среда, 6 февраля 2013 г.

Как в наше время приучить детей к чтению серьезных книг?

Источник
Дмитрий Быков
В этом январе Министерство образования и науки России опубликовало на своем сайте список из 100 книг, которые должен прочитать каждый школьник во время внеклассной работы. Список уже разослали в региональные школы. В этот список вошли как классические произведения, так и работы современных авторов.
Дмитрий Быков, являющийся членом Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ, а также журналистом и писателем, ответил на вопросы, касающиеся "списка 100" которые волнуют российских граждан, сообщает пресс-центрРИА Новостей.
Егор : Стали ли наши граждане больше читать в последнее время? Какова, на Ваш взгляд, тенденция?
Дмитрий Быков : Раз они стали меньше смотреть телевизор - значит, стали. Главное же - они захотели думать, ибо сейчас в мире меняется система ценностей, выстраиваются новые противопоставления, вызревают новые философские системы. Само собой, человечество умнеет, и мы с вами не исключение.
Лилия : Назовите главную книгу для Вас. Есть ли она в списке?
Дмитрий Быков : Как уже было сказано - "Уленшпигель". В списке ее нет, но это ничего не значит.
Антон : Не стоило ли, на Ваш взгляд, включить в этот список и зарубежных авторов?
Дмитрий Быков : Обязательно стоило бы. Сосредоточиться на своих было бы ужасной провинциальностью.
Анна : Не станут ли дети одинаковыми (определённой мере), если будут читать книги из одного списка?
Дмитрий Быков : Весь мир читает более или менее одних и тех же авторов. Гомера там, Шекспира, Данте... И ничего, вырастаем разными. Одни терпеть не могут Пруста, другие на него молятся. Говорим же мы одними и теми же словами - а как по-разному их понимаем!
Михаил : Не кажется ли Вам, что список останется просто благим пожеланием? Дети читать не будут.
Дмитрий Быков : Не будут - значит, вырастут дураками. Не думаю, что они этого хотят. Не будем преуменьшать великую роль инстинкта самосохранения.
Виталий : Дмитрий, сколько часов внеклассного чтения должно быть у школьников? Почему наши школы не учат технике быстрого чтения? Сами за или против неё? Что должен читать школьник, чтобы быть всесторонне развитым интеллектуалом?
Дмитрий Быков : Не видел ни одного всесторонне развитого интеллектуала. Специалист, как мы знаем, подобен флюсу. Я вообще не люблю всесторонности, мне нравится сосредоточенность на чем-то одном, незачем особенно распыляться. Что касается быстрого чтения - не верю, что этому возможно выучить. Опыт - вот и вся школа. Кроме того, вряд ли "Шум и ярость" или даже "Мизери" Кинга, где надо вдумчиво следить за стилем, рассчитаны на быстрое чтение.
Татьяна : Как в наше время приучить детей к чтению серьезных книг, когда у них даже на нормальные фильмы терпения не хватает?
Дмитрий Быков : Это совсем несложно, достаточно сказать "Тебе это рано", "Ты этого все равно никогда не поймешь" или "Все, прочитавшие эту книгу, сошли с ума". Ну и еще ряд нехитрых приемов, известных каждому родителю. Например, начать рассказывать - и прерваться на интересном месте: "Впрочем, это все равно не для тебя. Твой уровень - "Колобок".
Александра : Каково Ваше отношение к аудиокнигам? Альтернатива ли это книге обычной?
Дмитрий Быков : Наверное, альтернатива. Но я их практически не слушаю. Скорее всего потому, что за рулем вообще не люблю слушать радио или книгу - вождение хорошо, чтобы сосредоточенно думать.
Инга : Какие книги нравятся лично Вам?
Дмитрий Быков : В моем списке значительно больше ста книг. Но могу привести первую десятку: "Тиль Уленшпигель" де Костера, "Повесть о Сонечке" Цветаевой, "Исповедь" блаженного Августина, "Анна Каренина" Толстого, "Потерянный дом" Александра Житинского, "Человек, который был четвергом" Честертона, "Пена дней" Виана, "Луговая арфа" и рассказы Трумена Капоте, "Московские повести" Трифонова, "Карьера Ругонов" Золя.
Андрей : Есть современные авторы? Это какая то дикая шутка? Что может прочитать ребенок в современной "литературе"? Очень интересно посмотреть, на эту "литературу".
Дмитрий Быков : Андрей, я вашего скепсиса не разделяю, но чтобы следить за современной литературой, лучше знать как минимум один иностранный язык. Современный американский роман -выдающееся синтетическое явление, вобравшее и кинематографический, и научный опыт, и не чуждое политики при этом. Современная французская драматургия - замечательно интересный мир. Современная испанская и португальская проза - тоже замечательный пример синтеза жанров (сюда же включаю и латиноамериканскую, тоже испаноязычную). В российской литературе ребенку хорошо бы читать Веллера (особенно ранние новеллы), Зайончковского, Ксению Букшу, Валерия Попова, Александра Житинского, Михаила Успенского. Из авторов семидесятых годов - Юрия Коваля, Сусанну Георгиевскую, Виктора Голявкина, Юрия Коринца, Константина Сергиенко, Юрия Томина.
Астра : Чем этот список отличается от списка В.А. Сухомлинского из книги "Павлышская средняя школа"? И все-таки 100 книг, по-моему, маловато?
Дмитрий Быков : Про "маловато" ответил выше. Список Сухомлинского очень хорош, но он ведь составлен, насколько помню, в начале шестидесятых. Разумеется, он должен включать сегодня не только классику - и вообще, думаю, чем больше в нем будет современной литературы, тем лучше.
Светлана : На Ваш взгляд, современная молодёжь – читающая или нет? Реально ли им осилить эти 100 книг?
Дмитрий Быков : По моим наблюдениям, читающая. И если она чаще читает твиттер, чем книги, - это наша писательская вина. Мы не умеем писать о них и для них так, чтобы это стало интереснее твиттера. Очень мало и приблизительно пишем о будущем. Часто уходим от называния вещей своими именами. Слишком легко соглашаемся с опошлением и оглуплением народа. Ну и вообще - слабо владеем литературной техникой: надо уметь заинтересовать читателя, искусство рассказчика в нашем деле не последнее. Все это претензии не только к другим, но и к себе. Хотя я стараюсь.
Андрей : 100 книг... Почему, на Ваш взгляд выбрано именно это число? Много это или мало?
Дмитрий Быков : Исторически как-то получилось, что выбирают 100 книг, 100 фильмов, 100 главных исторических деятелей и так далее. Лично я думаю, что число выбрано удачно - оно, что называется, медийное. И речь же не о том, что подросток прочтет только эти 100 книг и ни единой больше. Речь о том, что эти 100 книг принципиальны для его развития, что их никак нельзя миновать.

Комментариев нет: