Журнал "Свой"
Софья Пономарёва
Как Пушкины в Романовых превращались
Софья Пономарёва
Как Пушкины в Романовых превращались
В музее Пушкина на
Пречистенке открылась выставка к 400-летию дома Романовых. Разумеется,
тут историю царской династии показали со своей колокольни – через
отношения Романовых к Пушкиным.
Гордец
и бедняк, Пушкин к вопросу своей родовитости относился крайне
болезненно. Напоминал, что род его известен со времен Александра
Невского, вставлял Пушкиных в «Бориса Годунова», про героического арапа
роман написал… Да и стихотворение «Моя родословная» полно яда в адрес
тех, кто осмелился задеть его предков. (В конце там про семью Булгарина
из публичного дома, если кто не помнит). Строка «водились Пушкины с царями» из этого стихотворения и стала названием выставки.
«Фаддей, ты не прав!», пытается доказать каждый
экспонат в первом зале. Древние документы о том, как Гаврила Пушкин к
Лжедмитрию катался, соборная грамота об избрании Михаила Федоровича, на
которой Пушкины расписались, документы о пожаловании имений, рукописные
каракули первого Ганнибала, и так далее. Ясно, что глагол «водились»
характеризует эти контакты удачно – ведь он такой несовершенный,
незаконченный. Тесную связь обозначать не может.
Тесная связь начинается лишь в следующем зале, при
жизни самого поэта. Тут и автограф хрестоматийного «видел я трех царей»
про картуз и камер-пажей, переписка Пушкина с царем насчет недовольства
его своим местом, авторства нецензурных стихов и прочие деловые бумаги.
Большой портрет Пушкина очень символично повешен между характеристикой,
представленной о нем Бенкендорфом царю, и рукописью верноподданнического
«Медного всадника». Подписи к экспонатам, как всегда в этом музее,
читать увлекательно. Например, под портретом императрицы Александры
Федоровны высказывание о ней поэта: «Я ужасно люблю царицу, несмотря на
то, что ей уже 35 лет и даже 36».
Много
экспонатов, посвященных одним Романовым, без Пушкина. Платье Екатерины
Великой, личные вещи Александра I, редкие гравюры, пейзажные картины.
Очень милы наивные царские портреты, какие-то копии с копий – как
изображение Александра I на прогулке об руку с Елизаветой Алексеевной из
Петергофского музея. (На выставке вообще много привозных экспонатов –
но увы, тоже как часто в этом музее, многовато документов по сравнению с
вещами).
Самое интересное – в последнем зале, о том, что
было между двумя семьями после смерти поэта. Заглянем в переписку
Николая I с зарубежной родней: ба, да царская семья сплетничала о дуэли
ровно также пылко, как любая другая семья в Петербурге! Ну а что потом
было между Романовыми и Пушкинами? В советское время об этом писали
мало.
Конечно, мы помним, что император назначил вдове и
детям пенсию. А что еще? Пушкинский «агент влияния» Василий Жуковский
был воспитателем будущего императора Александра II, и формировал ему
литературный вкус в верном направлении. Его брат вел. кн. Константин
Николаевич так любил Пушкина, что выполнил множество иллюстраций к его
работам – они представлены на выставке. В домашних театрах императорская
семья ставила пушкинские пьесы. Страстный цениель музыки Александр III
обожал сочинения Чайковского и Глинки по пушкинским стихам…
Ну
а дальше начинается связь между Пушкиными и Романовыми совсем интимная.
Спасибо красоте Гончаровой, которая несколько поколений подряд
наследовалась по прямой линии. Дочь Пушкина Наталья стала женой принца
Нассауского. Их дети венчались с внуками Николая I. Софья де Торби – с
великим князем Михаилом Михайловичем, а Георг фон Меренберг – с Ольгой
Александровной Юрьевской. Об этом
– экспонаты, подаренные музею потомками Пушкина. Это личные вещи и
черно-белые фотокарточки. На них аристократические лица прекрасных дам
начала ХХ века… На кого из предков они похоже больше – Наталью Гончарову
или царицу 35-лет Александру Федоровну? Ходишь и гадаешь.
XXI века в витринах уже нет. Хотя добавить можно
много: «Пушкины» продолжают водиться с «царями» – в самой монархической
из сохранившихся стран. Правнучка Софьи де Торби – герцогиня
Вестминстерская лет тридцать назад стала крестной матерью принца
Уильяма. А помните свадебные фотографии Уильяма и Кейт?
Крохотная девочка-ангелочек, стоя рядом с ними на балконе, в ужасе
зажимает уши от шума – и вызывает умиление всего интернета. Ее зовут
Грейс ван Катсем, она внучатая племянница герцогини и практически прямой
потомок Александра Сергеевича.
Комментариев нет:
Отправить комментарий