В последнее время с пользой и интересом прочитала несколько книг известного литературоведа Валентина Александровича Недзвецкого. Поэтому рекомендую его труды коллегам.
Об учёном
1.Роман И. А. Гончарова "Обломов". Путеводитель по тексту. - М., 2010.
Как изменился первоначальный замысел центрального гончаровского романа? Каков его подлинный конфликт, что лежит в основе сюжета и почему "Обломов" состоит из четырех частей? Что придало заглавному герою произведения значение общенациональное и всечеловеческое, а "обломовщину" уравняло с понятием "гамлетизма", "платонизма", "донкихотства", "донжуанства" и т.п.? Как систематизированы все мужские и женские персонажи романа и чем отличаются друг от друга олицетворенные ими "образы жизни", а также представления о любви, браке и семейном доме! О чем тоскует в "крымской" главе романа Ольга Ильинская? Это только часть вопросов, обстоятельные ответы на которые содержит настоящая книга. Написанная известным историком и популяризатором русской классической литературы, лауреатом Литературной премии им. И.А.Гончарова, она представляет собой увлекательный путеводитель по художественному тексту знаменитого гончаровского шедевра во всех содержательных уровнях и гранях - от социально-бытовых (злободневных) и фольклорных до мифопоэтических и символических.
2.Русская литературная критика XVIII-XIX веков. - М., 2008 (в соавторстве).
Настоящий курс создан на основе лекций по истории русской литературной критики XVIII-XIX веков, многие годы читаемых проф. В.А.Недзвецким и доц. Г.В.Зыковой на филологическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова.
3.Русская "деревенская" проза. - М., 1999 (в соавторстве).
В свете общечеловеческих духовно - нравственных, этических и эстетических ценностей русского крестьянства в книге проанализированы основные произведения Ф. А. Абрамова, В. И. Белова, В. М. Шукшина, В. Г. Распутина, а также таких из их непосредственных предшественников, как Е. И. Замятин и А. П. Платонов. Специальная глава посвящена истокам отечественной `деревенской` прозы нашего столетия в русской классической литературе - от Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, Д. В. Григоровича и И. С. Тургенева до Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Г. И. Успенского и А. П. Чехова.
4.От Пушкина к Чехову. - М., 2002.
Автором настоящего пособия по-новому прочтены такие вершинные произведения русской литературной классики, как "Евгений Онегин" Пушкина, "Герой нашего времени" и "Смерть Поэта" Лермонтова, "Мертвые души" Гоголя, "Записки охотника", повесть "Ася" Тургенева, "Обрыв" Гончарова, "Бедные люди", "Записки из Мертвого дома" и "Братья Карамазовы" Достоевского, "Смерть чиновника" Чехова.
5.И. С. Тургенев. Логика творчества и менталитет героя. - М., 2011.
Курс состоит из двух разделов: "Логика творчества" и "Менталитет героя". В первом раскрываются общелитературные и личные стимулы, предопределившие закономерное формирование Тургенева, поэта, драматурга, очеркиста и автора глубоко оригинальных повестей, в качестве одного из классиков русского и мирового романа.
В разделе втором проделан обстоятельный анализ ментальных ценностей, отличающих центральных тургеневских героев и героинь и определивших как их своеобразие среди персонажей других русских писателей XIX века, так и глубокий драматизм их судеб.
6.Русский роман ХIХ века. Спорные и нерешенные вопросы жанра. - М., 2013.
Автор предлагает читателям хорошо аргументированные ответы на дискуссионные вопросы о содержательных формах пушкинского "Евгения Онегина", романной "трилогии" Гончарова, романного "пятикнижия" Ф.М.Достоевского, "Былого И дум" А.И.Герцена. Отдельная самобытная тенденция отечественного романа раскрыта на примере романа Н.С.Лескова "Некуда".
7.Статьи о русской литературе XIX-XX веков. Научная публицистика. Воспоминания.- Нальчик, 2011.
Большая часть вошедших в книгу известного историка литературы В.А. Недзвецкого статей посвящена шедеврам русского романа - от `Евгения Онегина` и `Героя нашего времени` до романной антиутопии Е. Замятина `Мы` и `Пряслиных` Ф.А. Абрамова. Также представлены работы во вопросам современного литературоведения и воспоминания автора о своем военном детстве и студенческой поре в МГУ.
8. И.А. Гончаров - романист и художник. - М., 1992.
9.Русский социально-универсальный роман XIX века. Становление и жанровая эволюция. - М., 1997.
Оглавление: I. Синкретическая форма. 1 . «Евгений Онегин»: романизация стихотворной формы и создание поэзии «свободного романа». 2. «Герой нашего времени»: драматизация повести и романизация драмы. 3. «Мертвые души»: замысел и драма художественной проповеди. II. «Персональный» роман испытания (И.А. Гончаров, И.С. Тургенев). 1. Судьба традиции. 2. Основные компоненты и структура формы. 3. Испытание героя действительностью и действительности героем. 4. Романный мифологизм. III. Универсально-синтетическая фаза (Ф.М. Достоевский, Л. Н. Толстой). 1. Путь к художественной онтологии. 2. Романический эпос и романизированная мистерия.
10.История русского романа XIX века. Неклассические формы. - М., 2011.
Что такое русский роман лесажевского ("вальтерскоттовского", сандовского) типа? Чем и почему русский семейный роман отличается от его аналогов в западноевропейской литературе? Какие типовые разновидности русского романа вызваны к жизни актуальными гуманитарными "идеями времени"? Как относятся друг к другу роман русского позитивиста и роман о русском "нигилисте"! Что такое отечественный романный эпос общинно-крестьянских устоев? И как необходимо квалифицировать неклассические формы русского романа девятнадцатого столетия в их отличии от формы классической? На этот и сопутствующий ему круг вопросов отвечает настоящая книга заслуженного профессора МГУ, лауреата Литературной премии имени И.А.Гончарова.
Об учёном
1.Роман И. А. Гончарова "Обломов". Путеводитель по тексту. - М., 2010.
Как изменился первоначальный замысел центрального гончаровского романа? Каков его подлинный конфликт, что лежит в основе сюжета и почему "Обломов" состоит из четырех частей? Что придало заглавному герою произведения значение общенациональное и всечеловеческое, а "обломовщину" уравняло с понятием "гамлетизма", "платонизма", "донкихотства", "донжуанства" и т.п.? Как систематизированы все мужские и женские персонажи романа и чем отличаются друг от друга олицетворенные ими "образы жизни", а также представления о любви, браке и семейном доме! О чем тоскует в "крымской" главе романа Ольга Ильинская? Это только часть вопросов, обстоятельные ответы на которые содержит настоящая книга. Написанная известным историком и популяризатором русской классической литературы, лауреатом Литературной премии им. И.А.Гончарова, она представляет собой увлекательный путеводитель по художественному тексту знаменитого гончаровского шедевра во всех содержательных уровнях и гранях - от социально-бытовых (злободневных) и фольклорных до мифопоэтических и символических.
2.Русская литературная критика XVIII-XIX веков. - М., 2008 (в соавторстве).
Настоящий курс создан на основе лекций по истории русской литературной критики XVIII-XIX веков, многие годы читаемых проф. В.А.Недзвецким и доц. Г.В.Зыковой на филологическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова.
3.Русская "деревенская" проза. - М., 1999 (в соавторстве).
В свете общечеловеческих духовно - нравственных, этических и эстетических ценностей русского крестьянства в книге проанализированы основные произведения Ф. А. Абрамова, В. И. Белова, В. М. Шукшина, В. Г. Распутина, а также таких из их непосредственных предшественников, как Е. И. Замятин и А. П. Платонов. Специальная глава посвящена истокам отечественной `деревенской` прозы нашего столетия в русской классической литературе - от Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, Д. В. Григоровича и И. С. Тургенева до Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Г. И. Успенского и А. П. Чехова.
4.От Пушкина к Чехову. - М., 2002.
Автором настоящего пособия по-новому прочтены такие вершинные произведения русской литературной классики, как "Евгений Онегин" Пушкина, "Герой нашего времени" и "Смерть Поэта" Лермонтова, "Мертвые души" Гоголя, "Записки охотника", повесть "Ася" Тургенева, "Обрыв" Гончарова, "Бедные люди", "Записки из Мертвого дома" и "Братья Карамазовы" Достоевского, "Смерть чиновника" Чехова.
5.И. С. Тургенев. Логика творчества и менталитет героя. - М., 2011.
Курс состоит из двух разделов: "Логика творчества" и "Менталитет героя". В первом раскрываются общелитературные и личные стимулы, предопределившие закономерное формирование Тургенева, поэта, драматурга, очеркиста и автора глубоко оригинальных повестей, в качестве одного из классиков русского и мирового романа.
В разделе втором проделан обстоятельный анализ ментальных ценностей, отличающих центральных тургеневских героев и героинь и определивших как их своеобразие среди персонажей других русских писателей XIX века, так и глубокий драматизм их судеб.
6.Русский роман ХIХ века. Спорные и нерешенные вопросы жанра. - М., 2013.
Автор предлагает читателям хорошо аргументированные ответы на дискуссионные вопросы о содержательных формах пушкинского "Евгения Онегина", романной "трилогии" Гончарова, романного "пятикнижия" Ф.М.Достоевского, "Былого И дум" А.И.Герцена. Отдельная самобытная тенденция отечественного романа раскрыта на примере романа Н.С.Лескова "Некуда".
7.Статьи о русской литературе XIX-XX веков. Научная публицистика. Воспоминания.- Нальчик, 2011.
Большая часть вошедших в книгу известного историка литературы В.А. Недзвецкого статей посвящена шедеврам русского романа - от `Евгения Онегина` и `Героя нашего времени` до романной антиутопии Е. Замятина `Мы` и `Пряслиных` Ф.А. Абрамова. Также представлены работы во вопросам современного литературоведения и воспоминания автора о своем военном детстве и студенческой поре в МГУ.
8. И.А. Гончаров - романист и художник. - М., 1992.
9.Русский социально-универсальный роман XIX века. Становление и жанровая эволюция. - М., 1997.
Оглавление: I. Синкретическая форма. 1 . «Евгений Онегин»: романизация стихотворной формы и создание поэзии «свободного романа». 2. «Герой нашего времени»: драматизация повести и романизация драмы. 3. «Мертвые души»: замысел и драма художественной проповеди. II. «Персональный» роман испытания (И.А. Гончаров, И.С. Тургенев). 1. Судьба традиции. 2. Основные компоненты и структура формы. 3. Испытание героя действительностью и действительности героем. 4. Романный мифологизм. III. Универсально-синтетическая фаза (Ф.М. Достоевский, Л. Н. Толстой). 1. Путь к художественной онтологии. 2. Романический эпос и романизированная мистерия.
10.История русского романа XIX века. Неклассические формы. - М., 2011.
Что такое русский роман лесажевского ("вальтерскоттовского", сандовского) типа? Чем и почему русский семейный роман отличается от его аналогов в западноевропейской литературе? Какие типовые разновидности русского романа вызваны к жизни актуальными гуманитарными "идеями времени"? Как относятся друг к другу роман русского позитивиста и роман о русском "нигилисте"! Что такое отечественный романный эпос общинно-крестьянских устоев? И как необходимо квалифицировать неклассические формы русского романа девятнадцатого столетия в их отличии от формы классической? На этот и сопутствующий ему круг вопросов отвечает настоящая книга заслуженного профессора МГУ, лауреата Литературной премии имени И.А.Гончарова.
Автор предлагает новое прочтение "Обыкновенной истории". "Обломова" и
"Обрыва", а также "географического" романа "Фрегат "Паллада", созданного
на материале кругосветного путешествия от Кронштадта до берегов Японии и
последующего сухопутного возвращения в Петербург через всю Сибирь.
Заключает книгу глава о "Необыкновенной истории" - автобиографической
повести, в которой Гончаров рассказал о создании своих романов, особенно
"Обрыва".
12.Русская литература XIX века. 1840-1860-е годы. - М., 2010 (в соавторстве).
Посвященный русской литературе второй трети XIX века, творцы которой
(А.Герцен, И.Тургенев, И.Гончаров, Н.Чернышевский, Л.Толстой,
Ф.Достоевский, Н.Некрасов, А.Фет, Ф.Тютчев, А.Островский и др.) уже при
их жизни стали признанными лидерами отечественного и общеевропейского
литературного процесса, лекционный курс В.Недзвецкого и Е.Полтавец
отличается тонкостью эстетического анализа, выдержанностью концепции и
доступностью изложения.
13.Роман Н. Г. Чернышевского "Что делать?" и его оппоненты. - М., 2003.
Необыкновенный успех роман имел у русской радикально настроенной
молодежи 60-70-х годов XIX века. Между тем крупнейшие русские художники
слова не только не приняли содержательных решений и беллетристических
приемов автора "Что делать?", но и выступили с их развернутой критикой. В
чем причина этого спора? Кто и в какой мере оказался в нем правым?
Таковы главные вопросы, в свете которых в книге анализируются
проблематика и литературное своеобразие этого романа, а также отличающие
его представления о человеческой природе, причинах ее деградации и
способах возрождения.
14.И. С. Тургенев.- М., 2000 (в соавторстве).
В настоящем пособии по - новому освещены входящие в школьную и вузовскую
программы `Записки охотника`, повести 50 - х годов и доселе полный
загадок известнейший роман `Отцы и дети`. Предлагается и строгий
`академический` анализ романа, и новое прочтение этого всегда
современного шедевра Тургенева. `Отцы и дети` рассмотрены авторами в
свете тургеневской философии бытия и в контексте эпохи. Затронуты также
некоторые неожиданные аспекты мифосимволического толкования `Отцов и
детей` романа, по выражению Н.Н. Страхова, `всегдашнего`.
Комментариев нет:
Отправить комментарий