РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ : КАК ЗАЩИТИТЬ УЧИТЕЛЕЙ ОТ УЧЕНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
Гости:
Сергей Волков

учитель русского языка и литературы школы № 57, член Общественного совета при Минобразования
Ирина Лукьянова
Ирина Лукьянова
писатель, журналист, учитель литературы школы "Интеллектуал"
Ксения Молдавская
Ксения Молдавская
литературный критик, мама выпускника
журналист «Эха Москвы»
Фрагмент беседы
С. ВОЛКОВ: Ну, конечно, хочется, чтобы все как-то трепетали при моем появлении. Я помню, что когда я был молодым учителем, это просто была моя мечта, чтобы я вошел в класс, и там было тихо, и все как-то меня заметили, а не все орали и где-то висели на люстрах. Но я вот, честно говоря, не очень понимаю, как все это применить к жизни, потому что, кто будет квалифицировать какое-то высказывание как оскорбление или не оскорбление? Потом…
К. ЛАРИНА: А вот есть же оскорбление представителя власти при исполнении служебных обязанностей. Вот как милиционера оскорбить при исполнении служебных обязанностей, тут же и учитель так же.
С. ВОЛКОВ: Ну, вы же знаете, как эта норма трактуется в реальности. И там сказаны еще были слова про сомнение в некомпетентности. Вот с этим как быть?
К. ЛАРИНА: Да-да.
С. ВОЛКОВ: У нас действительно массовая бесконкурсная профессия, и среди учителей есть много людей, которые, ну, да, не совсем компетентны в том, чем они занимаются. Так сложилась жизнь, что они учителя. И в конце концов, ну, понимаете, как, вот когда я сижу в машине – я не шофер, но я штурман – когда я сижу в машине, я ужасно раздражаюсь на пешеходов, что они все время лезут куда-то переходить улицу, вообще мешаются, лучше бы их не было. Когда я выхожу из машины, становлюсь пешеходом, я ненавижу автомобилистов, потому что они все время не дают перейти дорогу и обливают меня грязью. Мы же все, и родители, и учителя, и когда собственный ребенок учился, я, когда ходил на родительские собрания как родитель, я испытывал разные «эмоции», как пишут дети, по отношению к разным своим же собственным коллегам. Но когда я стою как учитель у доски на родительском собрании, гляжу в лица родителей, я испытываю другие эмоции. Здесь очень тонкий момент, и действительно бывают учителя, которых нужно как-то, ну… как это помягче сказать? Надо с ними что-то делать.
К. ЛАРИНА: Есть ужасные учителя, профнепригодные учителя, учителя-хамы, да?
С. ВОЛКОВ: Ну, и родители есть хамы.
К. ЛАРИНА: Да, конечно.
С. ВОЛКОВ: Тут вот должна быть, у учителя действительно должна быть защита, потому что мы знаем много примеров, когда родители, особенно сейчас, как бы приходят в школу с ощущением того, что они имеют право на все: вытереть ноги об учителя, об администрацию. Мы как продавцы в магазинах, мы обязаны их обслуживать. Это тоже есть. И я понимаю, что многие учителя просто кричат о необходимости защиты. Но эта защита не должна превратиться в санкционирование существования безнаказанного хамства и некомпетенции учительской.
К. МОЛДАВСКАЯ: Я хочу сказать о силе слова. Было сказано слово, что школа оказывает образовательные услуги. И таким образом учителей немедленно перевели в категорию обслуживающего персонала. И отношение к ним соответствующее. Сейчас сказано слово, что надо приравнять оскорбление учителей к оскорблению представителей власти. И вот сейчас представителями власти окажутся не только учителя нормальные и человеческие, а окажутся тетки… Вот у меня, когда я училась в школе, была учительница труда. Она мне с 4-го по 7-й класс говорила: тебя с твоей мамой надо связать, выкинуть с 5-го этажа, чтобы освободить вашего бедного папочку. Каждый урок.
К. ЛАРИНА: А вот есть же оскорбление представителя власти при исполнении служебных обязанностей. Вот как милиционера оскорбить при исполнении служебных обязанностей, тут же и учитель так же.
С. ВОЛКОВ: Ну, вы же знаете, как эта норма трактуется в реальности. И там сказаны еще были слова про сомнение в некомпетентности. Вот с этим как быть?
К. ЛАРИНА: Да-да.
С. ВОЛКОВ: У нас действительно массовая бесконкурсная профессия, и среди учителей есть много людей, которые, ну, да, не совсем компетентны в том, чем они занимаются. Так сложилась жизнь, что они учителя. И в конце концов, ну, понимаете, как, вот когда я сижу в машине – я не шофер, но я штурман – когда я сижу в машине, я ужасно раздражаюсь на пешеходов, что они все время лезут куда-то переходить улицу, вообще мешаются, лучше бы их не было. Когда я выхожу из машины, становлюсь пешеходом, я ненавижу автомобилистов, потому что они все время не дают перейти дорогу и обливают меня грязью. Мы же все, и родители, и учителя, и когда собственный ребенок учился, я, когда ходил на родительские собрания как родитель, я испытывал разные «эмоции», как пишут дети, по отношению к разным своим же собственным коллегам. Но когда я стою как учитель у доски на родительском собрании, гляжу в лица родителей, я испытываю другие эмоции. Здесь очень тонкий момент, и действительно бывают учителя, которых нужно как-то, ну… как это помягче сказать? Надо с ними что-то делать.
К. ЛАРИНА: Есть ужасные учителя, профнепригодные учителя, учителя-хамы, да?
С. ВОЛКОВ: Ну, и родители есть хамы.
К. ЛАРИНА: Да, конечно.
С. ВОЛКОВ: Тут вот должна быть, у учителя действительно должна быть защита, потому что мы знаем много примеров, когда родители, особенно сейчас, как бы приходят в школу с ощущением того, что они имеют право на все: вытереть ноги об учителя, об администрацию. Мы как продавцы в магазинах, мы обязаны их обслуживать. Это тоже есть. И я понимаю, что многие учителя просто кричат о необходимости защиты. Но эта защита не должна превратиться в санкционирование существования безнаказанного хамства и некомпетенции учительской.
К. МОЛДАВСКАЯ: Я хочу сказать о силе слова. Было сказано слово, что школа оказывает образовательные услуги. И таким образом учителей немедленно перевели в категорию обслуживающего персонала. И отношение к ним соответствующее. Сейчас сказано слово, что надо приравнять оскорбление учителей к оскорблению представителей власти. И вот сейчас представителями власти окажутся не только учителя нормальные и человеческие, а окажутся тетки… Вот у меня, когда я училась в школе, была учительница труда. Она мне с 4-го по 7-й класс говорила: тебя с твоей мамой надо связать, выкинуть с 5-го этажа, чтобы освободить вашего бедного папочку. Каждый урок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий