Учительская газета
Татьяна Масликова
Критерии и стимулы: как в новом учебном году будут рассчитывать учительскую зарплату?
Минобрнауки предложило новые рекомендации по стимулированию учительского труда. Оказалось, в регионах уже давно есть свои
С началом нового учебного года старые вопросы, затихшие было на время каникул и отпусков, зазвучат с новой силой. Одна из таких «бородатых», но вечно актуальных проблем – как будем деньги считать, точнее, рассчитывать заработную плату. 20 июня Минобрауки предложило очередной рецепт супервостребованного «блюда» под названием «зарплата». Министерство направило в регионы Методические рекомендации по разработке показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей и работников. Рекомендации надо было обсудить на местах, ну, буквально в течение недели, и выдать резюме, насколько предложенные показатели актуальны.
Как известно, зарплата педагога теперь складывается из двух частей – базовой и стимулирующей, Минобрнауки как раз и предложило примерные направления для разработки критериев расчета стимулирующей части. Наша газета публиковала об этом информацию (http://www.ug.ru/archive/52099), а теперь решила более подробно поговорить на эту важную для каждого работника тему. В самом деле, ведь до этих рекомендаций в школах как-то рассчитывали и базовую часть, и стимулирующую. Значит, уже действовали какие-то свои критерии, а что же теперь – министерские лучше, и давайте все менять, или нет?
Новые рекомендации предлагают 17 примерных направлений для «разработки показателей эффективности деятельности руководителей образовательной организации» и 10 направлений для педагогов (http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3541). Интересно то, что речь идет сразу о трех видах учреждений образования – дошкольного, общего и профессионального (начального и среднего).
Для директоров эти примерные направления таковы:
- соответствие деятельности ОУ требованиям законодательства в сфере образования (отсутствие предписаний надзорных органов, объективных жалоб),
- функционирование системы государственно-общественного управления,
- удовлетворенность населения качеством предоставляемых образовательных услуг дополнительного образования (причем это и для дошкольного, и для общего и для начального и среднего профобразования),
- информационная открытость, которая учитывает наличие у учреждения сайта, размещение на нем протоколов по распределению стимулирующего фонда, и участие в процедурах независимой оценки качества образования,
- профилактика правонарушений у несовершеннолетних,
- реализация социокультурных проектов (школьный музей, театр, НОУ),
- привлечение молодых педагогов,
- работа с одаренными детьми,
- сохранение и укрепление здоровья детей,
- физкультурно-оздоровительная и спортивная работа,
- создание условий для реализации обучающимися индивидуальных учебных планов,
- реализация программ дополнительного образования на базе образовательного учреждения,
- профильное обучение и предпрофильная подготовка (это только для общего образования),
- динамика индивидуальных образовательных результатов обучающихся (по материалам контрольных мероприятий) – это для общего и профобразования,
- сохранность контингента в пределах одной ступени обучения (коэффициент выбытия из образовательного учреждения) – только для школ,
- отношение среднего балла ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) у 10 % выпускников с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) у 10 % выпускников с худшими результатами ЕГЭ – это тоже только в школах,
- результаты итоговой аттестации (что характерно, этот показатель на последнем месте).
Для педагогических работников примерные направления следующие:
- реализация дополнительных проектов (экскурсии, экспедиции, социальные проекты, групповые и индивидуальные учебные проекты),
- организация (участие) системных исследований, мониторинга индивидуальных достижений обучающихся,
- динамика индивидуальных образовательных результатов,
- взаимодействие с родителями обучающихся,
- результаты участия в олимпиадах, конкурсах,
- участие в коллективных педагогических проектах («команда вокруг класса», «виртуальный класс», интегрированные курсы и т.д.),
- участие педагога в разработке и реализации основной образовательной программы,
- физкультурно-оздоровительная и спортивная работа,
- работа с детьми из социально неблагополучных семей,
- создание элементов образовательной инфраструктуры (оформление кабинета, музея и пр.)
Также Министерство предписывает для разработки конкретных показателей эффективности привлечь общественные и профсоюзные организации, а всю информацию с критериями и результатами размещать в открытом доступе на сайтах ОУ. Впрочем, распределять стимулирующий фонд тоже рекомендуется открыто и коллегиально.
Как регионы обсудили предложенные рекомендации, я поинтересовалась в двух департаментах образования – в Воронежской и Белгородской областях. И там, и там министерское письмо с методическими рекомендациями вспомнили, даже, говорят, ответы подготовили и отправили. А вот критерии распределения не только стимулирующей, но и базовой частей ФОТ разработали и используют свои. Причем в Белгородской области эти критерии утверждены постановлением областного правительства еще в 2006 году, потом неоднократно редактировались и дополнялись (постановление «Об утверждении Методики формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений Белгородской области и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»). Интересно то, что в приложениях к этому постановлению прописаны критерии для премирования не только руководителей ОУ и педагогических работников, но и заместителей директоров, работников бухгалтерии, библиотекарей, педагогов-психологов, социальных педагогов, водителей и обслуживающего персонала. К примеру, водителя школьного автобуса полагается премировать за выполнение трех условий: содержание автотранспорта в исправном техническом состоянии, обеспечение безопасной перевозки детей, отсутствие ДТП и замечаний. Для педагогических работников определены три главных основания для премирования. Первое – достижение учащимися высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом, стабильность и рост качества обучения. Второе – позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам (подготовка призеров олимпиад, конкурсов, конференций). Третье – позитивные результаты деятельности учителя по выполнению обязанностей классного руководителя (снижение количества учащихся, стоящих на учете в КДН, снижение числа пропусков уроков без уважительной причины среди учеников, высокий уровень решения конфликтных ситуаций в классе). Между прочим, в министерской методике классное руководство даже не упоминается, хотя это для учителя серьезная нагрузка.
В Воронежской области с сентября начинает действовать новое единое Положение об оплате труда, к разработке которого приступили еще в прошлом году. Как уверяют его создатели – сотрудники Воронежского областного Центра развития образования и мониторинга образовательной деятельности, после того, как новая система заработает, учителям и директорам достаточно будет всего лишь вводить отчетные цифры в электронную таблицу, и специальная программа сама все посчитает и выдаст результат – кому и сколько баллов. Соответствующий коэффициент потом подставляется в расчетную формулу, и высчитывается зарплата. По словам директора Центра Александра Митрофанова, за время работы над новым Положением школами и профсоюзами было внесено около 200 предложений, которые должны улучшить систему расчета. Благодаря этому, например, надбавка за стаж перешла из стимулирующей части в базовую. То же произошло и с надбавкам за квалификационную категорию, наличие наград, ученую степень, почетные звания. Теперь за это не надо каждый месяц стимулировать отдельным приказом, так как все вошло в основную базовую часть ФОТ.
Критерии распределения стимулирующей части теперь тоже для всех едины. Так, для оценки учительского труда предложено 4 критерия: успешность учебной работы, успешность внеурочной работы сверх классного руководства, результативность научно-методической и инновационной деятельности и результативность коммуникативной деятельности учителя. Каждый из критериев подразделяется на несколько показателей, например, самым объемным, состоящим из 7 пунктов, оказался критерий оценки результативности научно-методической и инновационной деятельности педагога. Предложены следующие показатели: использование инновационных технологий и методик, разработка и использование новых цифровых образовательных ресурсов и ИКТ, результативность презентации собственного педагогического опыта, уровень презентации научно-исследовательской и методической деятельности учителя, публикации в официальных изданиях по профилю педагогической деятельности, непрерывность профессионального совершенствования, участие в работе жюри и конкурсных комиссий и наличие статуса эксперта в области образования.
В критерии под названием «результативность коммуникативной деятельности учителя» всего один показатель – уровень коммуникативной культуры при общении с обучающимися и родителями. Зато индикатор этого показателя мощный: наличие обоснованных жалоб учеников или родителей на работу учителя грозит потерей сразу 20 баллов.
Оценка эффективности руководителя организации предполагает 7 критериев: результативность учебной деятельности, результативность внеурочной деятельности, развитие инфраструктуры для эффективного использования современных образовательных технологий в образовательном процессе, повышение открытости, демократизация управления образовательной организацией, создание комфортных условий для участников образовательного процесса (учителей, учащихся, родителей), эффективность экономической деятельности и обеспечение образовательной организации квалифицированными кадрами. Показателей в семи критериях много – целых 63, что, по мнению разработчиков, должно помочь наиболее объективно оценить директорский труд.
Кстати, воронежское Положение об оплате труда накладывает на руководителей образовательных организаций еще одно ограничение. Если раньше в одной школе фонд оплаты труда руководителей – директора и завучей мог составлять 12-13 % от общего фонда, а в соседней школе доходил, например, до 25 %, то теперь такого не будет. Ограничение составит 12 %, правда, добавить можно будет еще 2 %, если школа считается инновационной площадкой, или если имеет дополнительные внебюджетные средства.
Татьяна Масликова
Критерии и стимулы: как в новом учебном году будут рассчитывать учительскую зарплату?
Минобрнауки предложило новые рекомендации по стимулированию учительского труда. Оказалось, в регионах уже давно есть свои
С началом нового учебного года старые вопросы, затихшие было на время каникул и отпусков, зазвучат с новой силой. Одна из таких «бородатых», но вечно актуальных проблем – как будем деньги считать, точнее, рассчитывать заработную плату. 20 июня Минобрауки предложило очередной рецепт супервостребованного «блюда» под названием «зарплата». Министерство направило в регионы Методические рекомендации по разработке показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей и работников. Рекомендации надо было обсудить на местах, ну, буквально в течение недели, и выдать резюме, насколько предложенные показатели актуальны.
Как известно, зарплата педагога теперь складывается из двух частей – базовой и стимулирующей, Минобрнауки как раз и предложило примерные направления для разработки критериев расчета стимулирующей части. Наша газета публиковала об этом информацию (http://www.ug.ru/archive/52099), а теперь решила более подробно поговорить на эту важную для каждого работника тему. В самом деле, ведь до этих рекомендаций в школах как-то рассчитывали и базовую часть, и стимулирующую. Значит, уже действовали какие-то свои критерии, а что же теперь – министерские лучше, и давайте все менять, или нет?
Новые рекомендации предлагают 17 примерных направлений для «разработки показателей эффективности деятельности руководителей образовательной организации» и 10 направлений для педагогов (http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3541). Интересно то, что речь идет сразу о трех видах учреждений образования – дошкольного, общего и профессионального (начального и среднего).
Для директоров эти примерные направления таковы:
- соответствие деятельности ОУ требованиям законодательства в сфере образования (отсутствие предписаний надзорных органов, объективных жалоб),
- функционирование системы государственно-общественного управления,
- удовлетворенность населения качеством предоставляемых образовательных услуг дополнительного образования (причем это и для дошкольного, и для общего и для начального и среднего профобразования),
- информационная открытость, которая учитывает наличие у учреждения сайта, размещение на нем протоколов по распределению стимулирующего фонда, и участие в процедурах независимой оценки качества образования,
- профилактика правонарушений у несовершеннолетних,
- реализация социокультурных проектов (школьный музей, театр, НОУ),
- привлечение молодых педагогов,
- работа с одаренными детьми,
- сохранение и укрепление здоровья детей,
- физкультурно-оздоровительная и спортивная работа,
- создание условий для реализации обучающимися индивидуальных учебных планов,
- реализация программ дополнительного образования на базе образовательного учреждения,
- профильное обучение и предпрофильная подготовка (это только для общего образования),
- динамика индивидуальных образовательных результатов обучающихся (по материалам контрольных мероприятий) – это для общего и профобразования,
- сохранность контингента в пределах одной ступени обучения (коэффициент выбытия из образовательного учреждения) – только для школ,
- отношение среднего балла ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) у 10 % выпускников с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) у 10 % выпускников с худшими результатами ЕГЭ – это тоже только в школах,
- результаты итоговой аттестации (что характерно, этот показатель на последнем месте).
Для педагогических работников примерные направления следующие:
- реализация дополнительных проектов (экскурсии, экспедиции, социальные проекты, групповые и индивидуальные учебные проекты),
- организация (участие) системных исследований, мониторинга индивидуальных достижений обучающихся,
- динамика индивидуальных образовательных результатов,
- взаимодействие с родителями обучающихся,
- результаты участия в олимпиадах, конкурсах,
- участие в коллективных педагогических проектах («команда вокруг класса», «виртуальный класс», интегрированные курсы и т.д.),
- участие педагога в разработке и реализации основной образовательной программы,
- физкультурно-оздоровительная и спортивная работа,
- работа с детьми из социально неблагополучных семей,
- создание элементов образовательной инфраструктуры (оформление кабинета, музея и пр.)
Также Министерство предписывает для разработки конкретных показателей эффективности привлечь общественные и профсоюзные организации, а всю информацию с критериями и результатами размещать в открытом доступе на сайтах ОУ. Впрочем, распределять стимулирующий фонд тоже рекомендуется открыто и коллегиально.
Как регионы обсудили предложенные рекомендации, я поинтересовалась в двух департаментах образования – в Воронежской и Белгородской областях. И там, и там министерское письмо с методическими рекомендациями вспомнили, даже, говорят, ответы подготовили и отправили. А вот критерии распределения не только стимулирующей, но и базовой частей ФОТ разработали и используют свои. Причем в Белгородской области эти критерии утверждены постановлением областного правительства еще в 2006 году, потом неоднократно редактировались и дополнялись (постановление «Об утверждении Методики формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений Белгородской области и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»). Интересно то, что в приложениях к этому постановлению прописаны критерии для премирования не только руководителей ОУ и педагогических работников, но и заместителей директоров, работников бухгалтерии, библиотекарей, педагогов-психологов, социальных педагогов, водителей и обслуживающего персонала. К примеру, водителя школьного автобуса полагается премировать за выполнение трех условий: содержание автотранспорта в исправном техническом состоянии, обеспечение безопасной перевозки детей, отсутствие ДТП и замечаний. Для педагогических работников определены три главных основания для премирования. Первое – достижение учащимися высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом, стабильность и рост качества обучения. Второе – позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам (подготовка призеров олимпиад, конкурсов, конференций). Третье – позитивные результаты деятельности учителя по выполнению обязанностей классного руководителя (снижение количества учащихся, стоящих на учете в КДН, снижение числа пропусков уроков без уважительной причины среди учеников, высокий уровень решения конфликтных ситуаций в классе). Между прочим, в министерской методике классное руководство даже не упоминается, хотя это для учителя серьезная нагрузка.
В Воронежской области с сентября начинает действовать новое единое Положение об оплате труда, к разработке которого приступили еще в прошлом году. Как уверяют его создатели – сотрудники Воронежского областного Центра развития образования и мониторинга образовательной деятельности, после того, как новая система заработает, учителям и директорам достаточно будет всего лишь вводить отчетные цифры в электронную таблицу, и специальная программа сама все посчитает и выдаст результат – кому и сколько баллов. Соответствующий коэффициент потом подставляется в расчетную формулу, и высчитывается зарплата. По словам директора Центра Александра Митрофанова, за время работы над новым Положением школами и профсоюзами было внесено около 200 предложений, которые должны улучшить систему расчета. Благодаря этому, например, надбавка за стаж перешла из стимулирующей части в базовую. То же произошло и с надбавкам за квалификационную категорию, наличие наград, ученую степень, почетные звания. Теперь за это не надо каждый месяц стимулировать отдельным приказом, так как все вошло в основную базовую часть ФОТ.
Критерии распределения стимулирующей части теперь тоже для всех едины. Так, для оценки учительского труда предложено 4 критерия: успешность учебной работы, успешность внеурочной работы сверх классного руководства, результативность научно-методической и инновационной деятельности и результативность коммуникативной деятельности учителя. Каждый из критериев подразделяется на несколько показателей, например, самым объемным, состоящим из 7 пунктов, оказался критерий оценки результативности научно-методической и инновационной деятельности педагога. Предложены следующие показатели: использование инновационных технологий и методик, разработка и использование новых цифровых образовательных ресурсов и ИКТ, результативность презентации собственного педагогического опыта, уровень презентации научно-исследовательской и методической деятельности учителя, публикации в официальных изданиях по профилю педагогической деятельности, непрерывность профессионального совершенствования, участие в работе жюри и конкурсных комиссий и наличие статуса эксперта в области образования.
В критерии под названием «результативность коммуникативной деятельности учителя» всего один показатель – уровень коммуникативной культуры при общении с обучающимися и родителями. Зато индикатор этого показателя мощный: наличие обоснованных жалоб учеников или родителей на работу учителя грозит потерей сразу 20 баллов.
Оценка эффективности руководителя организации предполагает 7 критериев: результативность учебной деятельности, результативность внеурочной деятельности, развитие инфраструктуры для эффективного использования современных образовательных технологий в образовательном процессе, повышение открытости, демократизация управления образовательной организацией, создание комфортных условий для участников образовательного процесса (учителей, учащихся, родителей), эффективность экономической деятельности и обеспечение образовательной организации квалифицированными кадрами. Показателей в семи критериях много – целых 63, что, по мнению разработчиков, должно помочь наиболее объективно оценить директорский труд.
Кстати, воронежское Положение об оплате труда накладывает на руководителей образовательных организаций еще одно ограничение. Если раньше в одной школе фонд оплаты труда руководителей – директора и завучей мог составлять 12-13 % от общего фонда, а в соседней школе доходил, например, до 25 %, то теперь такого не будет. Ограничение составит 12 %, правда, добавить можно будет еще 2 %, если школа считается инновационной площадкой, или если имеет дополнительные внебюджетные средства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий