суббота, 15 сентября 2012 г.

Сергей Райский: как научить ребёнка выразительно читать стихи

Сергей Райский
Мамы школьников часто спрашивают, как научить ребёнка читать стихи "с выражением".
Предлагаю способ избежать при чтении стихов вслух излишнего пафоса и ненужных логических ударений (как в детском садике под ёлочкой).
Для этого надо расположить текст стихотворения в строчку, как прозаический текст, например:
Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, когда мой двор уединенный, печальным снегом занесенный, твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: да голос мой душе твоей дарует то же утешенье, да озарит он заточенье лучом лицейских ясных дней!

Что это даёт? Во-первых, исчезает некое "особое", излишне почтительное отношение к тексту стихотворения, уходит ненужное внимание к концам строк, провоцирующее на паузы, не все из которых нужны. Во-вторых, ритм и темп чтения всё равно заданы стихотворным размером и рифмами, так что стиль никуда не денется. А логические ударения останутся только те, которые нужны.
-- -- --
Необходимое добавление (по следам комментариев):
Я, наверное, зря сразу не написал трижды или четырежды, что речь идёт о детях раннего школьного возраста. Подумал, что слов "мамы школьников" и "как научить" будет достаточно; полагал, будто все понимают, что в школе с первого по пятый класс никаких александрийских стихов или там "лесенки" Маяковского нет. Поясняю: речь идёт о самых привычных стихах, силлабо-тонических, в основном довольно чётко уложенных в размер. Предлагаемый метод рассчитан на противодействие детсадовскому "чтению с выражением".

Комментариев нет: