среда, 31 октября 2012 г.

Электроопера «Наташа, Пьер и Великая комета 1812 года»

Афиша
Лев Данилкин
Главная книжная новинка месяца — это, пожалуй, долгожданный русский перевод фундаментального семисотстраничного исследования «Russia Against Napoleon: Battle for Europe» историка, профессора Лондонской школы экономики Доминика Ливена. В Англии книга вышла еще три года назад. Автор утверждает, что война 1812 года была вовсе не такой, какой мы ее себе представляем. Россия победила Наполеона не благодаря везению и холодам — а благодаря военному искусству своих командиров. Парадокс в том, что русские сами недооценивают свою роль в уничтожении Наполеона и строительстве новой Европы. Ливен убедительно доказывает, что едва ли не главным «злодеем», из-за которого история этого времени подверглась колоссальным искажениям, был Лев Толстой — чья художественная интерпретация событий в «Войне и мире», во-первых, стала восприниматься как научная, а во-вторых, совпала с представлениями, выгодными вовсе не русским, а другим участникам тех войн.
Двухсотлетний юбилей 1812 года, надо сказать, вообще стал поводом для многочисленных ревизий «Войны и мира» — и не только идеологических, но и эстетических.
В Нью-Йорке, например, только что состоялась премьера «электрооперы» под названием «Наташа, Пьер и Великая комета 1812 года». Ее авторы — композитор Дейв Маллой (по совместительству либреттист и актер, играющий роль Пьера) и режиссер Рейчел Чавкин. Спектакль — ну вы знаете, о чем там речь, а американским зрителям напоминают: «Anatole is hot/Marya is old-school/Sonya is good/Natasha is young!» — играют в небольшом зале, сцена располагается непосредственно в зрительном зале, где на каждом столике имеется бутылка замерзшей водки и тарелка пельменей, а официанты разносят теплые «pierogies»; несмотря на «космическое» название, атмосфера скорее домашняя
. Первую сцену своей постановки создатели описывают, например, следующим образом: «Начинается все как невинная история о русских аристократах, но затем в зал вдруг входит этот парень — и в воздухе буквально сгущается электричество, он мгновенно пробуждает сексуальность Наташи». Также в постановке, рассказывающей о том, как, несмотря на зловещие предзнаменования, русским удалось победить Наполеона, задействованы troika driver, Natasha’s fiancé’s father и immoral Anatole.

Комментариев нет: