воскресенье, 24 ноября 2013 г.

"Ученики очень ловко находят метафоры, метонимии, бодро пишут про кольцевую композицию, но зачем они это делают — совершенно непонятно"

Большой город
Надежда Шапиро
  Ну а дальше началась 57-я школа. Линия моей жизни совершенно прямая, но я даже не могу себе представить, что после этой школы может быть. Таких невероятно прекрасных условий для того, чтобы преподавать литературу прекрасным детям, у меня никогда раньше не было. Тут уже мне встретились учителя, которые говорили: «А как вы можете вообще преподавать литературу, если не знаете этой статьи Якобсона?» Я-то и сейчас считаю, что без многих литературоведческих статей можно обойтись педагогу, хотя  знакомство с ними только на пользу.
О методике
Конечно, у меня есть некоторые устоявшиеся представления, но никакого гладкого пути никогда не получается, потому что все дети — разные. Я просто знаю теперь разные возможности, как можно преподавать. И еще я знаю, что многого не знаю. Сейчас по возрасту я дальше от своих учеников, но мне кажется, что я лучше чувствую, как работает у них мысль, если она работает. Сейчас я лучше представляю себе, чего нужно добиваться во что бы то ни стало, а что не так важно.
У нас появилась когда-то такая практика — хором читать стихи. Случилось это так.  Лет десять назад я читаю на уроке стихи и вижу, что еще у двух людей в классе губы шевелятся, они произносят слова вместе со мной. Предложила читать вместе вслух. И вот теперь многие мои ученики, которые знают много хороших стихотворений, произносят их вслух. Мы с ними умеем так читать на улице; например, поехали в Михайловское — и пока гуляли, вспоминали, сколько у нас стихотворений об осени. Как правило, это всем доставляет удовольствие. Потому что вообще стихи надо произносить — язык к небу прижимать, шевелить губами… Так получился методический прием, хотя никто его специально не придумывал.
Методически совершенно непонятно, что представляют собой мои уроки. Лекции? Беседы? Дело же не в методике, а в совместном переживании смысла. При этом нет задачи прочитать «с выражением». Когда-то Аверинцев предостерегал от того, чтобы урок превращался в сеанс массового гипноза. Но, когда мы читаем, мы пробуем на вкус, слышим, мы понимаем, что есть в тексте. 
 Сначала люди очень боятся друг друга. Когда набирается новый гуманитарный класс, дети все хотят угадать, что я «загадала» и какого ответа жду. Сильное недавнее впечатление: мы говорили про «Шинель» Гоголя. До урока я не знала, как мы будем про это разговаривать, только знала, что это всегда сложнее, чем кажется. И я говорю десятиклассникам: «Вы можете назвать пять слов, выражающих чувства, которые возникли у вас, когда вы читали «Шинель» в первый раз?» И какие-то люди твердо сразу сказали: «Жалость, сострадание, безнадежность, грусть». А один мальчик вдруг говорит: «Смешно». И другой: «О, а можно, правда? Мне тоже смешно». Мы наблюдаем и смотрим, какие выводы можно сделать и какие акценты поставить. И тут уж каждый человек свободен выбрать интерпретацию. Вот, собственно, вся наша методика.
О переживании текста
Что должно быть сначала — анализ или переживание? Ясно, что все произведения надо изучать медленно. В них надо погрузиться, пожить, просто наблюдать и замечать. И, когда литературное произведение в тебе живет, можно анализировать свои ощущения. И тут отделить анализ от переживания я уже не могу. Но знаю, что сначала надо в себя вобрать текст, а лишь потом о нем говорить.
К сожалению, я знаю, как это обычно происходит в школах. Вот уже 10 лет я делаю задания для турнира Ломоносова по литературе, и мне присылают удачные, неудачные, смешные варианты ответов. Я вижу картину и понимаю, чему обучены дети. Они очень ловко находят метафоры, метонимии, бодро пишут про кольцевую композицию, но зачем они это делают — совершенно непонятно. Учителя все время торопятся и стараются произвести впечатление кучей непонятных слов, терминов, чего-нибудь такого, что в глазах всякого проверяющего засвидетельствует «обученность».
А мы читаем и разговариваем. Это хорошо — дожить до 60 с лишним лет и иметь возможность с хорошими людьми читать то, что тебе нравится.
Читать полностью здесь 

Комментариев нет: