среда, 5 декабря 2012 г.

"Теперь процесс обучения выстроен так, что у ребенка есть возможность идти со своей скоростью"

Источник

В шведской школе на практике осуществляется индивидуальный подход к развитию каждого ребенка. Российской системе образования, возможно, стоит изучить шведский опыт.
Реформа школьного образования в России проходит весьма болезненно. В создавшейся ситуации было бы весьма полезно познакомиться с тем, как устроена и с какими проблемами сталкивается система школьного образования развитых стран. Один из примеров — Швеция. Скандинавская система школьного образования довольно высоко оценивается в мире, несмотря на то что в последние годы шведские школьники стали показывать более слабые результаты в международном тесте PISA. Козырь шведского образования — индивидуальный подход к развитию каждого ребенка. Система создана таким образом, чтобы работать с каждым, развивая его сильные стороны и подтягивая слабые. Такой подход, возможно, не гарантирует отличных показателей по тестам, зато формирует качественный человеческий капитал, который позволяет стране эффективно развиваться. О том, как сегодня работают шведские школы, «Эксперту» рассказал директор шведской школы в Москве Йоран Хольм.

Меньше задавать

В чем, на ваш взгляд, состоит главное преимущество шведской образовательной системы?
— Я думаю, это индивидуальный подход к каждому школьнику, стремление развить каждого ребенка. Раньше в Швеции все должны были делать одно и то же, ребенок не мог перейти на следующий уровень, пока этого не сделают его одноклассники. Теперь процесс обучения выстроен так, что у ребенка есть возможность идти со своей скоростью. Например, в математике, если ты уже что-то освоил, нет необходимости решать пятьсот одинаковых задач, ты уже должен перейти на следующий уровень.
Как же вы это делаете, сколько человек в ваших классах?
— В наших классах 20–25 человек, в частных школах может быть 15. И все должны усвоить базовые знания, но от более способных учитель ожидает большего, каждый должен достичь лучшего исходя из своего уровня. Иногда это выражается в том, что дети получают разные задания, но чаще это одно задание, открытое для интерпретаций так, что оно посильно для слабого и интересно для сильного, может продемонстрировать и его потенциал. Например, письменное задание по шведскому языку, где каждый может написать что-то на конкретную тему, но глубина анализа покажет уровень ребенка. Или все ученики должны провести эксперимент, при этом продвинутый ученик может быстрее освоить базу и посвятить больше времени более глубокому анализу. Но процесс устроен так, что более слабый не испытывает негативного давления со стороны учителя и класса и совершенно свободно может просить о помощи и дополнительной поддержке.
Российские дети начиная с первого класса страдают от гигантских домашних заданий, которые они могут выполнить только при помощи родителей, и часто процесс растягивается до ночи. А много ли задают в вашей школе?
Читать дальше здесь

Комментариев нет: