понедельник, 23 декабря 2013 г.

Игорь Реморенко "Что значит переходить на новые стандарты в школе..."

Скачать
Обсуждение
Игорь Реморенко
Что значит переходить на новые стандарты в школе или о следующем этапе реформирования общего образования
Безусловно, последние 25 лет самым серьёзным образом сказались на состоянии школьного образования. Начиная с конца 80-ых годов, можно выделить следующие значимые изменения школьного образования, непосредственно оказавшие влияние на характер учения и обучения:
  1. Авторские образовательные программы и авторские школы. Участие учителя в определении содержания образования.
  2. Возможность выбора обучающимися учебных курсов, модулей, дисциплин, включая введение профильного обучения в старшей школе.
  3. Информатизация образования, использование всеми учителями возможностей открытого информационного пространства.
  4. Единая система контроля качества знаний по итогам среднего образования в виде единого государственного экзамена, обеспечивающая переход в профессиональное образование.
  5. Изменение ориентации образовательных стандартов начальной и основной школы с запоминания информации на освоение компетентностей, изменение самого предмета стандартизации.
Мы попытались привести те изменения, которые, с нашей точки зрения, непосредственно связаны с изменением качества образования. Причём последнее изменение – лишь в самой начальной стадии, когда система идеологически осознала утрату ценности передачи объёма запоминаемой информации в качестве результата образования, однако воспроизводить и институционально закреплять новые способы педагогической деятельности не научилась. Построенные на основе трёх типов требований федеральные государственные образовательные стандарты, исключающие непосредственные требования к учебному материалу, не дают возможности соразмерно масштабу всей страны построить новую образовательную деятельность в каждой школе. Это связано и с отсутствием должной методической поддержки посредством консультирования и распространения ясных примерных образовательных программ для каждой школы, и недостроенной системы оценки качества образования, внутри которой проверяется не объём запоминаемой информации, а усвоенные компетентности. Иных инструментов влияния непосредственно на преподавание, на образовательные технологии у государства нет. И система консультирования, и механизмы оценки качества требуют специальной проектной работы и институционального закрепления её результатов.
В противном случае, всё более явным станет развитие таких негативных тенденций как:
-          Недовольство и непонимание обществом происходящих изменений качества образования: высмеивание школьных учебников, обсуждение «странных» уроков учителей, предложения вернуть определённые курсы и практики из советской школы, недовольство сбором денег, увеличение числа жалоб в органы власти и пр.
-          Разрыв в педагогической деятельности учителей, когда в стандартах заявлен один подход, а оценивается и де-факто предъявляется в качестве требований иное. Будут распространятся фиктивно-демонстративные образцы деятельности, когда учителя вместо осмысленного проектирования учебных занятий, станут имитировать деятельность по обеспечению нового качества образования: заполнение различных технологических карт формирования компетентностей, отчёты по формированию универсальных учебных действий, сбор различного рода предложений и статистических данных, проведение разного рода бессмысленных конкурсов и пр.
-          Вклады государства в развитие материально-технической базы школ, их строительство, необходимые в связи с демографическими тенденциями и естественным устареванием материальной базы, - также не будут оценены обществом в связи с отсутствием сколь-либо ясных представлений об ожидаемом результате, об изменениях качества образования.
Тем самым, серьёзные изменения в школьном образовании представляются неизбежными
. Вопрос лишь в их векторе и степени искусственного регулирования. В качестве методологии изменений может быть рассмотрена, например, методология чередования мотивационно-смысловой и операционно-технической стороны изменений, когда основные изменения, пройдя этап поиска и апробации, закрепляются институционально и становятся нормой для всей системы образования. В этом смысле, ряд ключевых изменений, таких как – поощрение выбора в системе образования, ориентация на индивидуальную образовательную программу, реализуемую в нескольких образовательных организациях, электронное образование и пр. – недавно как раз получили своё институциональное закрепление в рамках Закона «Об образовании в РФ».
Новый этап, с нашей точки зрения, должен стать поисковым, формировать те изменения, которые в последующем потребуют необходимого институционального закрепления. Что предстоит искать и закреплять в последующем в нормативной базе? Поскольку работа по закреплению базовых компетентностей в федеральных государственных образовательных стандартах уже частично проведена, следует обеспечить становление практики, когда каждый учитель способен строить образовательную программу, формирующую указанные компетентности обучающихся. Причём сами компетентности в процессе такой работы также потребуют своего уточнения и конкретизации – как предметные, так и метапредметные. Речь не идёт о некой педагогической деятельности «на автомате», согласно шаблону и воспроизводимому образцу. Это было бы возможно, если бы компетентности, заявленные в стандартах, позволяли осуществлять такое механистическое воспроизведение. Однако здесь безусловно понадобятся оригинальные педагогические находки, учитывающие индивидуальный стиль работы учителя, его методические подходы, организационные и другие навыки. Следует отметить, что одно из базовых таких понятий, обеспечивающих успешную педагогическую практику в школах, успешных в тестах PISA (Programme for International Student Assessment), – понятие «учительского секрета». Это когда учитель хорошо понимает все рамки предметной области, в которой он работает, но при этом сам умеет создавать рабочие программы учебных курсов, ориентируется на индивидуальность обучающихся и владеет хорошим личным методическим инструментарием.
Как возможно в масштабах страны организовать действительный переход на новые образовательные стандарты? На наш взгляд ресурсы должны быть направлены на следующие виды работ:
  1. Формирование практики оценивания сформированных компетентностей обучающихся на всех ступенях общего образования. Для этого понадобится проведение нескольких различных мониторинговых исследований во всех регионах страны на представительной выборке школ силами разных команд исследователей. Не менее 5-7 исследований на каждую ступень общего образования. Материалы понадобятся не для сравнения школ, а для качественного анализа: какие компетентности усваиваются, какие не усваиваются в каких образовательных программах.
  2. Формирование в каждом регионе групп учителей, разрабатывающих примерную образовательную программу применительно для своего субъекта Федерации. Естественно, что должна быть предложена некоторая федеральная примерная программа. В начальном образовании она уже есть, требует незначительных корректировок, а в основной школе может быть подготовлена в процессе такой работы. Однако даже при её отсутствии, вопрос консолидации учителей в отношении приемлемой для них программы, причастность к её разработке – играет решающее значение. Должна быть реализована модель: одна примерная программа на федеральном уровне и в дополнении к ней примерные программы регионов. Все эти программы наличествуют в общем федеральном реестре примерных программ. Предстоит решить методологический вопрос о преемственности этих программ на уровне учебного материала.
  3. Особого обсуждения потребует вопрос об общих подходах к преподаванию учебных предметов, использовании групповых и индивидуальных методов обучения, владении информационными технологиями. По российскому законодательству – выбор таких технологий за каждым конкретным учителем. Однако возможные различные подходы к преподаванию должны быть максимально представлены в курсовой подготовке с оценкой степени их влияния на достижение результатов федеральных государственных образовательных стандартов. Возможно, здесь предстоит двигаться разными путями в разных предметных областях в зависимости степени консолидации учительского сообщества. В некотором роде модельной может стать работа учителей математики в рамках Концепции развития математического образования в РФ.
  4. Формирование в каждом регионе групп учителей, разрабатывающих оценочный инструментарий применительно к новому федеральному государственному образовательному стандарту по каждому классу (группам классов) и по каждой предметной области (группам предметных областей). В этой же работе должна быть предъявлена федеральная концепция оценки качества общего образования. Деятельность региональных групп должна координироваться из центра с целью соблюдения общих технологических требованию к разработке оценочного инструментария. Все региональные центры оценки качества образования должны будут пройти сертификацию. Регионы, чьи центры такую сертификацию не пройдут – будут пользоваться услугами центров других регионов.
  5. Включение в данную работу заинтересованных издательств, создающих учебные материалы нового поколения, и желающих опираться на группы талантливых учителей. Возможна координация исследовательских групп, участвующих в общефедеральном проекте, с отделами формирования спроса в издательствах, обмен аналитической информацией, выработка общих ориентиров.
  6. Безусловно, данная работа потребует естественной координации с логикой материально-технического обеспечения школ, выбором приоритетных направлений его осуществления. С нашей точки зрения, таких направлений должно быть два: доступ к интернету в каждой классной комнате с наличием демонстрационного оборудования и отсутствие школ, работающих более чем в одну смену. Без этих параметров проектировать новые рабочие программы учебных курсов и воспитательную среду в школе вряд ли перспективно. Естественно, что следует зафиксировать и некоторые параметры, которые должны были быть достигнуты в предыдущие годы. К их числу, например, относится наличие в каждой пятой школе условий для инклюзивного образования и в каждой школе тёплого туалета.
Таким образом, ресурсы должны быть направлены на: поддержку деятельности методических сообществ учителей, вырабатывающих конкретные региональные примерные образовательные программы; деятельность экспертно-исследовательских групп по оценке качества образования; значительное число семинаров и конференций, анализирующих, обобщающих и представляющих богатый методический опыт; на поддержку лучших программ повышения квалификации и переподготовки учителей. 
По итогам реализации указанного проекта будут не только сформированы представления о новом качестве образования, но и возникнет устойчивая практика воспроизводства нового качества в абсолютном большинстве школ. Безусловно, сформируются предложения и по институциональным изменениям. Возможно потребуется скорректировать федеральные государственные образовательные стандарты в части более точного прописывания предметных компетентностей, наладится механизм формирования реестра примерных образовательных программ, будет ясна институциональная схема проведения мониторинга системы образования и ряд других изменений.
Данный проект имеет некоторые объективные трудности своего осуществления, требующие специальной оговорки и продумывания действий по демпфированию соответствующих рисков. Некоторые из них:
-          Отсутствие в стране педагогической науки должного уровня в виде исследовательских баз, масштабных и способных к широкому воспроизводству коллективов оценщиков качества образования. Проблема может быть решена как за счёт рекрутирования в их ряды лучших учителей методистов, так и за счёт специальной подготовки студентов. Недооценённый организационный ресурс – новые магистерские программы и требование к учителям проходить повышение квалификации один раз в три года.
-          Разная ситуация регионального развития. В регионах, в которых не проведена оптимизация школьной сети, не были на должном уровне введены механизмы нормативного подушевого финансирования, новой системы оплаты труда, - бессмысленно строить модели перехода к новому качеству образования. Разные ресурсные ситуации, в которых находятся школы, несправедливые подходы к распределению ресурсов, несоответствие средней учительской зарплаты средней зарплате в экономике – не дают основ для разворачивания общего поля обсуждения изменений образовательных программ, совершенствования методик, подходов к оценке качества образования. В этом смысле предстоит определиться: либо вообще не поддерживать какие-то регионы, пока там указанные изменения проведены не будут, либо минимально поддерживать, но не проводить в них работу по введению новых стандартов до введения механизмов справедливого распределения ресурсов.
-          Рост патерналистских отношений  в определённых слоях нашего общества также не будет способствовать укреплению представлений о новом качестве образования. Предстоит по-новому взглянуть на деятельность органов общественного участия в управлении образованием. Стоит сместить акцент от их сервисно-наблюдательного участия к содержательно-смысловому (формирование школой профилей обучения, помощь неработающих родителей учителям на уроках, вовлечение в программы неурочной занятости и пр.). Безусловно недооценённый ресурс – участие родителей в формировании нормативной базы, вовлечение в проектирование документов, развитие краудсорсинга и пр.
Представляется, что за счёт реализации этих предложений, вместе с развитием принципа субсидирования регионов на проведение изменений в сфере образования, вполне возможно перейти наконец от важных инфраструктурных изменений по совершенствованию материальной базы и институциональных изменений по совершенствованию законодательства к действительному изменению качества образования.
 ИР.

Комментариев нет: