Источник
Критики окрестили вас «новым Горьким» – как ощущаете
себя в таком амплуа?
Амплуа не новое. Здесь, на мой взгляд, аналогия достаточно поверхностная: народная биография, роман «Санькя», ни одна рецензия на который не обходится без намека на «Мать» Горького, близость к большевикам. Я очень люблю Горького, уважаю его как писателя, но мои литературные генеалогии чуть-чуть другого толка и у меня другие учителя. Недавно вы порадовали читателей рядом интервью с современными писателями. Можно ли считать этот круг избранных теми, за кем вы видите будущее литературного процесса? Каковы критерии выбора собеседника? Сейчас у меня все-таки больше интервью с музыкантами, даже вот не помню, с кем из писателей в последний раз была беседа (улыбается). А если говорить про критерии, то все довольно просто. Если я вижу человека, занимающегося литературой, искусством, музыкой, который мне интересен, то я в силу своей журналистской натуры предлагаю ему пообщаться. Я любопытствую к совершенно разным людям, которые могут быть и одаренными, и совсем бездарностями. Мне просто интересно, как человек видит мир, что там у него в голове. Когда набирается довольно большое количество интервью, то я выбираю наиболее интересные. И тот круг людей, с которыми я разговариваю, не является каким-то кругом избранных. В ЖЖ вы недавно опубликовали рецензию под названием «Разбитое наголову поколение», где рассказали о своих музыкальных предпочтениях последнего времени. В статье упомянуто имя нашего земляка Александра Башлачёва. «Время колокольчиков» сменилось «внутренней несостоятельностью нового времени». Как вы относитесь к творчеству череповецкого барда? Я отношусь к его творчеству как к чему-то родному, болезненному, пробивающему меня насквозь. Сколько я себя помню, Башлачёв всегда оказывал на меня колоссальное влияние. К сожалению, не помню, узнал я его при его жизни или сразу после смерти, но я его творчество проношу через свою жизнь. Получается так, что чаще всего я слушаю музыку в машине по дороге на дачу или еще куда-нибудь. Вот собрал недавно себе песен пятнадцать башлачевских и слушаю за рулем. Вы отметили в одной из своих статей, «народы, которые не помнят своих поэтов – и не народы уже. Это – толпы». А сейчас многие говорят об упадке поэзии. Вы человек, имеющий непосредственное отношение к современному литературному процессу, – как вы считаете, насколько возможна реанимация поэзии? Изначально народ создает миф, языковой код. И если представители народа начинают забывать эту кодировку, то они и перестают быть народом. Что же касается поэзии, да и вообще литературы, то здесь все довольно относительно. В пушкинское время, наверное, 95% людей ничего не читали. А перед современной поэзией стоят два важных вопроса: какой уровень она имеет и насколько глобальные задачи она решает. Вопросы, которые ставили в своих произведениях Блок, Пушкин, Есенин, Маяковский, – это вопросы бытийные и общефилософские. Чтение такой поэзии заменяет собой приобретение знаний по философии, социологии, психологии и многим другим наукам. Они копали очень глубоко, смотрели дальше. А сейчас все замыкаются в себе, тычут пальцем в айпады и айфоны. Расковыряют себе ранку душевную и говорят: «Вот, мне тут вот больно». Нынешняя поэзия направлена внутрь человека. Почему именно Леонид Леонов стал писателем, которому вы посвятили свою книгу? Просто потому, что он гениальный писатель. Русская литература является сильнейшей, самой значимой в мире. Наши романы входят в топ-10, составленный зарубежными филологами. Федор Достоевский известен во всем мире. В топ-10 входят и «Анна Каренина» Толстого, и набоковские романы, которые все мы тайком перечитываем. Но получается, что иногда не менее значимые имена забываются. В других бы странах таким забытым поставили бы памятники во всех городах. Леонид Леонов, на мой взгляд, является одной из крупнейших фигур ХХ столетия. Когда я лет в двадцать впервые прочитал его произведения, то понял, насколько они сильные, мощные, заслуживающие внимания. Я поставил себе цель вернуть этого писателя в круг внимания тех, кто читает книги. На сегодняшний день существует уже несколько изданий его биографии. Буквально вчера мне сообщили из издательства, что поступает в библиотеки недавно напечатанное собрание сочинений Леонова. Последние лет двадцать его не переиздавали, а сейчас он появится в книжных фондах в необходимых количествах. Леонов теперь есть в университетских программах. Также у меня был разговор с «Первым каналом» о том, чтобы экранизировать его роман «Вор». Очень надеюсь, что в скором времени портрет Леонова будет висеть в библиотеках в одном ряду с Пушкиным, Лермонтовым, Блоком. И еще один вопрос о текстах: лишь в прошлом году Вологда присоединилась к акции «Тотальный диктант», не успев оценить ваш текст для диктанта – в 2012-м был выбран диктант Дины Рубиной. Насколько сложно было составлять текст, который будет слушать и писать большая часть России? На самом деле в этом никакого пафоса нет. Это же не гимн страны и не пионерская клятва. Это просто еще один шанс рассказать людям свои идеи. Но есть и минус: когда люди пишут диктант, то они не думают о смысле текста, они думают, где поставить запятую. Не секрет, что одной из основных проблем современного общества является утрата любви к чтению. Да и книги уходят на мониторы гаджетов. Каким образом можно бороться с «нелюбовью» к текстам? И стоит ли бороться с «электронизацией» произведений? Если бы тексты художественных произведений уходили только на мониторы гаджетов, это было бы еще полбеды, но мне кажется, что книги уходят вообще. И потом, я не уверен, что люди способны с экранов читать всерьез крупные серьезные произведения. Ведь если неинтересно, можно просто прокрутить немного вниз. А смысл уже потерян. Борьба с нелюбовью к чтению – это не частная задача, хотя общество и хочет перевалить эту проблему на плечи родителей. Это, по большому счету, проблема государства. Просто необходимо создавать и навязывать определенные приоритеты – нравственные, этические. До детей нужно донести не то, что мы живем в мире успеха, гедонизма и комфорта, а основы книжной культуры, без которой человек никто. Ведь все человечество, нации, языки, наука, произведения искусства созданы теми, у кого есть книжная культура. И выживет тот, кто четче думает, быстрее мыслит. Тот, у кого больше ресурсов.
Беседовала Ольга Поварова
Подробнее: http://cultinfo.ru/home2/6824/15.htm |
Комментариев нет:
Отправить комментарий