понедельник, 9 декабря 2013 г.

Новый профессиональный стандарт для учителей зарегистрирован в Минюсте и подлежит соблюдению с 1 января 2015 года

Стандарт здесь
http://news.mail.ru/society/15990125/?social=fb
С 2015 года российские учителя будут работать по новым стандартам. Теперь каждый школьный педагог должен знать иностранный язык, разбираться в социальных сетях, уметь преподавать детям мигрантов и детям с ограниченными возможностями. Сами преподаватели считают, что сначала надо изменить программы подготовки в педвузах: пока что новому стандарту по всей стране полностью соответствуют не больше 100 человек.
Новый профессиональный стандарт учителя разрабатывался последние два года по поручению президента Владимира Путина . «Документ отвечает всем требованиям, которые сегодня предъявляет общество профессии учителя,-- заявил министр образования и науки Дмитрий Ливанов.-- Мы с большим удовлетворением можем сказать, что стандарт состоялся, он готов и заработает как нормативный документ уже с 1 января 2015 года». Министр уточнил, что стандарт не похож на большинство других профстандартов, так же как и работа педагога не похожа на «большинство других профессий».
Стандарт деятельности педагога должен заменить действующие «квалификационные характеристики» — требования к учителям. Согласно документу, от российского учителя ждут не только умения «планировать и проводить учебные занятия», как было раньше. Теперь к школьному преподавателю выставлено куда больше требований.
В стандарте неоднократно подчеркивается, что теперь любой учитель обязан уметь работать со всем категориями детей: особо одаренными, отстающими в развитии, инвалидами и теми, «для кого русский язык не является родным». Преподаватель должен стать еще и профессиональным психологом, понимающим «стадии и кризисы развития, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни». Подразумевается, что каждый учитель должен знать иностранный язык, чтобы «совместно с учащимися использовать иноязычные источники информации». Причем педагог должен применять все эти умения независимо от возраста детей. В разделе «необходимые умения» уточняется, что каждый педагог должен «владеть методами обучения, выходящими за рамки учебных занятий»,-- вести «проектную деятельность», «полевую практику». Кроме того, преподаватель должен уметь организовывать экскурсии и походы.
«Эти критерии я бы охарактеризовал как список требований к идеальному преподавателю, которому можно сразу присвоить звание заслуженного учителя России»,-- считает сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий
. По его мнению, разработчики выставили слишком высокие требования к учителю. «Один из главных навыков, прописанных в документе, это умение работать во всех типах классов и со всеми детьми. Таких учителей в России не больше 100 человек,-- уверен эксперт.-- Чтобы получить таких педагогов, надо изменять программу обучения в педвузах. Пока что соответствовать этим требованиям невозможно. Сейчас курсы повышения квалификации длятся три месяца — за это время никто вам не даст основы дефектологии». «Я думаю, что новый профстандарт к учителю — это очередная “дорожная карта” по сокращению количества школ и учителей в школах»,-- считает представитель профсоюза.
«Очень важно, что наконец-то заговорили о том, какой нужен учитель обществу,-- считает руководитель Института образования ВШЭ Исаак Фрумин.-- Но мы очень долго спали, и поэтому нынешний документ кажется нереалистичным. Думаю, он массово заработает не с 1 января 2015 года, а намного позже, лет через десять. Зато, как ориентир, он будет положительным». Вместе с тем эксперт признает, что нормативно-правовой статус документа пока неясен: «Он выглядит больше как идеологический документ. Его ни в коем случае нельзя применять напрямую».
Как именно перейти к новому стандарту, не знают и в Минобрнауки. В следующем году должно начаться «пилотно-экспериментальное применение» стандарта. «Учебное заведение будет само решать, переходить ли ему на новый стандарт,-- заверил “Ъ” замглавы департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки Павел Сергоманов.-- В процессе апробации стандарта мы выработаем процесс перехода на него».
Александр Черных, Елена Лодыгина
Тем временем министерство не дремлет. Состряпало уже стандарт учителя, которому все должны будут соответствовать к 2015 году. А у нас только-только метро обещали к тому времени пустить наконец. Вот, думала, поезжу хоть в старости на работу, как белый человек... Но не получится, потому что соответствовать этому стандарту у меня не получится уже никак. Нет, ну, положим, иностранные языки я еще не забыла. Но в остальном - полный ноль. Учить одновременно сильных детей, средних, не владеющих русским языком и даунов не умею. В олимпиадах не участвую, а если под давлением начальства и участвую, то никогда не побеждаю. Причем из принципа. Ну и так далее...
А что? Вот если бы меня в пединституте в самом деле научили, как всех детей гарантированно сделать умными, воспитанными, образованными... И чтобы все побеждали на олимпиадах... Да хоть просто тому, как работать, не расшибаясь ежедневно башкой об стенку... Это же была б не жизнь, а Мальдивы!
Только интересно, хоть кто-нибудь в наших пединститутах сам это все умеет?..

Эх, дядя Петя... Марсиане, возможно, неплохие гуманоиды. Но едва ли они сумеют наладить образование людей. Даже в отдельно взятой стране.
Источник
Новый профессиональный стандарт для учителей
06.12.2013
Каким должен быть российский учитель теперь прописано в нормативном документе, зарегистрировано в Минюсте и подлежит соблюдению с 1 января 2015 года. 
В новом образовательном стандарте указано только одно конкретное требование к учителю - высшее или среднее профессиональное образование. Все остальное содержит перечень общих требований: умение планировать и анализировать уроки, проводить экскурсии, объективно оценивать знания учеников, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу и защищать достоинство и интересы учащихся.
Мало того, что последние требования в списке сами по себе неконкретны и больше напоминают пожелания. Но в списке требований напрочь отсутствует обязательство предоставлять качественное образование и больше напоминает требования к кружковской работе. Объективная оценка учащихся - желательна, но никогда не была возможна, деловую дружелюбную атмосферу лучше было бы заменить на строгое поддержание дисциплины, а интересы учащихся в школе заключаются в получении качественных знаний, что обеспечивается все той же дисциплиной и уважением к педагогу, о которой в нормативе нет ни слова.
И такой стандарт должен лечь в основу оценки профессионализма педагога. Кого же теперь будут выпускать педагогические вузы?

2 комментария:

Ольга Николаевна комментирует...

Маразм крепчает!

Светлана Георгиевна комментирует...

"Как именно перейти к новому стандарту, не знают и в Минобрнауки". Не знают они...