вторник, 8 января 2013 г.

Ирина Лукьянова: "9-й класс читает Пушкина. Не слышат ритма, не слышат, где должно быть «е» вместо «ё», не понимают, где надо переместить ударение"

"Новая газета"
Ирина Лукьянова
Вперед по лестнице, ведущей взад
Дневник учителя

С лета ходят слухи о том, что школьных психологов переподчинят районным психолого-педагогическим центрам («выведут на аутсорсинг»). На очереди — библиотекари. Плюс (говорит сарафанное радио) готовится перевод библиотечного фонда в электронную форму и принудительный вывоз всех книг старше 5 лет, ибо они считаются по СанПиНам опасными и антисанитарными. 451 по Фаренгейту. Коллеги смеются: как только книга станет запретной, чтение войдет в моду.
Готовлюсь к уроку в 9-м классе.
«Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;
А книги сохранят так: для больших оказий».
Коллеги переслали презентацию семинара «Организация эффективной финансово-экономической деятельности образовательного учреждения». Школа теперь называется не только «образовательным учреждением», но и «производителем образовательного продукта». Среди показателей эффективности — «качество программно-планирующей документации общеобразовательного учреждения» и «финансово-экономические показатели деятельности ОУ». Презентация большая, 60 с лишним кадров; чувствую, впереди открытия. «Современные тенденции развития экономического положения системы образования: включение в рыночные отношения. Борьба с неэффективными расходами». Покажите мне человека, который захочет работать в школе, которая так называется и оценивается, — и это о самом живом деле, которое осталось в России. Каким же языком они рассказывают, например, о работе ОМОНа?
Читаю дальше. Школам предлагается «сократить зоны неэффективной занятости и за счёт внутренних резервов обеспечить существенный рост зарплаты лучшим учителям. Однако для решения этих задач руководство школы вынуждено идти на оптимизацию численности персонала». По-русски это значит: увеличить число часов и зарплату лучшим учителям, остальных — уволить. По каким критериям оценивается учительская квалификация? «Общий педагогический стаж работы, уровень образования, федеральные, отраслевые и региональные награды, сертификация профессиональным сообществом». Я выхожу «плохой учитель»: перерыв в стаже 15 лет, образование не педагогическое, наград нет, сертификации тоже. И часов всего 16.
Нет, сертификацию можно получить. Вот «Дневник.ру» предлагает учителям пройти курс «Использование сервисов единой среды доступа для осуществления педагогической деятельности». Загрузила файл с правильными ответами на тест. «Отметьте существующие типы элемента «Задание» в СЭДО» (варианты на выбор: ответ в виде текста, в виде файла, вне сайта, в виде нескольких файлов, множественный выбор). Мучительно пытаюсь понять, какое отношение вся эта китайская грамота имеет к преподаванию литературы. Не поняла. Буду осуществлять педагогическую деятельность без сертификата. Зачем выкладывать правильные ответы на итоговый тест даже до записи на курс — тоже не поняла.
На сайте Московского центра качества образования выложены вопросы для самоподготовки педагогов к прохождению обязательной аттестации на соответствие занимаемой должности. Аттестация — раз в 5 лет; проходить должны те, кто проработал в школе более двух лет. Аттестуют тех, кто ответит на 50% вопросов и более. Вопросы по пяти категориям: законодательная база; общая педагогика и психология, физиология и гигиена; организация образовательной деятельности; область специальных знаний; ИКТ-компетентность.
«Подход, использованный при разработке федерального государственного стандарта начального/среднего профессионального образования, — …»
«Совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение тем или иным предметом, — это…»
«Ежедневная продолжительность прогулки детей при температуре воздуха до минус 15 С и скорости ветра менее 7 м/с составляет…»
«Разработка тематического плана в рабочей программе позволяет…»
«В правом верхнем углу окна программы обычно отсутствует кнопка…»
В конце методических указаний по подготовке к аттестации ясно сказано: «Подготовка к процедуре аттестации предполагает высокий уровень самообразования педагога».
Короче, ушла самообразовываться. У меня еще год в запасе, чтобы все это выяснить.
Два собрания на одной неделе — в моей школе и в школе сына. Нет ничего ужаснее учительских собраний. Впрочем, есть — родительские. Учитель чаще всего не может закончить мысль — родитель неспособен сформулировать ее вовсе.
Одиннадцатиклассница возмущается: сочинение такое большое, а цитата без кавычек и указания на источник совсем маленькая, почему «плагиат», за что тройка?! Для этого поколения нет разницы между чужой научной работой и анонимным демотиватором: любая мысль, попавшая в интернет, — уже общественное достояние. Впрочем, мое поколение без зазрения совести сдувало сочинения с предисловий, а то, что посередине между нами и детьми, — охотно освоило сборники «золотых сочинений». Проблема не поколенческая, а культурная.
Зато: «Оба Иуды <в Евангелии и у Леонида Андреева> раскаиваются в содеянном и поканчивают с собой». Явно не плагиат. При выборе между заемным умом и искренним личным косноязычием колеблюсь до сих пор.
Школьных медсестер и врача переподчиняют департаменту здравоохранения. А тот не обязан им оплачивать школьные каникулы. Знакомые родители уверяют, что медсестры в школе вообще не нужны: помочь ничем не помогут, а «скорую» при необходимости может вызвать любой взрослый. На днях ученику стало плохо на уроке; хорошо, врач еще в школе. Но можно и тут решить вопрос радикально: научить всех учителей мерить давление и делать уколы. Столовую тоже можно упразднить, пусть учителя уж и готовят. Все лучше, чем переподчинять поваров Минсельхозу.
Слушала в школе у младшего, как 9-й класс читает Пушкина. Не слышат ритма, не слышат, где должно быть «е» вместо «ё», не понимают, где надо переместить ударение, чтобы не сбивать равномерное дыхание пушкинского ямба. Лет 20 назад я слушала, как Пушкина читал русский подросток, с пяти лет живший в Америке. Бытовой русский у него был прекрасный, а, когда он стал читать стихи, сразу стало видно: иностранец. Мои прежние ученики, в начале 90-х, еще чувствовали эти тонкости, а нынешние читают Пушкина вслух, как иностранцы.
Пятиклассник у коллеги: «кОпна сена — это когда копают лопатами». Огромный пласт лексики ушел из сознания детей; понятное нам — для них уже исторические реалии, как какой-нибудь «повойник», «архалук» или «семишник». Пятиклассница читает: «Белолица, черноброва, нраву кроткого такого». Что такое «кроткий»? Не знает. А «нрав»? Тоже не знает.
На этом фоне скорее отрадно, что в 11-м классе у мужа на уроке по Галичу самый умный спрашивает: «Львович, а что такое «топтун»? Почему со стиральной машиной надо спать за персональную?» (Стиральная доска уже не вмещается в ум.) И все-таки Галича они понимают лучше, чем Окуджаву: «У Галича непонятны отдельные слова, а у этого как-то в целом…»

Вокруг петиции «Союза школ», в которой просят сохранить школы для детей с особыми образовательными потребностями, происходят бурные споры. Я сравнила кампанию по объединению школ с коллективизацией писателей на рубеже 1929—1930-х годов. Оппонента всерьез удивило, почему я считаю, что школьное обучение хоть как-то сродни писательской работе и не может строиться исключительно по законам массового производства.
«Почему вы не хотите объединяться, раз вы такие прекрасные? — спрашивают у маленьких школ. — Возьмите еще 1800 детей к вашим 200 и покажите всему миру, как хорошо вы умеете работать. У вас замечательные тройняшки, вы прекрасные родители — возьмите еще 30 человек из детдома и денег в придачу. Почему не реалистично?»
Я всеми руками за семейное устройство сирот, но этот вопрос не решается принудительным укрупнением всех семей.
Живем интересными слухами, часть из них сбывается. Сарафанное радио извещает, что из 102 колледжей Москвы в живых останется 25, остальных объединят друг с другом. А те, у кого учится меньше 2000 человек, будут признаны нерентабельными.
Учителя вечерних школ написали письмо депутатам с просьбой сохранить статус их учебных заведений (в новом законе их тоже нет): «Вечерних школ на всю Москву в 2010 г. было 19, сейчас осталось всего 12, и их активно подталкивают к объединению с массовыми детскими школами… Если присоединить эти школы к детским образовательным учреждениям, то образовательные услуги для взрослых просто перестанут существовать». Среди учеников вечерних школ — обширный контингент подопечных ФСИН, гастарбайтеры, изучающие русский…. Богатая идея — объединить их с детсадами.
Педагоги из Южного округа рассказывают: в нескольких школах русский язык в 5—6-м классах сократили с шести часов до трех решением директора. Освободившиеся часы отдали иностранцам: им нужнее. Учителя даже не сопротивляются, только жалуются.
У меня в 6-м классе 2 часа литературы в неделю. Дети бухтят: мало. А больше по программе не положено.

Главная духовная скрепа нации сегодня, если судить по этой практике, — избавление от всего гуманитарного и экономия на всем человеческом. Спасибо, мы поняли.

Комментариев нет: