Наталья Сухая, Смоленск
И почему люди не читают?

Большинство школьников вряд ли назовут чтение среди своих любимых занятий... И это не удивляет. Уже много лет в 5-м классе учебный план предусматривает всего 2 часа литературы в неделю. Физкультуре повезло больше, на нее отводится три часа.
Начну историей из жизни. Однажды я давала интервью журналисту нашей областной газеты. Один из вопросов мне, учителю русского языка и литературы, конечно, о чтении. Среди любимых книг я назвала роман Людмилы Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик». В газетном интервью Даниэль Штайн и Людмила Улицкая оказались перечисленными через запятую, корреспондент посчитал героя книги автором другого произведения. А ведь роман Людмилы Улицкой получил российскую литературную премию «Большая книга» за 2007 год.
Многие современные школьники вряд ли назовут чтение среди своих любимых занятий. Понимаю, что встреченный мной журналист, тоже.
Почему? Как учитель-практик с 25-летним стажем могу назвать одну из основных, на мой взгляд, причин: уже много лет в 5-м классе учебный план предусматривает всего 2 часа литературы в неделю. Для сравнения: на занятия физкультурой в 5-м классе сегодня отведено три учебных часа в неделю.
В начальной школе урок чтения у младшего школьника каждый день, а в пятый класс дети приходят и - стоп. Читаем художественные произведения два раза в неделю. В старших классах можно организовать и самостоятельное чтение, а в 5-м классе самостоятельно читать еще нужно научить. Но за эти два урока в неделю нужно изучить программные произведения, дать первоначальные навыки анализа этих произведений для обучения осмысленному чтению и решить еще много разных задач. На привитие любви к чтению нет времени. К старшим классам количество уроков литературы в неделю увеличивается до трех.
Поэтому дети и перестают читать. А потом не читают студентами, журналистами. Молодые люди, которые становятся со временем родителями, тоже не читают...
Эти же родители жалуются, что их дети не читают, а сами родители, читают? С ребенком, где дома не читают, учителю очень сложно.
Еще одна важная причина - сеть, которая предполагает "клиповое" мышление - фрагментарное, отрывочное, а на уроке перед учеником литературный текст - связный, целостный. Чтобы его прочитать и понять, нужно не торопиться, а думать, возвращаться к прочитанному, сравнивать, вспоминать. Преодолеть этот разрыв помогают короткие поэтические тексты. Например, в названиях стихотворений Зинаиды Гиппиус часто использованы заголовки – местоимения: «Я», «К Ней», «Они», «Ты», «Она», «Оно», «Он – ей», «Все мое», «Все она», «Ему», «Он». Гиппиус не раскрывает все тайны своей жизни и творчества. Почему? А наши ребята открывают свои чувства для всеобщего обозрения через статусы ВКонтакте. Над этими вопросами рассуждаем с учениками. Литература учит не выставлять напоказ свои чувства. После уроков в социальной сети появляются статусы, например, из строк поэтов Серебряного века: «С порога смотрит человек, Не узнавая дома». О чем этот статус? В приведенном статусе использованы строки стихотворения Бориса Пастернака "Разлука".
И еще об одной важной причине. Учитель, не читающий сам, не может привить любовь к чтению у своих учеников. А любящий чтение и свою профессию учитель может даже в условиях кризиса чтения привить ученикам желание читать и обсуждать серьезные тексты книг, воспитывать в своих учениках необходимые личные качества.
«Воспитание у детей любви к чтению — дело педагогической чести», - говорит Шалва Амонашвили. Думаю, об этом нам, учителям, стоит помнить всегда.
Об авторе
Наталья Викторовна Сухая, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011», учитель русского языка и литературы школы №34 города Смоленска