воскресенье, 27 июля 2014 г.

Выставки в Государственном историческом музее (Москва). Июль 2014

Я это видела!
Сайт ГИМ
Выставка «Миф о любимом вожде»
mif.jpg
Первый масштабный показ коллекции бывшего Центрального музея В.И. Ленина, посвященный вождям советского государства — В.И. Ленину и И.В. Сталину.
В январе 2014 года исполнилось 90 лет со дня смерти В.И. Ленина. Уход из жизни основателя Советского государства стал поводом для создания музея его имени, начало которому положила экспозиция, открытая в одном из залов Музея революции в 1925 году. Через 10 лет было принято решение об открытии рядом с Красной площадью Центрального музея В.И. Ленина. Более полувека Музей культивировал приверженность делу Ленина и Сталина — исторических деятелей, олицетворявших политику правящей Коммунистической партии. Это и предопределило его судьбу в постсоветской России — в ноябре 1993 года он был закрыт.
В фондах исторического музея хранятся более 100 000 памятников, свидетельствующих о формировании и развитии политических культов Ленина и Сталина, приемах превращения реальных исторических личностей в символы социалистического строя. Более 1000 экспонатов, собранных вместе на этой выставке, дают представление о том, как создавался и поддерживался политический миф о «любимом вожде».
Экспозиция выставки состоит из следующих разделов: Жизнь и деятельность В.И. Ленина в советской Лениниане.
Картины, плакаты, скульптура, кинохроника, фотографии, личные вещи, зарисовки Ленина с натуры, первые издания произведений.
Вожди Коммунистического Интернационала.
Монументальное полотно И.И. Бродского «Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна», на котором изображены более трехсот российских и зарубежных деятелей международного коммунистического движения, съехавшихся в Россию для обсуждения планов мировой революции. Их судьба и запрет на экспонирование картины в течение 62 лет.
Ленин и Сталин. Эволюция образов вождей во времени.
Плакатная ретроспектива дает представление о том, как создавался и угасал миф: «Сталин — это Ленин сегодня», о визуальной стратегии выделения фигуры Сталина, превращении ее в центр, вокруг которого собраны все прочие лица и события. Атрибуты вождей — кепка Ленина и курительные трубки Сталина.
Несостоявшийся музей.
В июле 1953 года ЦК КПСС принял постановление о превращении Ближней дачи Сталина в мемориальный музей по образцу Музея В.И. Ленина в Горках. После доклада Н.С. Хрущева на ХХ съезде партии экспозицию музея демонтировали, все личные вещи и подарки были спрятаны на десятилетия в фондах специального хранения.
«Экзотический» портрет.
Портреты В.И. Ленина, сделанные народными умельцами 83 стран мира из подручных материалов: пера, зерна, лоскутков материи, табачного листа, кусочков камня; портреты, вывязанные на спицах; разного рода вышивки; портреты, составленные из ленинских цитат.
«Великая утрата».
Посмертные маски Ленина и Сталина, памятные знамена, траурные венки, макеты деревянного и современного Мавзолея, модель ленинского саркофага работы Н.В. Томского.
Памятник Вождю.
Коллекция разных по манере исполнения эскизов скульптурных изображений Ленина и Сталина, открытки с видами несохранившихся памятников. Также на выставке будет представлена коллекция подарков, преподнесенных В.И. Ленину и И.В. Сталину.
Выставка "Обитель преподобного Сергия"
Выставка, посвященная «величайшему из святых Древней Руси» - святому подвижнику Сергию Радонежскому и основанному им монастырю, впервые позволяет столь масштабно показать выдающийся вклад преподобного Сергия в историю и культуру России и Русской Православной Церкви. Выставка представляет Сергия Радонежского и как святого, и как реального исторического деятеля, имя которого неразрывно связано с освобождением Руси от ордынского ига. История Радонежского игумена и его обители показана в контексте общерусской истории XIV–XX вв.
Центральное место в разделе экспозиции «Преподобный Сергий и его эпоха. Почитание и прославление» занимают подлинные реликвии времени преподобного Сергия – легендарный «Служебник Сергия Радонежского», «Служебник» и «Евангелие» преподобного Никона Радонежского, знаменитая лицевая рукопись «Жития Сергия» конца XVI в., а также иконы, документы и лицевое шитье XIV–XV вв. Впервые будут экспонироваться все 10 фрагментов уникального шитого походного иконостаса XV в. Выставка рассказывает об учениках преподобного Сергия, о знаменитых Троицких старцах, а экспозиция «Троице-Сергиев монастырь – экономический центр Средневековья. Монастырские традиции. Книжная культура XVI в.» показывает высочайший уровень развития, которого обитель достигла в эпоху централизованного государства.
Сергий Радонежский был небесным покровителем московского великокняжеского, а затем и царского дома, о чем свидетельствуют памятники официального летописания и многочисленные жалованные грамоты. На выставке представлены такие раритеты, как Лицевой летописный свод и Геннадиевская Библия 1499 г.
Среди редких гравюр и печатных изданий XVIII в. центральное место занимают подлинный указ императрицы Елизаветы Петровны из Святейшего Синода архимандриту Арсению (Могилянскому) об именовании Троице-Сергиева монастыря Лаврой от 22 июня 1744 г., подлинная Жалованная грамота императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиевой Лавре на вотчины в разных уездах. На выставке будет впервые показан уникальный комплекс из 10 икон конца XVIII в. с сюжетами жития преподобного Сергия и портретная галерея московских митрополитов – священноархимандритов Лавры. Большой интерес представляют альбомы, посвященные юбилейным торжествам 1892 г., когда широко праздновалось 500-летие преставления преподобного Сергия, и уникальные документы из фондов Исторического музея, относящиеся к трагическому десятилетию (1919–1929 гг.) в истории Лавры. Посетители выставки увидят подлинные рукописи и печатные книги, иконы, лубки, гравюры, портреты, документы, памятники декоративно-прикладного искусства, паломнические сувениры из различных материалов.
Основу экспозиции (около 400 предметов) составляют предметы из фондов Исторического музея. Ценные экспонаты для выставки предоставили также Музеи Московского Кремля, Третьяковская галерея, Музей-заповедник Коломенское, Владимиро-Суздальский музей, музей «Александрова слобода», а также Российская государственная библиотека, Архив древних актов, Митрополия Русской Православной Старообрядческой Церкви и частные собрания.
Отдел древнерусской живописи
Коллекция икон начала складываться в 1880-1890-е годы одновременно с формированием собрания памятников российских древностей Исторического музея. В разное время отдельные памятники из своих собраний подарили музею такие крупные антиквары - коллекционеры, как С.Т. Большаков, И.Л. и Д.И. Силины, А.П. Бахрушин. В дар музею поступили коллекции российских древностей П.И. Щукина и А.С. Уварова, в которых большое место занимали иконы. На протяжении ряда лет постоянными дарителями икон музею были коллекционеры Ф.М. Челышкин и И.А. Голышев. Несколько произведений преподнес музею генерал-губернатор Москвы, Почетный Председатель РИМ, великий князь Сергей Александрович. Среди дарителей были известный иконописец и коллекционер О.С. Чириков, антиквар П.М.Иванов и многие другие. Дарителями икон были и сотрудники музея: директор РИМ с 1909 по 1921 г. князь Н.С. Щербатов, старшие хранители А. В. Орешников, В. Н. Щепкин, ученый секретарь музея И.М. Тарабрин. В Историческом музее к концу XIX - началу XX вв. было собрано около 1200 икон. В то время это была одна из крупнейших государственных музейных коллекций русской иконописи.
В эти же годы начинает формироваться фонд иконных образцов (прорисей), начало которой положил один из первых даров, поступивших в РИМ. Это иконные образцы уральских мастеров, подаренные музею иконописцем Уткинского завода Н.Т.Филатовым. Позднее в эту коллекцию вошли прориси из собрания С.А.Уварова, С.Т.Большакова и других собирателей.
Начиная с 1918 г. в ГИМе было собрано огромное количество произведений древнерусской живописи. В 1920-х гг. в Исторический музей поступают памятники древнерусского искусства из национализированных частных коллекций Е.Е. Егорова, Н.М. Постникова, С.П. Рябушинского, П.П. Шибанова, Л.К. и Л.Л. Зубаловых, Г. К. Рахманова и многих других известных коллекционеров. В собрании оказываются иконы из многочисленных закрытых церквей и монастырей, из соборов и монастырей Московского Кремля, Оружейной палаты, Патриаршей ризницы, Мироваренной палаты, Синода; из ряда музеев - Румянцевского, Строгановского, I- го Пролетарского, Археологического кабинета МГУ, Музея Истории Религии и многих других. Таким образом, в 20-е г. XX столетия ГИМ становится обладателем одного из крупнейших собраний церковного искусства, которое насчитывало около 34 тысяч единиц хранения. В его состав входили иконы, церковная утварь, предметы лицевого и орнаментального шитья, литье, резьба по дереву, камню и кости. Среди древнерусских икон оказались такие всемирно известные шедевры как: «Богоматерь Владимирская» XII в., «Устюжское Благовещение» XII в., «Богоматерь Донская» ХIV в., «Троица Ветхозаветная» кисти прославленного иконописца Андрея Рублева и его «Деисусный чин» из Звенигорода (все в настоящее время в ГТГ), «Ангел Златые власы» XII в. (в ГРМ).
В 1921 г. произошла реорганизация структуры музея. Научные отделы музея были объединены в 6 разрядов. В «III исторический специальный разряд», в котором хранились и экспонировались вещественные памятники по отраслям быта, вошло и «Отделение религиозного быта», которое просуществовало до 1929 г. С 1921 по 1929 гг. заведующим «Отделом Религиозного быта» ГИМ был Александр Иванович Анисимов (1877-1937), крупный ученый, организатор охраны и реставрации памятников древнерусского искусства. Сотрудниками отдела в это время были: Е.И. Силин (1872- 1928) - консультант по всем вопросам, О.Н. Бубнова - помощник хранителя отдела, специалист по литью, Е.П. Муратова - по древнерусскому шитью, М.В. Будылина-Кафка - по церковной утвари, Т.А. Сидорова – по резьбе по дереву, камню и кости. Реставратором по темперной живописи был Е.И. Брягин.
В 1929 г. отдел религиозного быта был закрыт. Заведующий отделом А.И. Анисимов и все сотрудники, за исключением О.Н. Бубновой, были уволены. В 1930 г. А.И. Анисимов был арестован, осужден на 10 лет лагерей и в 1937 г. расстрелян.
Древнерусские памятники были переданы в другие отделения музея: утварь - в отделение государственного быта, резьба - в отделение домашнего быта, шитье и облачение - в отделение тканей. Иконы перешли в отделение иконографии (изобразительный материал), со временем получившее наименование «Отдел Бытовой иллюстрации».
В 1930-х гг., после уничтожения отдела религиозного быта, более 400 первоклассных памятников XII - XVII в.в. были переданы в Государственную Третьяковскую галерею, именно они стали костяком прекрасного собрания древнерусской живописи этого музея. Многие иконы были переданы в Антиквариат, Госторг, Гохран, Торгсин для продажи за границу.
С 1940 г. хранителем фонда древнерусской живописи в Отделе бытовой иллюстрации стала Екатерина Сергеевна Овчинникова (1904 - 1985), внесшая огромный вклад в изучение древнерусского искусства. В 1956 г. фондовая группа хранения икон стала самостоятельным «Отделом Древнерусской Живописи», который возглавляла Е.С. Овчинникова до 1976 г. В результате реорганизации музея в 1978 г. Отдел древнерусской живописи стал фондовой группой в Отделе изобразительного материала вплоть до 1999 г., когда Отдел вновь приобрел самостоятельность.
В настоящее время ГИМ обладает уникальным собранием древнерусской живописи, которое насчитывает более пяти тысяч памятников, и продолжает пополняться. Это одно из крупнейших собраний иконописи в России. Первоклассными памятниками XIV - XVI вв., без которых невозможно всестороннее изучение русской иконописи, представлены все крупные иконописные центры и регионы России: Новгород, Псков, Москва, Русский Север. Уникальна по своему составу и художественному уровню коллекция иконописи XVII - начала XX вв. Музей также обладает самым крупным и полным собрание византийской и поствизантийской иконописи (XIII - XIX вв.) в России. Коллекция прорисей составляет около 20000 образцов и является одной из наиболее представительных в нашей стране.

Комментариев нет: