Источник
Комментарий Сергея Волкова (В решениях (судя по блогам и отчетам) тоже безумие -- увеличить недельную нагрузку школьников. Чтоб учились 42 часа вместо 37. Иначе ни сто книг не освоить, ни свет от тьмы не отделить...)
Мила Дубровина
Общественная палата обсудила "Роль литературы в формировании нравственного общества и сильного государства". За циклопическим круглым столом собрались человек 70: чиновники минкульта и минобрнауки, члены самой Общественной палаты, профессора, сотрудники телеканалов, литературные критики, обязательные на таких мероприятиях простые учителя из регионов, писатель и игумен. Были заявлены еще и режиссер и скульптор-монументалист, но Галина Волчек и Зураб Церетели в обсуждении российской нравственности не поучаствовали.
Какой представляет себе большинство участников дискуссии роль литературы, какую они планируют формировать нравственность и причем здесь сильное государство, рассказывает корреспондент PublicPost.
Первым выступил преподаватель словесности Православной классической гимназии Евгений Авдеенко. Он говорил дольше всех и начал неожиданно: соотносить русскую литературу необходимо не с современной европейской, а с античной. "Как в античном мифе и эпосе Гомера нет нравоучения, а только тонкие нравственные связи, так и во всей русской литературе". Она учит высшей нравственной правде и пониманию символов культуры.
Примером символа русской культуры у Авдеенко стала икона: "Если изображен мужчина с бородой, а за ним круг и буквы на славянском — тому символу нужно поклониться". Тут же от него досталось протестантам и вообще "западным" людям: "Им не дано понять, что такое икона, потому что из их культурной жизни символы уходят". И, конечно, Pussy Riot: "Русский человек понимает, что символы трогать нельзя: совершили непотребство в храме — и с его душой случилась судорога".
Бывший директор православной гимназии "Ясенево" Наталья Московцева, представившаяся простым преподавателем словесности, глубоко убеждена, что только учителя советской школы умели "передать своим ученикам нравственный заряд". Поэтому всему нужно учиться у них и даже для этого вызывать их с пенсии, если потребуется. Она продолжала ставить в пример современным бездуховным преподавателям советских и наконец сказала: "Павка Корчагин, если учитель правильно разбирал произведение, представал иноком, святым и по-настоящему верующим человеком только не в Бога, а в Революцию".
А потом Московцева назначила главным умением учителя разъяснить учащемуся, какие произведения создавались опасно заблуждающимися авторами. К таким она отнесла "Мертвые души" Гоголя и все наследие Серебряного века — "все это было написано на срыве".
Когда речь дошла до Пушкина, его главным программным произведением Московцева назвала "Капитанскую дочку" — как воспитывающую нравственность, патриотизм и умение жертвовать собой. Тут не поздоровилось Марине Цветаевой: ведь она не могла понять названия этого произведения, а фигура Маши Мироновой казалась ей плоской.
Евгений Ямбург, директор Центра образования № 109 ("Школа Ямбурга"), выступил от лица либеральной общественности. Он крайне расстроен статистикой: сейчас россиянин в год читает 4,5 книги. И дело, скорее всего, в том, что людям категорически не хватает образа светлого будущего. От рассуждений о светлом будущем Ямбург предсказуемо перешел к религиозной морали: "Без нее, как известно, существование нравственных ценностей невозможно".
Впрочем, он тут же оговорился и вспомнил, как опасно религиозное неофитство. Однажды в еврейской школе он обнаружил запрет на сказку "Три поросенка", а в православной гимназии — уроки православной физики. "Идеал — это светская, но не атеистическая школа: "Бог один, провайдеры разные".
Григорий Заславский, театральный критик, член Комиссии Союза театральных деятелей РФ по критике и театроведению и обозреватель Вести ФМ, выступил от лица родителей и возмутился тем, что в программе 8 класса по литературе 2/3 зарубежных авторов, а великих советских писателей Катаева и Гайдара нет. И что большинство современных учебников написаны из рук вон плохо.
Заславский намекнул, что негоже ему верить в конспирологические теории и еврейский заговор, вот только плачевная ситуация с учебниками все-таки наводит его на мысли о происках ЦРУ и пресловутом заговоре.
Единственным европейцем, как водится, было правительство. Андрей Бусыгин, замминистра культуры РФ, был явно смущен риторикой предыдущих ораторов и аккуратно напомнил, что в СССР тоже были пробелы в преподавании и что тогда литература вообще прошла мимо многих. И он все-таки заметил, что хорошие учебники теперь тоже есть: "Несколько лет назад был издан учебник по литературе, написанный писателями, — замечательный. А его почему-то в школах не используют". (Бусыгин имеет в виду двухтомник "Литературная матрица").
А еще замминистра сказал — верх вольнодумства — что упрочивать нравственные позиции, изучая литературу, конечно, хорошо, но ведь можно читать и просто ради красоты языка — того же Бабеля, например. (Тут мне показалось, что по залу пронесся вздох неодобрения).
От регионов выступил учитель литературы из сельской школы Николай Лобастов, который пришел на слушания с ярко-желтым пакетом, на котором русской буквицей было выведено: "Нет России без Православия". И по Лобастову выходило, что лучше всего дела с православной нравственностью и любовью к чтению обстояли в Советском Союзе: читать перестали в 1991 году, когда он распался. Тогда же общественной нормой стал гедонизм, и главная задача современного педагога — эту норму пересмотреть.
Лобастов постановил: все существующие учебники — переписать. Потому что они противоречат христианским ценностям и мировоззрению народа: "Вы спросите меня, откуда я знаю о мировоззрении всего народа? Я вам отвечу! Из пословиц и поговорок".
Звездой "вечеринки" однозначно был писатель Алексей Шорохов, секретарь правления Союза писателей России, главного оплота русской духовности с конца 80-х годов.
Шорохов, издалека напоминающий Никаса Сафронова, заверил собравшихся, что без изучения христианской литературы (например, "Слова о законе и благодати" митрополита Иллариона) на путь истинной нравственности российским школьникам никак не встать. И что представители власти должны встречаться с писателями, несущими свет истинных ценностей и православной веры. С особым чувством он заметил, что молитву с вкраплением нецензурной лексики изобрели вовсе не "бешеные пуськи", а "называющий себя писателем" Дмитрий Быков, который недавно был награжден премией "Большая книга". Правительство должно обратить на это внимание!
В завершение слушаний выступил проректор Литературного института им. Горького Александр Ужанков. Казалось, удивляться уже будет нечему, но нет: Ужанков сообщил, что допушкинской русской литературы — целых семь веков. И что все авторы, которые писали в ту эпоху, — настоящие русские святые, поэтому их произведения нужно ввести в школьную программу по литературе.
"Настоящее образование — это восстановление в падшем человеке образа Божьего", поэтому Ужанков за то, чтобы исключить из современной программы произведения, "которые навязывают нам чуждую демоническую культуру". А что касается формирования сильного государства, то "православная культура – основа его построения".
По итогам слушаний была принята резолюция:
Обратиться к президенту РФ с предложением объявить 2013 год Годом литературы, а также инициировать общественную экспертизу современных учебников по литературе, методик преподавания и образовательных программ.
У меня нет слов!
Мила Дубровина
Общественная палата обсудила "Роль литературы в формировании нравственного общества и сильного государства". За циклопическим круглым столом собрались человек 70: чиновники минкульта и минобрнауки, члены самой Общественной палаты, профессора, сотрудники телеканалов, литературные критики, обязательные на таких мероприятиях простые учителя из регионов, писатель и игумен. Были заявлены еще и режиссер и скульптор-монументалист, но Галина Волчек и Зураб Церетели в обсуждении российской нравственности не поучаствовали.
Какой представляет себе большинство участников дискуссии роль литературы, какую они планируют формировать нравственность и причем здесь сильное государство, рассказывает корреспондент PublicPost.
Первым выступил преподаватель словесности Православной классической гимназии Евгений Авдеенко. Он говорил дольше всех и начал неожиданно: соотносить русскую литературу необходимо не с современной европейской, а с античной. "Как в античном мифе и эпосе Гомера нет нравоучения, а только тонкие нравственные связи, так и во всей русской литературе". Она учит высшей нравственной правде и пониманию символов культуры.
Примером символа русской культуры у Авдеенко стала икона: "Если изображен мужчина с бородой, а за ним круг и буквы на славянском — тому символу нужно поклониться". Тут же от него досталось протестантам и вообще "западным" людям: "Им не дано понять, что такое икона, потому что из их культурной жизни символы уходят". И, конечно, Pussy Riot: "Русский человек понимает, что символы трогать нельзя: совершили непотребство в храме — и с его душой случилась судорога".
Бывший директор православной гимназии "Ясенево" Наталья Московцева, представившаяся простым преподавателем словесности, глубоко убеждена, что только учителя советской школы умели "передать своим ученикам нравственный заряд". Поэтому всему нужно учиться у них и даже для этого вызывать их с пенсии, если потребуется. Она продолжала ставить в пример современным бездуховным преподавателям советских и наконец сказала: "Павка Корчагин, если учитель правильно разбирал произведение, представал иноком, святым и по-настоящему верующим человеком только не в Бога, а в Революцию".
А потом Московцева назначила главным умением учителя разъяснить учащемуся, какие произведения создавались опасно заблуждающимися авторами. К таким она отнесла "Мертвые души" Гоголя и все наследие Серебряного века — "все это было написано на срыве".
Когда речь дошла до Пушкина, его главным программным произведением Московцева назвала "Капитанскую дочку" — как воспитывающую нравственность, патриотизм и умение жертвовать собой. Тут не поздоровилось Марине Цветаевой: ведь она не могла понять названия этого произведения, а фигура Маши Мироновой казалась ей плоской.
Евгений Ямбург, директор Центра образования № 109 ("Школа Ямбурга"), выступил от лица либеральной общественности. Он крайне расстроен статистикой: сейчас россиянин в год читает 4,5 книги. И дело, скорее всего, в том, что людям категорически не хватает образа светлого будущего. От рассуждений о светлом будущем Ямбург предсказуемо перешел к религиозной морали: "Без нее, как известно, существование нравственных ценностей невозможно".
Впрочем, он тут же оговорился и вспомнил, как опасно религиозное неофитство. Однажды в еврейской школе он обнаружил запрет на сказку "Три поросенка", а в православной гимназии — уроки православной физики. "Идеал — это светская, но не атеистическая школа: "Бог один, провайдеры разные".
Григорий Заславский, театральный критик, член Комиссии Союза театральных деятелей РФ по критике и театроведению и обозреватель Вести ФМ, выступил от лица родителей и возмутился тем, что в программе 8 класса по литературе 2/3 зарубежных авторов, а великих советских писателей Катаева и Гайдара нет. И что большинство современных учебников написаны из рук вон плохо.
Заславский намекнул, что негоже ему верить в конспирологические теории и еврейский заговор, вот только плачевная ситуация с учебниками все-таки наводит его на мысли о происках ЦРУ и пресловутом заговоре.
Единственным европейцем, как водится, было правительство. Андрей Бусыгин, замминистра культуры РФ, был явно смущен риторикой предыдущих ораторов и аккуратно напомнил, что в СССР тоже были пробелы в преподавании и что тогда литература вообще прошла мимо многих. И он все-таки заметил, что хорошие учебники теперь тоже есть: "Несколько лет назад был издан учебник по литературе, написанный писателями, — замечательный. А его почему-то в школах не используют". (Бусыгин имеет в виду двухтомник "Литературная матрица").
А еще замминистра сказал — верх вольнодумства — что упрочивать нравственные позиции, изучая литературу, конечно, хорошо, но ведь можно читать и просто ради красоты языка — того же Бабеля, например. (Тут мне показалось, что по залу пронесся вздох неодобрения).
От регионов выступил учитель литературы из сельской школы Николай Лобастов, который пришел на слушания с ярко-желтым пакетом, на котором русской буквицей было выведено: "Нет России без Православия". И по Лобастову выходило, что лучше всего дела с православной нравственностью и любовью к чтению обстояли в Советском Союзе: читать перестали в 1991 году, когда он распался. Тогда же общественной нормой стал гедонизм, и главная задача современного педагога — эту норму пересмотреть.
Лобастов постановил: все существующие учебники — переписать. Потому что они противоречат христианским ценностям и мировоззрению народа: "Вы спросите меня, откуда я знаю о мировоззрении всего народа? Я вам отвечу! Из пословиц и поговорок".
Звездой "вечеринки" однозначно был писатель Алексей Шорохов, секретарь правления Союза писателей России, главного оплота русской духовности с конца 80-х годов.
Шорохов, издалека напоминающий Никаса Сафронова, заверил собравшихся, что без изучения христианской литературы (например, "Слова о законе и благодати" митрополита Иллариона) на путь истинной нравственности российским школьникам никак не встать. И что представители власти должны встречаться с писателями, несущими свет истинных ценностей и православной веры. С особым чувством он заметил, что молитву с вкраплением нецензурной лексики изобрели вовсе не "бешеные пуськи", а "называющий себя писателем" Дмитрий Быков, который недавно был награжден премией "Большая книга". Правительство должно обратить на это внимание!
В завершение слушаний выступил проректор Литературного института им. Горького Александр Ужанков. Казалось, удивляться уже будет нечему, но нет: Ужанков сообщил, что допушкинской русской литературы — целых семь веков. И что все авторы, которые писали в ту эпоху, — настоящие русские святые, поэтому их произведения нужно ввести в школьную программу по литературе.
"Настоящее образование — это восстановление в падшем человеке образа Божьего", поэтому Ужанков за то, чтобы исключить из современной программы произведения, "которые навязывают нам чуждую демоническую культуру". А что касается формирования сильного государства, то "православная культура – основа его построения".
По итогам слушаний была принята резолюция:
Обратиться к президенту РФ с предложением объявить 2013 год Годом литературы, а также инициировать общественную экспертизу современных учебников по литературе, методик преподавания и образовательных программ.
У меня нет слов!
Комментариев нет:
Отправить комментарий