четверг, 4 октября 2012 г.

"Говорящая пустота: язык нулевых"

Источник
МЕДВЕДЕВ: Добрый вечер. Это программа «Археология», в студии Сергей Медведев. И хочу начать с такого небольшого признания. Заходил я тут недавно в одну бухгалтерию одного образовательного учреждения, где давным-давно должны были мне заплатить какие-то деньги, болтался какой-то гонорар. И я туда пришел просить эти деньги, с депонента, чтобы мне изъяли. И вот я так сам, совершенно не подозревая, сказал: «А вот, я тут за денежкой пришел». И тут же осекся. И начал перед бухгалтером извиняться за эту «денежку»: «Вы знаете, я хотел сказать: «Я за деньгами пришел», но вот как-то вырвалось «денежка». Она удивленно на меня посмотрела: «Нормально. Все люди приходят за денежкой». А я должен признаться, что я ненавижу все эти уменьшительные слова, и вот эта «денежка» вырвалась буквально из меня.
И вот, собственно, об этой «денежке», и всех тех новых словах, которые, не которыми мы говорим, а которые очень часто говорят нами, я хотел бы сегодня пообщаться с нашим гостем. Это Гасан Гусейнов, философ культуры, директор Центра гуманитарных исследований Академии народного хозяйства и госслужбы. Добрый вечер, Гасан.
ГУСЕЙНОВ: Добрый вечер, здравствуйте.
МЕДВЕДЕВ: Рад вас видеть снова у нас в студии. И есть хороший повод – вышла его книжка «Нулевые на кончике языка», которую, кстати, первый раз я увидел представленной на Дне города. Был такой «Бульвар читателей», о котором я уже рассказывал в нашем эфире, на Никитском бульваре прекрасная совершенно была ассамблея такая, собрание. Авторы, поэты, писатели представляли свои книги, люди под осенними деревьями по осенним листьям уже ходили, эти книги покупали. Было прекрасно. В том числе Гасан Гусейнов представлял вот эту книгу.
Ну вот, так что давайте поговорим о тех словах, о том новом языке, который сложился у нас в последнее десятилетие, вот в эти самые пресловутые нулевые. Что этот язык говорит? Потому что, как я сказал, и, как, может быть, выразился бы один из, собственно, отцов нынешней семиотики, науки о знаках, о языке Ролан Барт, мы говорим языком, а язык говорит нами, или язык говорит о нас. Так вот, о каких нас говорит язык нулевых?
Гасан, для начала немножко понять. Нулевые, ведь здесь же какой-то очень большой смысл заключен. Они не только нулевые по своему десятилетию, по чисто календарному значению, они нулевые в каком-то другом, мне кажется, более сущностном смысле.
Читать дальше здесь

Комментариев нет: