пятница, 31 августа 2012 г.

"Содержание школьного образования живет в учителях, их личности, их искренности, их картине мира, их образовании"

Русский репортёр
Школа выдержит
Содержание школьного образования живет в учителях, их личности, их искренности, их картине мира, их образовании. Еще в педагогических системах и практиках, которые представлены как лучшими учителями, так и лучшими школами. Во многих базовых предметах накоплены также отличные учебники, задачники. Есть образцы и различных внеклассных, воспитательных, «атмосферных» практик, практик аккуратной работы с детской социальной средой.
Оптимизм может быть связан не столько с реформой, сколько с тем, что школа в целом, конечно же, выдержит. Поэтому изнутри самой школы ситуация может восприниматься совершенно по-разному в зависимости от конкретного образовательного учреждения. Необычайная прочность школьной системы в ее, как принято сейчас говорить, сетевом характере, несмотря на всю видимую централизацию.
Собственно реформистская, да и просто управленческая задача может быть поставлена как задача переноса и тиражирования лучших практик на всю систему. Что невозможно без задачи поиска и привлечения, обучения и переобучения преданных своему делу педагогов, которые смогли бы рассказать, в частности, и об экономической географии России так, чтобы это было и про жизнь, и про знание, и про ценности. Экономические и бюджетные вопросы здесь тоже, естественно, важны, но зато так понятно, зачем они и к чему.
Правда, в этом реалистичном, а не формальном подходе есть очевидный минус: в такую реформу нельзя будет внедрить дурацкую инструкцию или выдуманный в кабинетах «патриотический» (или «либеральный») курс. Но это и хорошо: как мы уже заметили, повлиять на школьную систему актуальными идеями все равно нельзя. То есть можно, но эффект будет другой. Можно добиться того, что запуганный и бюрократами, и учениками педагог будет читать «строго по программе», пока ученики с задних парт будут посылать его некультурными словами. Что и происходит во многих школах.
Однако реалистичному подходу противоречит общая логика нынешних реформ. И не потому что чиновники против, а потому что они привыкли работать с другим объектом — с инструкциями и подчиненными по вертикали. Впрочем, замминистра Игорь Реморенко заявил (см. «Что власть обещала школе»), что министерство будет бороться с бюрократизацией. Смело…
Читать полностью здесь

Комментариев нет: