пятница, 14 декабря 2012 г.

Рустам Курбатов: "Я очень скептически отношусь к пользе «рассказов учителя у доски». Убитое время"

Источник
Как директор школы, сижу на уроках время от времени. На последней парте хорошо думается о школе – она видна со стороны (сзади). Наблюдаю и пишу всякие соображения…
Урок начался. Понятное дело, объяснение нового материала. О войне 1812 года. Аустерлиц, Тильзит, Вторая антинаполеоновская коалиция, Третья…
Я очень скептически отношусь к пользе «рассказов учителя у доски». Как правило, их слушают и могут потом повторить только круглые отличники. Убитое время.
И вообще, мы стараемся свести до минимума «слушание» - и дать возможность ученику действовать: читать, искать ответы, общаться, рассказывать
. На что хороший учитель отвечает справедливо: «А объяснение материала? Ну хоть что-то я имею право им рассказать, чтоб они просто послушали?»
Учитель рассказывает, хорошо рассказывает. Но что делают дети? Если руки и голову занять нечем – остается морской бой. Что же должен делать ученик во время рассказа учителя?
Можно записывать план. Но есть и другие варианты...
«Можно не слова записывать – а рисовать картинки. Картинки к каждой истории, которую я расскажу. Не стесняйтесь, проверять не буду. Главное, чтобы потом через неделю смогли рассказать…»
«Картинки» - это наше маленькая дидактическое изобретение. Я не специалист по когнитивной психологии, чтобы объяснить, что там происходит в правом и левом полушарии, когда ребенок слушает рассказ и рисует в тетради. Могу сказать одно: это запоминается на десятилетия, то есть навсегда! 

А еще – это пробуждает воображение, образное мышление и проч. Рисовать картинки, слушая истории, - просто тренинг по развитию творческих способностей личности! Рисование «картинок» не оставляет времени на морской бой.
Но и это не всё.
«После моей пятнадцатиминутной лекции попрошу вас передать мне – лектору – записочки с вопросами»
«Вопросы с записочками» - задание очень не простое. Много вопросов Вы задавали на лекциях, когда были студентами? Умение сравнивать, удивляться, не-понимать – полезнее умения соглашаться и понимать.
Итак. Рассказ учителя – самая «традиционная форма» работы. Что тут придумывать – сиди и слушай! Нормальному ребенку это непросто.
Можно попросить записать «план» рассказа – записи для памяти. Можно – сделать «рисунки на память» Можно – «записки с вопросами»

Первое задание – вещь простая, но очень полезная. Второе и третье – самая что ни на есть творческая работа. «Творчество» возможно даже во время «объяснения нового материала».

Комментариев нет: