РСФСР от 18.12.1987 г.
№ 224.
I.
Требования к речи учащихся
II. Работа педагогического
коллектива по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся
Б. О письменных работах учащихся общеобразовательных школ
1. Виды письменных работ учащихся
В вечерних (сменных) общеобразовательных школах:
2. Количество и
назначение ученических тетрадей
3. Порядок ведения тетрадей учащимися
4. Порядок проверки письменных
работ учителями
На сегодняшний день нормативных
требований к оформлению письменных работ
учащихся нет.
В соответствии с Федеральным законодательством (ст. 32 "Компетенция и ответственность образовательного учреждения" Закона РФ "Об образовании") "осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего Закона" отнесено к компетенции образовательного учреждения. При этом в Федеральном законодательстве не определяется не только содержание и структура документов, регламентирующих процедуру осуществления текущего контроля и промежуточной аттестации учащихся, но и их название и вид. Каждое образовательное учреждение самостоятельно решает данный вопрос - помимо внутришкольного Положения о промежуточной аттестации учащихся, разработать и Положение о проверке тетрадей.
В соответствии с Федеральным законодательством (ст. 32 "Компетенция и ответственность образовательного учреждения" Закона РФ "Об образовании") "осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего Закона" отнесено к компетенции образовательного учреждения. При этом в Федеральном законодательстве не определяется не только содержание и структура документов, регламентирующих процедуру осуществления текущего контроля и промежуточной аттестации учащихся, но и их название и вид. Каждое образовательное учреждение самостоятельно решает данный вопрос - помимо внутришкольного Положения о промежуточной аттестации учащихся, разработать и Положение о проверке тетрадей.
Методическое
письмо Минпроса РСФСР от 01.09.1980 № 364-М
«О единых
требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ
и проверке тетрадей»
А. Требования к устной и
письменной речи
Владение грамотной речью является непременным условием
активного творческого участия каждого гражданина СССР в производственной и
общественной жизни страны. В период развернутого строительства коммунизма
предъявляются все более высокие требования к уровню владения языком как орудием
познания, общения и творческого созидания.
Формирование речевой культуры подрастающего поколения
как необходимое условие подготовки молодежи к полноценной трудовой деятельности
призвана обеспечить, прежде всего, школа. В настоящее время созданы необходимые
условия для целенаправленной работы по формированию речевых умений и навыков: в
программах усилено внимание к вопросам культуры речи учащихся, во многих школах
для этих целей широко используются факультативные занятия, большую помощь в
воспитании у школьников внимательного отношения к слову и связной речи
оказывают печать, радио, телевидение.
Ведущая роль в овладении учениками культурой
устной и письменной речи, прочными орфографическими и пунктуационными навыками
принадлежит преподавателям русского языка и литературы, которые должны
выполнить эту задачу за восемь лет обучения учащихся в школе. Однако родной
язык в общеобразовательной школе не только предмет изучения, но и средство
обучения основам всех наук. В связи с этим необходима такая постановка
преподавания всех предметов в школе, при которой воспитание речевой культуры
учащихся осуществляется в единстве, общими силами всех учителей; требования,
предъявляемые на уроках русского языка, должны поддерживаться учителями всех
предметов как на уроках, так и во время внеклассных занятий, в работе пионерской
и комсомольской организаций. Администрации школы необходимо направлять,
координировать и контролировать работу по осуществлению единого речевого режима
в школе. Следует включать вопросы о единых требованиях к устной и письменной
речи школьников в работу педагогических советов, в систему внутришкольного
контроля, организовывать обмен опытом учителей-предметников и проводить
совместные заседания методических объединений, посвященные вопросам повышения
культуры речи учащихся. Необходимо привлекать учащихся к активной борьбе за
чистоту и правильность русской речи, использовать стенды «Пиши правильно»,
«Люби и знай русский язык», «Правильно ли мы говорим?».
Успех работы по повышению культуры речи и
общей культуры учебного труда учащихся зависит от слаженной деятельности всего
педагогического коллектива школы, от того, как проводятся в жизнь единые
требования к устной и письменной речи учащихся всеми учителями и другими
работниками школы.
Любое высказывание учащихся в устной и
письменной форме (развернутый ответ на определенную тему, доклад, описание
физического или химического опыта, рецензия на ответ товарища и т. д.) следует
оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое
оформление.
Учащиеся должны уметь:
говорить или писать на тему, соблюдая ее
границы;
отбирать наиболее существенные факты и
сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;
излагать материал логично и последовательно (устанавливать
причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые
обобщения и выводы);
правильно и точно пользоваться языковыми
средствами для оформления высказывания;
строить высказывание в определенном стиле (разговорном,
научном, публицистическом и др.) в зависимости от цели и ситуации общения (на
уроке, собрании, экскурсии, в походе и т. д.);
отвечать громко, четко, с соблюдением логических
ударений, пауз и правильной интонации;
оформлять любые письменные высказывания с
соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.
Грамотно оформленным следует считать
высказывание, в котором соблюдаются:
1) правила произношения и ударения;
2) правила употребления слов в соответствии с
их значением, закрепленным в словарях, и особенностями использования в
различных стилях речи;
3) правила образования и изменения слов, а
также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями
грамматики;
4) правила орфографии и пунктуации, не допускаются
ошибки в написании изученных терминов, заглавных букв в географических
названиях, в названиях исторических событий, в собственных именах писателей,
ученых, исторических деятелей и др.
Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается
разнообразием словаря, богатством грамматического строя, уместным использованием
эмоционально окрашенных средств речи.
Для речевой культуры учащихся важны и такие
умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно
относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в
обсуждении проблемы и т. д.
Воспитание речевой культуры школьников может
успешно осуществляться только в результате целенаправленных и квалифицированных
действий всего педагогического коллектива.
С этой целью рекомендуется:
1. Каждому учителю при подготовке к уроку
тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех
формулировок; грамотно оформлять все виды записей (на классной доске, в
школьном журнале, в дневниках учащихся, в рабочих планах и т. п.); писать
разборчивым почерком. Не допускать в своей речи неправильно построенных
предложений и оборотов, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов
и неточности в формулировках определений.
2. Учителям начальных классов постоянно
формировать представление у учащихся о богатстве русской речи, регулярно
проводить обучение нормам литературного языка, особое внимание уделять новой и
более трудной для школьников форме речи - письменной, всем формам ее
проявления, записям решения задач в тетради по математике, записям наблюдений
за природой в «Дневнике наблюдений» по природоведению; при планировании работы
предусматривать развитие навыков связной речи и обучение выразительному чтению
на всех уроках; учителям - предметникам, ведущим в начальных классах уроки
музыки, изобразительного искусства, физической культуры, усилить внимание к
вопросам повышения культуры речи младших школьников, учитывая, что в I—III классах закладываются основы
грамоты и речевой культуры.
3. Учителям - предметникам:
Больше внимания уделять формированию на всех
уроках умений анализировать, сравнивать, сопоставлять изученный материал, при
ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения.
На уроках проводить специальную работу,
направленную на полноценное восприятие учащимися учебного текста и слова
учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации,
но и образцами правильно оформленной речи. В ходе этой работы учащимся целесообразно
предлагать такие задания, как например: сформулировать тему и основную мысль сообщения
учителя, составить план.
Шире использовать выразительное чтение вслух
как один из важнейших приемов формирования культуры устной речи учащихся, как средство
эмоционального и логического осмысления текста.
Настойчиво учить школьников работать с книгой,
пользоваться разнообразной справочной литературой по предмету, каталогом и
картотекой, подбирать литературу по определенной теме, правильно оформлять результаты
самостоятельной работы с книгой, обучать составлению тезисов, конспектов,
цитатного материала, списков литературы и т. д.
Систематически проводить работу по обогащению
словарного запаса учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого
предмета. При объяснении такие слова произносить четко, записывать на доске и в
тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление в
речи. Использовать таблицы с трудными по написанию и произношению словами,
относящимися к данной учебной дисциплине. Содержание таких таблиц обновлять по
мере необходимости.
Следить за аккуратным ведением тетрадей, единообразием
надписей и грамотным оформлением всех записей в них. Не оставлять без внимания орфографические
и пунктуационные ошибки.
4. Всем работникам школы:
Добиваться повышения культуры устной
разговорной речи учащихся, исправлять неправильную речь, соблюдая при этом
необходимый такт, бороться с употреблением жаргонных, вульгарных, а также
диалектных слов и выражений, как на уроке, так и вне урока. В условиях
диалектного говора учителя русского языка, зная особенности диалектной речи,
должны предупреждать учителей других предметов о недостатках произношения школьников
и проводить консультации о приемах исправления диалектных недочетов в речи
учащихся.
Шире использовать все формы внеклассной работы
(олимпиады, конкурсы, факультативные и кружковые занятия, диспуты, собрания и
т. п.) для совершенствования речевой культуры учащихся.
Тщательно проверять грамотность лозунгов и плакатов,
стенных школьных газет, объявлений, а также документов, выдаваемых на руки
учащимся.
При планировании общешкольных мероприятий и работы
классного руководителя необходимо предусматривать беседы с родителями по
выполнению единых требований к речи учащихся в школе и дома.
Организация и контроль за всеми видами
письменных работ осуществляется на основе единых требований к устной и
письменной речи учащихся.
1.1. Основными видами классных и домашних
письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:
упражнения по русскому, родному и иностранным
языкам, математике[1], физике,
химии;
конспекты первоисточников и рефераты по
истории, обществоведению, географии и литературе в V
- X (XI) классах;
планы и конспекты лекций учителей по разным
предметам на уроках в IX - X
(XI) классах;
планы статей и других материалов из учебников;
сочинения и письменные ответы на вопросы по русскому
языку и литературе;
составление аналитических и обобщающих таблиц,
схем и т.п. (без копирования готовых таблиц и схем учебников);
фиксация наблюдений в природе, осуществляемых
в процессе изучения природоведения во II - IV классах, биологии, географии;
различные виды рабочих записей и зарисовок по
ходу и результатам лабораторных (практических) работ по природоведению,
биологии, географии, физике, химии, трудовому обучению в IV - X (XI)
классах (без копирования в тетради соответствующих рисунков из учебника);
в вечерних и заочных школах – домашние зачетные
работы, которые даются по усмотрению учителя отдельным учащимся.
1.2. По русскому, родному и иностранным
языкам, литературе, математике, физике и химии проводятся текущие и итоговые
письменные контрольные работы[2].
Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и
проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются
учителем с учетом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, а
также особенностей учащихся каждого класса.
Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его[3].
Итоговые контрольные
работы проводятся:
после изучения наиболее значительных тем
программы;
в конце учебной четверти, полугодия;
в вечерних и заочных школах итоговые
контрольные работы проводятся преимущественно после изучения материала
зачетного раздела и предшествуют сдаче зачета учащимися.
Время проведения итоговых контрольных работ в
целях предупреждения перегрузки учащихся определяется общешкольным графиком,
составляемым руководителями школ по согласованию с учителями[4].
В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную итоговую
контрольную работу, а в течение недели – не более двух. При планировании
контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их
распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных
контрольных работ к концу четверти, полугодия. Не рекомендуется проводить
контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, в
понедельник.
1.3. Количество итоговых контрольных работ.
Имея в виду возможность учителя повседневно выявлять степень усвоения программного
материала по устным ответам учащихся и обучающим
письменным работам, целесообразно в
каждом классе проводить следующее количество
итоговых письменных контрольных работ:
В массовых общеобразовательных школах:
Предметы
|
Число итоговых контрольных работ в год
по классам
|
|||||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
Русский язык:
|
||||||||||
диктанты
|
6
|
12
|
11
|
8
|
8
|
6
|
5
|
3
|
-
|
-
|
изложения
|
-
|
-
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
-
|
-
|
-
|
сочинения
|
-
|
-
|
-
|
2
|
2
|
2
|
3
|
3
|
-
|
-
|
Литература:
|
||||||||||
классные
сочинения
|
-
|
-
|
-
|
4
|
3
|
2
|
2
|
3
|
4
|
4
|
домашние
сочинения
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
Математика
|
6
|
12
|
12
|
16
|
14
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Алгебра
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
11
|
10
|
9
|
9
|
9
|
Геометрия
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
5
|
7
|
5
|
5
|
5
|
Физика
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
4
|
4
|
4
|
6
|
5
|
Химия
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
4
|
4
|
5
|
6
|
Иностранный язык*
|
-
|
-
|
-
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
* По иностранным языкам проверяется владение
учащимися основными видами речевой деятельности: аудированием, говорением,
чтением.
Предметы
|
Число итоговых контрольных работ в год по
классам
|
||||||
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
|
Русский язык:
|
|||||||
диктант
|
8
|
6
|
6
|
4
|
2
|
1
|
1
|
изложения
|
2
|
2
|
2
|
1
|
-
|
-
|
-
|
сочинения
|
2
|
2
|
2
|
3
|
-
|
-
|
-
|
Литература
|
-
|
-
|
4
|
6
|
7
|
7
|
7
|
Математика
|
9
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Алгебра
|
-
|
6
|
4
|
6
|
6
|
8
|
5
|
Геометрия
|
-
|
2
|
3
|
4
|
4
|
4
|
4
|
Физика
|
-
|
2
|
2
|
4
|
4
|
3
|
3
|
Химия
|
-
|
-
|
2
|
4
|
4
|
3
|
3
|
2.1. Для выполнения всех видов обучающих работ ученики
должны иметь следующее количество тетрадей:
по русскому языку в I
- III классах - по 2 тетради[5],
в IV - VIII классах - по 3 тетради, в том
числе одна тетрадь для изложений и сочинений;
по литературе - 1 тетрадь;
по математике в I
-V классах - по 2 тетради (в начальной школе, кроме того,
тетрадь на печатной основе), в VI - VIII классах - 3 тетради (2 по алгебре и 1 по геометрии), в IX - X (XI)
классах - 2 тетради, из них 1 по алгебре и началам анализа и 1 - по геометрии;
по иностранным языкам - по 2 тетради в IV—VIII классах и I
- в IX - X классах, по 1 тетради - словарю для записи
иностранных слов в V - X классах;
по физике и химии - 2 тетради, одна - для выполнения
классных и домашних обучающих работ, решения задач, вторая - для оформления лабораторных, практических, экспериментальных
работ, работ практикума (она хранится в кабинете в течение года);
по биологии, географии, природоведению (IV класс), истории, обществоведению, основам Советского
государства и права, факультативам, трудовому обучению в IV - X классах и начальной военной
подготовке - по 1 тетради;
по изобразительному искусству - 1 тетрадь по рисованию;
по музыке - I нотная тетрадь.
Фиксация наблюдений природных явлений по природоведению
во II и III классах ведется в «Дневниках
наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека».
2.2. Для контрольных работ по русскому,
родному языкам, литературе, математике, физике, химии выделяются специальные
тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются
ученикам для выполнения в них работ над ошибками. В I
- X (XI) классах в тетрадях по русскому
языку и литературе записывается вид работы и строкой ниже - ее название.
Например: Диктант. Изложение. Сочинение.
Пушок. В тайге. Боевые
ордена комсомола.
То же относится к обозначению кратковременных работ,
выполняемых в обычных тетрадях.
По физике, химии записываются слова
«Контрольная работа», строкой ниже — название темы, по математике в VI—X (XI)
классах уточняется предмет, по которому проводится контрольная работа,
например: «Контрольная работа по алгебре», «Контрольная работа по геометрии». В
начальных классах в тетрадях для контрольных работ по математике слова
«Контрольная работа» не пишутся.
Все записи в тетрадках учащиеся должны проводить
с соблюдением следующих требований:
3.1. Писать аккуратным, разборчивым почерком.
3.2. Единообразно выполнять надписи на обложке
тетради: указывать, для чего предназначается тетрадь (для работ по русскому
языку, для работ по развитию речи, для лабораторных работ по физике и т. п.),
класс, номер и название школы, местонахождение школы, фамилию и имя ученика.
Тетради учащихся I
- III классов рекомендуется подписывать по следующему образцу:
Тетрадь
для работ по
русскому языку (или
математике)
ученика 2 класса
средней школы №124
Смирнова Андрея.
Тетради для учащихся I
класса подписываются только учителем.
Тетради по иностранному языку подписываются на
изучаемом языке, например:
English
Galina Sedova
From 5 А
3.3. Соблюдать поля с внешней стороны[6].
3.4. Указывать дату выполнения работы цифрами
на полях (например, 10.09.81). В тетрадях по русскому и иностранному языкам
число и месяц записываются словами в форме именительного падежа (например,
десятое сентября).
В 1 классе в первом полугодии дата работ по русскому
языку и математике не пишется. Со второго полугодия первого класса, а также во II и III классах обозначается время
выполнения работы: число арабской цифрой, а название месяца - прописью.
3.5. Писать на отдельной строке название темы
урока, а также темы письменных работ (изложений, сочинений, практических и
других работ).
3.6. Обозначать номер упражнения, задачи или указывать
вид выполняемой работы (план, конспект, ответы на вопросы и т. д.), указывать,
где выполняется работа (классная или домашняя).
3.7. Соблюдать красную строку.
3.8. Для учащихся I
- III классов текст каждой новой работы начинать с красной строки
на той же странице тетради, на которой написаны дата и наименование работы.
Между датой и заголовком, наименованием вида
работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях по русскому
языку строку не пропускать. В тетрадях по математике во всех этих случаях
пропускать только 2 клеточки.
Между заключительной строкой текста одной
письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы
в тетрадях по русскому языку пропускать 2 линейки, а в тетрадях по математике –
4 клеточки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за
работу).
3.9. Выполнять аккуратно подчеркивания,
чертежи, условные обозначения карандашом или ручкой (в начальных классах только
карандашом), в случае необходимости – с применением линейки или циркуля.
3.10. Исправлять ошибки следующим образом: неверно
написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией; часть слова,
слово, предложение – тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать
нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки.
4.1. Тетради учащихся, в которых выполняются
обучающие классные и домашние работы, проверяются:
по русскому языку и математике:
в I - IV и в первом полугодии V
класса – после каждого урока у всех учеников;
во II полугодии V класса и в IV—VIII классах – после каждого урока только у слабых учащихся, а
у сильных – не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с
таким расчетом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись (по
геометрии в VI - VIII классах – один раз в две недели);
в IX-X (XI) классах – после каждого урока у
слабых учащихся, а у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые
по своей важности, но с таким расчетом, чтобы 2 раза в месяц учителем
проверялись тетради всех учащихся;
по иностранным языкам в IV - V классах – после каждого урока; в VI - X классах – после каждого урока только
у слабых учащихся, а у сильных – не все работы, а лишь наиболее значимые по
своей важности, но с таким расчетом, чтобы раз в 2 недели проверялись тетради учащихся
VI - VIII классов и не реже одного раза в
учебную четверть – тетради учащихся IX - X классов, а тетради - словари – не реже одного раза в
месяц;
по литературе в V
- VIII классах – не реже 2 раз в месяц; в IX - X (XI)
классах – не реже одного раза в месяц;
по истории, обществоведению, основам
Советского государства и права, географии, биологии, физике, химии, трудовому
обучению и начальной военной подготовке – выборочно, однако каждая тетрадь
должна проверяться не реже одного - двух раз в учебную четверть.
4.2. Изложения и сочинения по русскому языку и
литературе, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех
учащихся.
4.3. Проверка контрольных работ учителями осуществляется
в следующие сроки:
контрольные диктанты и контрольные работы по математике
в I—VIII классах проверяются и возвращаются
учащимся к следующему уроку;
изложения и сочинения в
начальных классах проверяются и возвращаются учащимся не позже чем через 2 дня,
а в IV - VIII классах – через неделю;
сочинения в VIII
- X (XI) классах проверяются не более 10
дней;
контрольные работы по математике в IX - X (XI)
классах, физике, химии и иностранному языку в IV
- X классах проверяются, как правило, к следующему уроку, а
при большом количестве работ (более 70) - через один - два урока.
4.4. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет
допущенные ошибки, руководствуясь следующим:
при проверке тетрадей и контрольных работ по
русскому языку и математике учащихся I - III классов учитель зачеркивает орфографическую ошибку, цифру,
математический знак и надписывает вверху нужную букву или верный результат
математических действий. При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или
пишется необходимый в этом случае знак препинания; на полях учитель обозначает
ошибку определенным условным знаком (I – орфографическая ошибка, V – пунктуационная);
при проверке изложений и сочинений и IV -X (XI)
классах (как контрольных, так и обучающих) отмечаются (а в необходимых случаях
и исправляются) не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и
фактические, логические, речевые (речевые ошибки подчеркиваются волнистой
линией) и грамматические; на полях тетради учитель обозначает фактические
ошибки знаком Ф, логические – знаком Л, речевые – знаком Р, грамматические –
знаком Г;
при проверке тетрадей и контрольных работ учащихся
IV - X (XI)
классов по русскому языку и математике учитель только подчеркивает и отмечает
на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик;
по иностранному языку в IV - X классах учитель исправляет ошибку, допущенную
учеником, сам;
подчеркивание и исправление
ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным
карандашом);
проверив диктант, изложение или сочинение,
учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических
(числитель) и пунктуационных (знаменатель) ошибок. В изложениях и сочинениях
указывается, кроме этого, количество фактических, логических, речевых и
грамматических ошибок;
после подсчета ошибок в установленном порядке выставляется
оценка работы.
4.5. Все контрольные работы обязательно
оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал.
Самостоятельные обучающие письменные работы также
оцениваются. Оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя.
Классные и домашние письменные работы по
русскому языку и математике, начиная со II
четверти I класса[7]
и включая I полугодие V класса,
оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы
по усмотрению учителя. В V (начиная со II полугодия) – X (XI) классах оцениваются все проверяемые
работы, но в журнал выставляются оценки по усмотрению учителя.
По иностранным языкам в IV - V классах оцениваются все работы, в
журнал выставляются оценки за наиболее значимые. В VI
- X классах оцениваются все проверяемые работы, в том числе и
работы в тетрадях - словарях; в журнал выставляются оценки за наиболее
значимые.
По остальным предметам все проверяемые работы
по усмотрению учителя оцениваются, и оценки могут быть выставлены в журнал.
При оценке письменных работ учащихся учителя
руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков
школьников.
4.6. После проверки письменных работ учащимся
дается задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих
повторение аналогичных ошибок.
Работа над ошибками, как правило,
осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные
работы.
Ранее изданные указания по вопросам,
изложенным в настоящем письме (приложения 3 и 4 к приказу министра просвещения
РСФСР от 20 сентября 1961 года № 308 «О мерах повышения уровня знаний учащихся
по русскому языку»; письма Министерства просвещения РСФСР от 16 июля 1973 года
№ 334-М «О порядке проверки ученических работ в I
- III классах общеобразовательных школ»; от 19 июля 1977 года №
308-М «О письменных работах учащихся общеобразовательных школ»; от 27 марта
1979 года № 135-М «Об оформлении записей в тетрадях для учащихся начальных
классов») считать утратившими силу.
Программно-методическое
управление
НИИ школ Министерства просвещения РСФСР
------------------------------------
Источник публикации: Сборник приказов и инструкций
Минпроса РСФСР, 1980. № 34-35.
[2] Проведение
письменных контрольных работ по другим предметам не разрешается
[3] На
текущие контрольные работы по иностранному языку отводится 10 - 15 минут урока.
[4] В общешкольный график включаются также и текущие
контрольные работы, на выполнение которых отводится целый урок.
[5] В период обучения грамоте первоклассники выполняют
обучающие работы в тетрадях с печатной основой («Рабочая пропись»), но по
усмотрению учителя часть упражнений
может выполняться в обычных тетрадях.
[6] Поля в обязательном порядке выделяются в тетрадях по
русскому языку и математике в I - VIII классах и в тетрадях
для контрольных работ по всем предметам.
В остальных тетрадях поля выделяются по усмотрению учителя, если он их использует для рабочих пометок.
[7] В 1 классе оценки за работы по русскому языку и математике
в тетради и в журнал выставляются только с начала II
четверти.
Комментариев нет:
Отправить комментарий