Источник
По старым учебникам можно заниматься
Дмитрий Викторович, я так понимаю, тем, кто в этом году сдает Единый госэкзамен, пересдачи не светят?
- Очень важно максимально снизить стресс во время сдачи экзаменов, не только ЕГЭ. Проверить знания ученика лучше всего в условиях, когда он спокоен, контролирует себя и может вспомнить то, что знает. Начинаем мы с самого главного экзамена - ЕГЭ.
Мы хотим дать возможность тем, кто сдал его на неудовлетворительную отметку, либо тем, кто сдал удовлетворительно, но считает, что в силах улучшить результаты, написать его еще раз. А может, даже в третий раз.
Для этого откроем пункты приема экзаменов, которые будут работать круглый год. Их количество зависит от возможностей регионов - финансируется это из регио-нальных бюджетов. Когда это станет реальностью, я пока не могу сказать. Нужно отработать все технические, финансовые вопросы, принять нормативно-правовые акты. Очень надеюсь, что уже начиная с 2015/16 учебного года такая возможность у выпускников будет.
- Специалисты говорили, что проблема с пересдачами вот в чем: дети заканчивают осваивать школьную программу в мае. И сразу пишут ЕГЭ. Пересдать экзамены осенью будет поздно - поступление закончилось. Пересдавать до мая нельзя - еще не все темы пройдены.
- Программа по русскому заканчивается в 9-м классе, география - в 10-м. Мы хотим дать возможность ученикам сдать экзамен сразу после окончания программы. По тем предметам, по которым программа заканчивается в 11-м классе, будет возможность сдать экзамен до окончания школы, если они заранее подготовятся. Главное, чтобы ребята понимали: сдача ЕГЭ в мае - июне - не единственный их шанс.
- Засчитают лучший результат или последний?
- Лучший.
- Пересдачи будут платными?
- Нет.
Под камерами
- В этом году предприняты беспрецедентные меры, чтобы провести экзамен честно. Первые результаты показывают - жульничать стали меньше...
- Задача экзамена - объективно оценить уровень усвоения программы школьником. Но ЕГЭ - это не только выпускной экзамен в школе. Это вступительный экзамен в вуз. Лучшим выпускникам, сдавшим успешно ЕГЭ, предоставляется бюджетное место, финансируем которое мы с вами - налогоплательщики. Попадать на эти места должны самые достойные.
Те меры контроля, которые вводятся - и видеонаблюдение в каждой аудитории, и проверки на входе, - нужны, чтобы приучить людей к честной сдаче экзамена. Не только ЕГЭ. Каждая контрольная работа, зачет, экзамен должны сдаваться честно.
Мошенники в этой области существовали и будут существовать, пока кто-то покупает их «настоящие» задания. В этом году аферисты приделывают к прошлогодним вариантам шапки 2014 года, берут задания из открытого банка. А люди все это покупают! А потом удивляются, почему купленные задания не совпадают с теми, которые были на ЕГЭ.
Надеюсь, теперь люди стали понимать: лучше время и деньги потратить на подготовку к экзамену. Какие ресурсы для этого использовать? Сейчас много приложений для мобильных телефонов «готовят к ЕГЭ». Ни наше министерство, ни Рос-обрнадзор не участвовали в разработке подобных сервисов. Готовиться по ним я не советую. В интернете есть официальные ресурсы с заданиями: www.fipi.ru, www.rustest.ru. Вот там точно все правильно.
- Я слышал, понадобилось дополнительно 63 миллиона рублей, чтобы обеспечить безопасность ЕГЭ-2014...
- Это расходы на доставку заданий в регионы. Она осуществляется организацией «Спецсвязь». Ее сотрудники перевозят драгоценности, важные документы. Учитывая опыт предыдущих лет, когда, бывало, конверты вскрывались и это становилось одним из источников утечки, в этом году обеспечена надежная охрана материалов. Они попадают в пункт приема экзаменов не раньше чем за два часа до их начала.
- Еще одно должно облегчить жизнь хорошим ученикам - возвращение золотых медалей. Сами медали преференций не дают, зато их можно будет включить в так называемое портфолио...
- Основная задача школы не в том, чтобы подготовить человека к сдаче конкретного экзамена. Она в том, чтобы дать любому школьнику общее образование, воспитать из наших детей достойных и ответственных граждан своей страны, подготовить их к жизни. Поэтому мы предложили учитывать наряду с результатами ЕГЭ и индивидуальные достижения выпускников школы. Это не только золотые медали. Это достижения в спорте, победы в творческих конкурсах и состязаниях, любые другие успехи. Сейчас обсуждается, каковы будут баллы, которые за эти достижения добавят к баллам ЕГЭ, - 10, 15 или 20. Важно: добавлять будут сами вузы исходя из своих правил приема.
- А когда это будет введено?
- Думаю, в приемную кампанию 2015 года. Учитываться будет все - в том числе, кстати, и сочинения. Окончательно все новшества будут утверждены не позднее сентября 2014 года, с тем чтобы новый учебный год и ученики, и родители начали, понимая правила игры. Мы уже разместили проекты документов на сайтах для общественного обсуждения. Итоги подведем в течение месяца или полутора.
- Школы будут приобретать медали за свой счет?
- Деньги на них поступят из региональных бюджетов.
- Еще одна проблема - в одних школах медали раздают гроздями, в других получение медали равноценно Нобелевской премии...
- Поэтому вузы и будут сами определять, учитывать ли им медали и как. Есть школы очень авторитетные. И есть те, где значимость медали меньше. Это известно приемным комиссиям.
Обязательное сочинение
- Вы только что упомянули сочинение. В каком виде оно возвращается?
- На днях завершилась деятельность рабочей группы при министерстве. В нее входили учителя русского и литературы, руководители школ, представители педагогической науки. На сегодня мы исходим из того, что сочинение будет использоваться как элемент итоговой аттестации и будет учитываться при поступлении в вуз начиная со следующего года.
- Каким образом?
- В декабре 11-классники напишут сочинение. Оно будет оцениваться по двухбалльной шкале: зачет или незачет. Оценку поставят школьные учителя. И само сочинение напишут в школе. Темы будут связаны не только с литературой. Будут темы, связанные с историей, культурой, со знаковыми событиями, например начало Первой мировой войны, 200-летие со дня рождения Лермонтова. Авторитетная комиссия из экспертов в сфере педагогики, культуры будет определять укрупненные темы сочинений. Пять или шесть направлений объявят заранее, чтобы школьники смогли подготовиться. Но конкретные темы дети узнают уже в аудитории.
- То есть нового всплеска популярности сборников «300 золотых сочинений» не будет?
- Мы не хотим возврата к этому. Сочинение должно использоваться для проверки способности выпускников формулировать свои мысли, излагать их на бумаге.
- А школы будут ставить оценки «незачет»?
- Посмотрим. Рабочая группа предлагает и следующий этап: вузы будут сами решать, учитывать или нет сочинение при поступлении. Преподаватели вуза смогут брать тексты сочинений из федеральной базы данных и оценивать. Они все должны быть отсканированы. Так что учителю придется держать в уме, что решение, которое он принял, может быть проверено.
- Учитель ставит незачет. Что дальше?
- Это означает недопуск к выпускным экзаменам. Но у ученика будет возможность пересдать сочинение в феврале.
- То есть он за два месяца должен научиться писать сочинение?
- Будем надеяться.По старым учебникам можно заниматься
- В этом году в Перечне учебников, рекомендованных министерством для школ, из 3 тысяч томов осталось 1300. Исчезли книги, о которых учителя отзываются очень хорошо. Например, развивающие комплексы Петерсон, Занкова, математика Гейдмана. Хотя по Занкову в прошлом году стали учиться в школах Норвегии, и у них хорошие результаты...
- Мы в этом году перешли на новый порядок формирования федерального перечня учебников. Этот порядок прошел обсуждение, только потом мы стали его применять. Действительно, некоторые линейки популярных учебников в перечень не попали. Это произошло либо потому, что они получили отрицательное заключение экспертов, либо потому, что не выполнили формальных требований подачи документов. Мы считаем так: раз договорились о правилах игры, надо их соблюдать. Министерство порядок не нарушило. Сейчас три или четыре издательства подали в суд на нас. Если суд установит, что мы не правы, ошибку исправим.
Хочу напомнить: учебники, которые уже закуплены школами, могут использоваться на протяжении пяти лет. Если какая-то школа уже использует линейку учебников, то те дети, которые начали по ней учиться в первом классе, в четвертом могут завершить обучение, не переходя на другую.
Перечень мы периодически будем менять. Дополнять новыми линейками учебников или их исключать.
- Раз в три года?
- Да.
- То есть, прикрываясь формальными причинами, мы выкорчевываем из школы то, что уже давало неплохие результаты. Наши дети стали в последнее время хорошо сдавать международные тесты PISA и TIMS. Эксперты говорят, что это благодаря развивающим системам.
- Наша система общего образования имеет сильные традиции и всегда считалась одной из самых передовых в мире. Мы и сейчас сохраняем эти позиции. В этом огромная заслуга нашей педагогической школы, учителей. Это не связано с конкретными линейками учебников - учебники меняются, мир меняется, педагогические подходы меняются.
Наша позиция: лучшие учебники, показавшие свою пользу, должны попадать в школы. Но издатели, правообладатели должны соблюдать все установленные требования. Как только это будет сделано, получены положительные заключения экспертиз, учебники включат в федеральный перечень.
Историй будет много
- Вводится единый учебник по истории, обсуждается единый учебник по литературе, единая концепция по математике. Еще и возвращение в школы формы, возрождение ГТО. Это наведение порядка или возвращение к советским временам?
- Я бы не стал навешивать ярлыки.
По учебнику истории. Все идет к тому, что это не будет один учебник в прямом смысле слова. У нас есть единая концепция преподавания истории - историко-культурный стандарт. А самих учебников может быть несколько, в зависимости от того, сколько пройдет экспертизу Российского исторического общества.
То же самое по литературе. Преподавание литературы у нас - это огромное завоевание педагогической науки и практики. Все международные исследования школьного образования говорят о том, что наши дети после начальной школы читают, понимают тексты лучше, чем большинство их сверстников из других стран. Это следствие нашей методики преподавания, когда дети учатся читать на выдающихся литературных произведениях. Очень важно это сохранить, добавляя к нашим достоинствам и то, в чем мы пока уступаем, восполняя эти пробелы.
- А про школьную форму?
- Ее введение преследует несколько целей. Первое: попадая в класс, каждый ребенок должен чувствовать себя комфортно, должны быть максимально снивелированы социальные, религиозные и другие различия между детьми. Второе: воспитание умения аккуратно и функционально носить одежду. Третье: привить любовь к своей школе, к своему городу или поселку, к своей стране. Мы понимаем, что не может быть единой школьной формы для всей нашей огромной страны.
- То есть, как 40 лет назад, все в коричневом ходить не будут?
- Этого нам не надо! Но, конечно, должны быть единые требования к тому, как дети должны быть одеты в школе. Одежда должна быть светской, удобной, безопасной для детей.
- Ключевое слово «светской»? Хиджабы не проходят?
- Не проходят. И другие религиозные атрибуты - тоже. Но окончательное решение о том, как дети будут одеты, принимать будут на уровне школы, на уровне родительских сообществ. Чем больше прав мы передадим родителям, муниципалитетам, тем, мне кажется, больше импульсов для развития получит наша школьная система.
При этом мы не исключаем того, что у нас будут какие-то рекомендованные модели или типы моделей школьной одежды. Может быть, для разных регионов, для разных погодных условий. Мы взаимодействуем с российскими производителями школьной одежды. Считаем, что нужно максимально их поддерживать и делать так, чтобы именно они поставляли в школу одежду. Но конкретный фасон должна определять сама школа.
Про школы и детсады
- Теперь губернаторов не будут наказывать за слабые результаты ЕГЭ школьников. Главная проблема ведь не в экзаменах. Многие школы работают в две, а то и три смены, у половины школ туалеты - на улице!
- Одна из проблем - неравенство образовательных возможностей детей. Школы сильно отличаются друг от друга по уровню преподавания даже в одном городе. Ребенок, попадая в некоторые из них, заведомо оказывается в ситуации, когда он не сможет получить образование высокого уровня. Это недопустимо. И это одна из самых острых проблем, которую мы планируем решать.
- Как?
- Мы скоро завершим паспортизацию всех школ России. По каждой, а их у нас больше 47 тысяч, будем знать истинное состояние дел. Есть ли интернет, спортивный зал, медицинский кабинет, обеспечены ли дети горячим питанием, какие там классы, учатся ли там дети в одну или две смены, и так далее.
- Прежде не знали?
- Не было такой информации. Дальше мы зафиксируем, что соответствует современным условиям обучения. Интернет в школе должен быть быстрым, чтобы обеспечить проведение дистанционных уроков, просмотр учебных фильмов. Школа должна быть обеспечена теплой и холодной водой, канализацией. В школе должно быть тепло. И тогда мы будем понимать, где и какие школы нужно подтянуть до этого уровня.
- Но у нас ученику гарантировано место только в школе, которая рядом с его домом. У него нет выбора, его вынуждают ходить в слабую школу.
- У нас не должно быть плохих школ! Мы ставим перед собой такую задачу до 2020 года…
- Это громадные деньги!
- Да. Но это деньги в будущее наших детей, нашей страны. Жалеть их не нужно. У нас будет по каждой школе четкая программа действий: что сделать для того, чтобы довести обучение до современного уровня. Вторая задача - преодолеть двухсменное и трехсменное обучение. Новые образовательные стандарты могут быть реализованы только при односменном обучении.
Сегодня почти 1,7 млн. школьников учатся в две смены. А до 2020 года количество школьников возрастет примерно на 1,75 млн. за счет увеличения рождаемости. Потребуется почти 4 млн. новых мест в системе общего образования. Это проблема национального масштаба. И мы это решим.
- Средняя зарплата учителя должна быть равна средней по экономике региона. Сейчас в «КП» писем с жалобами приходит меньше. Притерпелись или проблему удалось решить?
- Мы по зарплатам в сфере образования - не только по учителям, но и по воспитателям детских садов, по преподавателям вузов, колледжей - вышли на уровни, установленные указами президента. В 2013 году по отношению к 2012 году зарплата учителей выросла на 36%, педагогов дошкольного образования - больше чем на 50 %. Другое дело - мы должны ежедневно контролировать то, чтобы повышение зарплаты не происходило за счет повышения нагрузки.
- А как с местами в детсадах?
- Нам нужно к 2016 году обеспечить стопроцентную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. В конце 2012 года была очередь примерно 600 тысяч детей. При этом число детей, претендующих на место в детсаду, постоянно растет из-за увеличения рождаемости. Нам предстояло к 2016 году открыть 1,2 млн. новых мест. В 2013 году создано 402 тысячи мест. В 2014 году наш план - 420 тысяч мест. На 2015-й тоже приходится 400 тысяч мест. Уверен, проблему решим. Из федерального бюджета для помощи регионам в прошлом году выделено 50 млрд. рублей. Еще 50 млрд. - в этом году. В 2015 году, надеюсь, эта помощь будет не меньше.
Сколько вузов закроют?
- Завершился уже третий мониторинг вузов. Где абитуриенты могут посмотреть его результаты, чтобы сориентироваться?
- Все материалы более чем по 2400 государственным и негосударственным вузам и филиалам есть на сайте miccedu.ru/monitoring.
Мониторинг - уникальная по своей открытости процедура. Выводы могут делать сами абитуриенты, их родители. Да и сам вуз может посмотреть, как он выглядит на фоне остальных.
В мониторинге этого года были удивительные случаи. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. У него много филиалов по стране. Несколько из них сообщили недостоверные сведения по среднему баллу ЕГЭ абитуриентов и по объему научных исследований. А в головном вузе, как выяснилось, 8,5 тысячи очных студентов и еще 34 тысячи обучаются экстерном. При этом всего 290 штатных преподавателей. На одного преподавателя - более ста студентов! Как они могут проверять контрольные работы, давать оценку курсовым, руководить дипломами?
Почти 100 негосударственных вузов проигнорировали мониторинг. Например, Современная гуманитарная академия - самый крупный российский негосударственный вуз. Мы тут же направили проверку. Результаты катастрофические. Договора со студентами не соответствуют законодательству, отсутствуют элементарные условия для обучения студентов. Рособрнадзор будет принимать самые жесткие меры вплоть до приостановления и отзыва лицензии.
Что мы делаем, чтобы ситуация изменилась к лучшему? Меняем руководство, реорганизуем, оптимизируем вузы. Но все студенты вузов, которые будут реорганизованы или закрыты, обязательно продолжат обучение. Как правило, в вузе более сильном. И на тех же условиях, по тем же направлениям подготовки, какие были при их поступлении.
В нашем высшем образовании ситуация как в доме, где 20 лет не убирались. Вещи какие-то ненужные лежат. То, что нужно, покрыто слоем пыли. Надо навести порядок, обеспечить соблюдение законодательства всеми участниками процесса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий