Источник
Рустам Курбатов
Не любят эту сказку дети. Странная она. Не сказочная: ни волшебств, ни чудес. И очень грустная. Смерть героя - добровольная - какая ж это сказка?
"Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил", - все помнят эти слова, сказанные Лисом. Но неужели стоит читать книгу ради такой moralite?
Это статья – попытка увидеть «другой смысл» этой сказки. Предложенная версия, скорее всего, покажется спорной. Но всё-таки…
Итак, попытка расшифровать текст «Маленького принца» - найти «код Экзюпери»…
1.
Книга подчеркнуто написана для детей. Посвящение: три извинения автора за то, он посвящает книгу взрослому человеку, и последняя оговорка - "Леону Верту, когда он маленьким".
Язык - идеальный для тех, кто начинает учить французский: простая лексика и короткие фразы.
Рисунки автора к тексту - нет, скорее, текст к рисункам автора. Рисунки - главное в этой книге, а текст - как подписи к ним: «Вот мой рисунок номер один», «Вот мой рисунок номер два»
Кажется, автор очень хочет написать книгу для ребенка. Но много ли детей могут назвать Маленького Принца своей любимой книгой?
Маленький Принц, после ссоры с Розой, отправляется в путешествие - искать друзей. Друзей не находит. Но на Земле встречает Лиса. И приручает его, в итоге Лис раскрывает Маленькому Принцу свой "секрет": ты навсегда в ответе за тех, кого приручил... После чего герой просит змею, чтобы она "вернула" его на его астероид. И умирает.
Ребенок уходит из дома в результате какого-то несчастья или беды. Отправляется путешествовать в "другой мир" - он ищет то, чего не смог найти дома, встречается с разными существами. Ему на пути появляется некий особый персонаж - волшебник - который помогает решить трудную задачу, после чего герой может вернуться домой. Теперь он другой человек. Произошла "трансфигурация" - перерождение героя, из ребенка он превращается во взрослого. Через символическую смерть - к новой жизни.
Экзюпери не читал Проппа. "Маленький принц" - не волшебная сказка и не будем выделять 38 сюжетов-функций сказки. Но все же.
Итак, инициация героя? Да, и Лис выполняет функцию Бабы Яги, передающей герою тайное знание. Совершающей обряд посвящения. Это история смерти ребенка - и рождения взрослого человека.
Это, так сказать, детская версия Маленького Принца - "сказка" для детей.
2
Еще раз вернемся к сюжету. Летчик, после катастрофы в пустыне Сахара, находится на грани жизни и смерти. Воды нет, сломан самолет. Через несколько дней к нему является ребенок, рассказывает свою историю о путешествии и встрече с Лисом, и вдруг в пустыне, умирающий от жажды, он находит колодец, пьет эту чудесную воду; на следующий день Летчику удается починить самолет и он возвращается домой.
Отлучка из дома, испытание смертью, посвящение в тайну, решение трудной задачи (ремонт двигателя), возвращение домой. Еще одна инициация?
Инициация - это обряд принятия ребенка во взрослый мир. Это превращение ребенка во взрослого. Но причем тут история летчика? Ведь это история не о ребенке – о взрослом.
Почему Летчику удалось найти воду в пустыне? После чего это произошло? После того, как Маленький Принц закончил свою историю...
Знакомство с Маленьким Принцем, история его жизни - вот что стало пунктом "трансфигурации", перерождения Летчика. Он смог найти воду, потому что стал другим человеком. Он прошел ряд испытаний и выполнил несколько «трудных задач».
Он смог нарисовать барашка. С четвертой попытки он сумел нарисовать настоящего барашка - клетку с тремя дырками. Он решил дзэн-буддистский коан: покажи мне твое подлинное лицо, которое было до твоего рождения...
Летчик нарисовал невидимое. Язык рисунка – это язык ребенка. Так же как «география и арифметика» - язык взрослых. Автор вспомнил забытый язык и неразрешимая задача оказалась выполнена.
Теперь Летчик готов к самому обряду инициации. Маленький Принц раскрывает ему тайну. Он повторяет слова Лиса – главный его «секрет», волшебную формулу посвящения:
«Главное глазами не увидишь – зорко одно лишь сердце».
Чудо! В безводной пустыне находится родник, самолет чинится. Автор возвращается домой.
Произошло «преображение героя». Летчик становится другим человеком. Ему открывается Главное. Машины, болты, поезда, которые едут в разные стороны, математика и география – всё это не то. Главное - за пределами взрослого мира; оно не описывается взрослым языком. Главное выражается на языке чувства, догадки, на языке без слов – на языке Сердца. Это язык ребенка.
Вот так всё перевернулось в двадцатом веке. Раньше ребенок в обряде инициации, получив «тайное знание», становился полноправным членом взрослого коллектива. Сейчас наоборот: чтобы обрести Главное (Смысл, Истину), взрослый должен пройти через символическую смерть и стать ребенком. Инициация наоборот.
3.
Есть и «третья версия» этой сказки.
«Главное глазами не увидишь – зорко одно лишь Сердце». В этой фразе «глаза» - это, конечно же, «разум». Рациональное, логическое, европейское мышление. А Сердце? Это чувство, интуиция, прозрение, сверхлогическое и не совсем европейское мышление. Антуан де Сент-Экзюпери, прослушавший курс философии в лицее, читал и Декарта, и Паскаля. И в этой фразе, произнесенной Лисом, явно звучит Блез Паскаль: «У Сердца есть свои резон (свой разум), который Разум понять не может».
Но все ж не Паскаль, а Декарт определил главным образом характер мышления эпохи нового времени. Вера во всемогущий разум наряду с верой в прогресс становится основой Европейской цивилизации.
И поэтому «секрет» Лиса - эта черта под декартовским рационализмом. Прощание с основной ценностью культуры эпохи модерна.И почти перефраз первых строк Дао дэ дзина: «Дао, выраженное словами не есть настоящее Дао». Истина не выражается языком разума.
Науки: география и математика. Техника: поезда таблетки, самолеты. Это символы европейской цивилизации модерна. Но человеку одиноко в этой цивилизации – ему «не с кем поговорить по душам». Поговорить о смысле.
Этот разговор, оказывается, возможен только с ребенком. И для этого взрослому надо пройти обряд «инициации» - инициации наоборот. И стать ребенком.
А европейская цивилизация, чтобы обрести Главное, должна тоже пройти путь «трансфигурации» - открыть себя Востоку. Восток для Запада – тот же ребенок. Мир, где истина не выражается словами, где сердце важнее рассудка и где, кстати, еще помнят, «что такое ритуал», как говорил фонарщик (единственный взрослый, с кем хотел бы подружиться Маленький Принц).
Рустам Курбатов
Не любят эту сказку дети. Странная она. Не сказочная: ни волшебств, ни чудес. И очень грустная. Смерть героя - добровольная - какая ж это сказка?
"Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил", - все помнят эти слова, сказанные Лисом. Но неужели стоит читать книгу ради такой moralite?
Это статья – попытка увидеть «другой смысл» этой сказки. Предложенная версия, скорее всего, покажется спорной. Но всё-таки…
Итак, попытка расшифровать текст «Маленького принца» - найти «код Экзюпери»…
1.
Книга подчеркнуто написана для детей. Посвящение: три извинения автора за то, он посвящает книгу взрослому человеку, и последняя оговорка - "Леону Верту, когда он маленьким".
Язык - идеальный для тех, кто начинает учить французский: простая лексика и короткие фразы.
Рисунки автора к тексту - нет, скорее, текст к рисункам автора. Рисунки - главное в этой книге, а текст - как подписи к ним: «Вот мой рисунок номер один», «Вот мой рисунок номер два»
Кажется, автор очень хочет написать книгу для ребенка. Но много ли детей могут назвать Маленького Принца своей любимой книгой?
Маленький Принц, после ссоры с Розой, отправляется в путешествие - искать друзей. Друзей не находит. Но на Земле встречает Лиса. И приручает его, в итоге Лис раскрывает Маленькому Принцу свой "секрет": ты навсегда в ответе за тех, кого приручил... После чего герой просит змею, чтобы она "вернула" его на его астероид. И умирает.
Ребенок уходит из дома в результате какого-то несчастья или беды. Отправляется путешествовать в "другой мир" - он ищет то, чего не смог найти дома, встречается с разными существами. Ему на пути появляется некий особый персонаж - волшебник - который помогает решить трудную задачу, после чего герой может вернуться домой. Теперь он другой человек. Произошла "трансфигурация" - перерождение героя, из ребенка он превращается во взрослого. Через символическую смерть - к новой жизни.
Экзюпери не читал Проппа. "Маленький принц" - не волшебная сказка и не будем выделять 38 сюжетов-функций сказки. Но все же.
Итак, инициация героя? Да, и Лис выполняет функцию Бабы Яги, передающей герою тайное знание. Совершающей обряд посвящения. Это история смерти ребенка - и рождения взрослого человека.
Это, так сказать, детская версия Маленького Принца - "сказка" для детей.
2
Еще раз вернемся к сюжету. Летчик, после катастрофы в пустыне Сахара, находится на грани жизни и смерти. Воды нет, сломан самолет. Через несколько дней к нему является ребенок, рассказывает свою историю о путешествии и встрече с Лисом, и вдруг в пустыне, умирающий от жажды, он находит колодец, пьет эту чудесную воду; на следующий день Летчику удается починить самолет и он возвращается домой.
Отлучка из дома, испытание смертью, посвящение в тайну, решение трудной задачи (ремонт двигателя), возвращение домой. Еще одна инициация?
Инициация - это обряд принятия ребенка во взрослый мир. Это превращение ребенка во взрослого. Но причем тут история летчика? Ведь это история не о ребенке – о взрослом.
Почему Летчику удалось найти воду в пустыне? После чего это произошло? После того, как Маленький Принц закончил свою историю...
Знакомство с Маленьким Принцем, история его жизни - вот что стало пунктом "трансфигурации", перерождения Летчика. Он смог найти воду, потому что стал другим человеком. Он прошел ряд испытаний и выполнил несколько «трудных задач».
Он смог нарисовать барашка. С четвертой попытки он сумел нарисовать настоящего барашка - клетку с тремя дырками. Он решил дзэн-буддистский коан: покажи мне твое подлинное лицо, которое было до твоего рождения...
Летчик нарисовал невидимое. Язык рисунка – это язык ребенка. Так же как «география и арифметика» - язык взрослых. Автор вспомнил забытый язык и неразрешимая задача оказалась выполнена.
Теперь Летчик готов к самому обряду инициации. Маленький Принц раскрывает ему тайну. Он повторяет слова Лиса – главный его «секрет», волшебную формулу посвящения:
«Главное глазами не увидишь – зорко одно лишь сердце».
Чудо! В безводной пустыне находится родник, самолет чинится. Автор возвращается домой.
Произошло «преображение героя». Летчик становится другим человеком. Ему открывается Главное. Машины, болты, поезда, которые едут в разные стороны, математика и география – всё это не то. Главное - за пределами взрослого мира; оно не описывается взрослым языком. Главное выражается на языке чувства, догадки, на языке без слов – на языке Сердца. Это язык ребенка.
Вот так всё перевернулось в двадцатом веке. Раньше ребенок в обряде инициации, получив «тайное знание», становился полноправным членом взрослого коллектива. Сейчас наоборот: чтобы обрести Главное (Смысл, Истину), взрослый должен пройти через символическую смерть и стать ребенком. Инициация наоборот.
3.
Есть и «третья версия» этой сказки.
«Главное глазами не увидишь – зорко одно лишь Сердце». В этой фразе «глаза» - это, конечно же, «разум». Рациональное, логическое, европейское мышление. А Сердце? Это чувство, интуиция, прозрение, сверхлогическое и не совсем европейское мышление. Антуан де Сент-Экзюпери, прослушавший курс философии в лицее, читал и Декарта, и Паскаля. И в этой фразе, произнесенной Лисом, явно звучит Блез Паскаль: «У Сердца есть свои резон (свой разум), который Разум понять не может».
Но все ж не Паскаль, а Декарт определил главным образом характер мышления эпохи нового времени. Вера во всемогущий разум наряду с верой в прогресс становится основой Европейской цивилизации.
И поэтому «секрет» Лиса - эта черта под декартовским рационализмом. Прощание с основной ценностью культуры эпохи модерна.И почти перефраз первых строк Дао дэ дзина: «Дао, выраженное словами не есть настоящее Дао». Истина не выражается языком разума.
Науки: география и математика. Техника: поезда таблетки, самолеты. Это символы европейской цивилизации модерна. Но человеку одиноко в этой цивилизации – ему «не с кем поговорить по душам». Поговорить о смысле.
Этот разговор, оказывается, возможен только с ребенком. И для этого взрослому надо пройти обряд «инициации» - инициации наоборот. И стать ребенком.
А европейская цивилизация, чтобы обрести Главное, должна тоже пройти путь «трансфигурации» - открыть себя Востоку. Восток для Запада – тот же ребенок. Мир, где истина не выражается словами, где сердце важнее рассудка и где, кстати, еще помнят, «что такое ритуал», как говорил фонарщик (единственный взрослый, с кем хотел бы подружиться Маленький Принц).
Комментариев нет:
Отправить комментарий