вторник, 17 июня 2014 г.

Как сделать увлекательными уроки русского языка

Источник
См. комментарии.
Родной язык - как и зачем его изучать нашим детям?
Когда я перечитывала мою любимую книжку "Дорога уходит в даль" Бруштейн, я обратила внимание на то, что Сашенька учила родной язык примерно по таким же учебникам, по которым учились и мы в детстве.
Прописи и каллиграфия, разбор предложения, разбор слова и разбор текста... За сто лет мало что поменялось: в школе учили скучно и нудно, и только её прекрасный домашний учитель мог эту же премудрость преподнести интересно и увлекательно.
Меня этот вопрос всегда занимал: дети же тоже носители языка, когда они в школе начинают изучать в 7-8 лет предмет "русский язык", они с этим языком уже более-менее свободно обращаются. И значит, можно сделать обучение интересным и увлекательным! Они ведь не совсем "чайники", что-то уже знают, и на этот их багаж надо опираться.
В родной язык можно и нужно играть!
Можно взять бомбочку от игры "тик-так-бум" - и придумать к ней массу новых карточек. Про что хотите - про суффиксы или про нужную букву в корне, про предложение или словосочетание из заданных частей... В этом журнале, кстати, масса интересных идей про то, как сделать увлекательными уроки русского языка:
http://nekakprivikli.livejournal.com
Обучение родному языку не должно ассоциироваться у детей с мучением!
Даже прописи и развитие моторики можно сделать увлекательными.
http://tromentano.livejournal.com/39624.html
В начальной школе, где учился мой сын, не зачёркивали красным ошибки, а подчёркивали самые удачные и красивые буковки зелёным - и это работает! Почерк у всех детей стал вполне читабельный, разборчивый - без криков и наказаний.
Иногда родители и учителя пытаются одновременно наращивать сложность сразу по двум параметрам, а то и более.
Они хотят, чтобы дети писали - сочиняли! - свои тексты, красивым ровным почерком, без ошибок, не пропуская буквы. И списывали - увлечённо и аккуратно.
Мне кажется, что тут уж или-или.
Если мы хотим сделать упор на красоте почерка - отлично, но тогда не надо одновременно выдумывать текст. Можно предложить детям выбрать каждому свой любимый отрывок, и переписать его в тетрадь максимально красиво.
Многим детям нравится писать буквы пером, чернилами, тушью.
Отлично!
Сделаем урок каллиграфии. Будем переписывать тексты, выбирать подходящий почерк, завитушки или готику...
А теперь сочиняем что-то своё - но тут уж почерк может быть любым, хоть печатным, хоть не слитным...
И если мы хотим, чтобы дети писали охотно, то не надо их ругать за ошибки.
Даже если он пишет КАРОВА, СЛЬОД ТУРЬЕСТЬЯТ или ЗДЕЛАЙУ - это не катастрофа, поверьте!
Если вы хотите отбить охоту к самостоятельным письмам - тогда, конечно, ругайте, зачёркивайте красным и стыдите.
А если хотите, чтобы дети могли что-то написать сами, не из-под палки, то хвалите даже за текст с ошибками.
Вы можете сказать: "Как ты интересно записал это слово! А знаешь, взрослые обычно пишут его не так, а вот так!" (По сути - вы указали на ошибку, но в такой форме это совсем не так обидно)
Родители часто переживают, что дети мало читают, или читают не то, или не дочитывают...
А некоторые, честно прочитав что-то из классики, на другой день забывают.
Можно ли как-то изменить ситуацию?
Как обстоят дела с изучением текстов и с написанием сочинений в других странах?
В Германии, например, учат писать самые разные тексты, не только литературный анализ текста, но и деловое письмо, и научную статью, и приглашение... вот тут на сайте papmambook.ru очень интересная статья про это.
А если вам кажется, что прогресса нет?
А если в упражнении ошибок нет, а в сочинении - в тех же словах - море ошибок?
Вы думаете, что вы занимаетесь зря, и ребёнок просто неспособен написать грамотно.
Но на самом деле, эта ситуация у многих детей бывает: в упражнении на безударные гласные они все эти гласные пишут правильно. А вот в сочинении или письме ляпают кучу ошибок, просто потому, что мысль их занята в этот момент не орфографией, а смыслом, содержанием письма!
Для тех, у кого русский язык - не родной, или один из двух (или трёх) - есть чудесный журнал про занятия языками с детьми-билингвами.
http://2lingual.livejournal.com/37950.html
Ко мне всё время приходят родители и жалуются, что их дети не любят читать.
При этом некоторые из детей реально читают с трудом и по слогам - какая уж тут любовь к чтению!
В таком случае надо читать вместе вслух, читать через строчку, читать стихи по ролям, перечитывать знакомые стихи - чтобы ребёнок научился сходу узнавать в лицо разные слова, не спотыкался бы на словах "ее" или "его"...
А какие у вас есть идеи - как сделать обучение родному языку интересным и привлекательным для детей?

2 комментария:

Евгений комментирует...

Превосходный пост! Спасибо!

Светлана Георгиевна комментирует...

Спасибо, Евгений, за внимание к блогу.