понедельник, 3 марта 2014 г.

Владимир Собкин "Литература в школе: учителя игнорируют ключевое требование"

Владимир Собкин "Литература в школе: учителя игнорируют ключевое требование"
См. с.72-76.
Фрагменты
Статья вызвала противоречивые отзывы наших экспертов. Одни утверждают, что материал устарел. А другие — и их большинство — что он исключительно актуален: об этом говорит уже тот  факт, что нормативы по технике чтения выполняют не более 60%  выпускников начальной школы. Как бы то ни было, материал заставляет задуматься о кардинальном изменении преподавания литературы, и думающий директор, скорее всего, вынесет статью на  обсуждение.
Изучение содержательной стороны урока литературы и его структуры позволяет говорить еще об одной важной тенденции. Происходит явное уменьшение творческого компонента в методике преподавания литературы. Анализ урока с точки зрения типа предлагаемых учителем заданий показал, что большинство из них являются репродуктивными.
Наиболее сложные виды работы, действительно представляющие собой литературное творчество (сочинение стихотворений, басен, написание критических статей, рецензий), требующие более глубокого, аналитического подхода к художественному произведению и непосредственно связанные с реализацией творческих способностей, отходят в структуре учебной деятельности на второй план.
Словесники — самые слабые «предметники».
Социологический анализ результатов ЕГЭ-2009 обнаружил, что с самым низким баллом
по ЕГЭ — 59,1 — в московские вузы на факультеты филологического профиля поступали именно будущие учителя русского языка и литературы. Отсюда еще один неутешительный вывод: новое поколение учителей-словесников складывается из учащихся, слабо успевающих по профильным предметам в школе. И если говорить о педагогическом воздействии на приобщение школьника к культуре и искусству, то проблема приобретает принципиальный характер: студенты со столь низким уровнем знаний по литературе вряд ли смогут, будучи учителями, помочь в этом приобщении ученикам.
Интервью с Собкиным

Комментариев нет: