понедельник, 12 августа 2013 г.

Как Пушкины в Романовых превращались

Журнал "Свой"
Софья Пономарёва
Как Пушкины в Романовых превращались
В музее Пушкина на Пречистенке открылась выставка к 400-летию дома Романовых. Разумеется, тут историю царской династии показали со своей колокольни – через отношения Романовых к Пушкиным. 
Гордец и бедняк, Пушкин к вопросу своей родовитости относился крайне болезненно. Напоминал, что род его известен со времен Александра Невского, вставлял Пушкиных в «Бориса Годунова», про героического арапа роман написал… Да и стихотворение «Моя родословная» полно яда в адрес тех, кто осмелился задеть его предков. (В конце там про семью Булгарина из публичного дома, если кто не помнит).  Строка «водились Пушкины с царями» из этого стихотворения и стала названием выставки.
«Фаддей, ты не прав!», пытается доказать каждый экспонат в первом зале. Древние документы о том, как Гаврила Пушкин к Лжедмитрию катался, соборная грамота об избрании Михаила Федоровича, на которой Пушкины расписались, документы о пожаловании имений, рукописные каракули первого Ганнибала, и так далее. Ясно, что глагол «водились» характеризует эти контакты удачно – ведь он такой несовершенный, незаконченный. Тесную связь обозначать не может.
Тесная связь начинается лишь в следующем зале, при жизни самого поэта. Тут и автограф хрестоматийного «видел я трех царей» про картуз и камер-пажей, переписка Пушкина с царем насчет недовольства его своим местом, авторства нецензурных стихов и прочие деловые бумаги. Большой портрет Пушкина очень символично повешен между характеристикой, представленной о нем Бенкендорфом царю, и рукописью верноподданнического «Медного всадника». Подписи к экспонатам, как всегда в этом музее, читать увлекательно. Например, под портретом императрицы Александры Федоровны высказывание о ней поэта: «Я ужасно люблю царицу, несмотря на то, что ей уже 35 лет и даже 36».
Много экспонатов, посвященных одним Романовым, без Пушкина. Платье Екатерины Великой, личные вещи Александра I, редкие гравюры, пейзажные картины. Очень милы наивные царские портреты, какие-то копии с копий – как изображение Александра I на прогулке об руку с Елизаветой Алексеевной из Петергофского музея. (На выставке вообще много привозных экспонатов – но увы, тоже как часто в этом музее, многовато документов по сравнению с вещами).
Самое интересное – в последнем зале, о том, что было между двумя семьями после смерти поэта. Заглянем в переписку Николая I с зарубежной родней: ба, да царская семья сплетничала о дуэли ровно также пылко, как любая другая семья в Петербурге! Ну а что потом было между Романовыми и Пушкинами? В советское время об этом писали мало.
Конечно, мы помним, что император назначил вдове и детям пенсию. А что еще? Пушкинский «агент влияния» Василий Жуковский был воспитателем будущего императора Александра II, и формировал ему литературный вкус в верном направлении. Его брат вел. кн. Константин Николаевич так любил Пушкина, что выполнил множество иллюстраций к его работам – они представлены на выставке. В домашних театрах императорская семья ставила пушкинские пьесы. Страстный цениель музыки Александр III обожал сочинения Чайковского и Глинки по пушкинским стихам…
Ну а дальше начинается связь между Пушкиными и Романовыми совсем интимная. Спасибо красоте Гончаровой, которая несколько поколений подряд наследовалась по прямой линии. Дочь Пушкина Наталья стала женой принца Нассауского. Их дети венчались с внуками Николая I. Софья де Торби – с великим князем Михаилом Михайловичем, а Георг фон Меренберг – с Ольгой Александровной Юрьевской. Об  этом – экспонаты, подаренные музею потомками Пушкина. Это личные вещи и черно-белые фотокарточки. На них аристократические лица прекрасных дам начала ХХ века… На кого из предков они похоже больше – Наталью Гончарову или царицу 35-лет Александру Федоровну? Ходишь и гадаешь.

XXI века в витринах уже нет. Хотя добавить можно много: «Пушкины» продолжают водиться с «царями» – в самой монархической из сохранившихся стран. Правнучка Софьи де Торби – герцогиня Вестминстерская лет тридцать назад стала крестной матерью принца Уильяма. А помните свадебные фотографии Уильяма и Кейт? Крохотная девочка-ангелочек, стоя рядом с ними на балконе, в ужасе зажимает уши от шума – и вызывает умиление всего интернета. Ее зовут Грейс ван Катсем, она внучатая племянница герцогини и практически прямой потомок Александра Сергеевича. 
Pipe down: Prince William and his wife Catherine, Duchess of Cambridge kiss on the balcony at Buckingham Palace, but it's all too much for bridemaid Grace van Cutsem, left, who has to cover her ears from all the cheering

Комментариев нет: