Как известно, этой технологии В. Тюпы уже лет 20 или даже больше.
1.В. Тюпа, В. Сергеева (Носкова) "Инновационная технология литературного образования школьников: системно-деятельностный подход" (в 3 статьях)
Статья первая
2.Статья вторая
3.Статья третья
4.В.Б. Носкова "Бахтинские тропинки к школе".
"Два пути приобщения школьников к искусству слова представляют две программы, разработанные почти одновременно: курс "Литература как предмет эстетического цикла" (1-11 классы) Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской и "Инновационная технология литературного образования" (5-11 классы) В.И. Тюпы. Рискованное это дело - сопоставление двух методик. Эффективность проявляется только непосредственно в практическом воплощении, в живом факте урока, где методика умножается на артистизм и профессионализм учителя, на отзывчивое понимание учеников и их изначальные способности. Случается, что результат умножения высок не благодаря, а вопреки методике... Случается. А потому, объективности ради, не будем апеллировать к творческим успехам учеников как к произведению урока, а проанализируем обучающий потенциал "множителя" - самой методики".
Напомним, что стадии филогенеза литературы (смена модусов сознания и соответствующих им типов художественной деятельности) коррелирует с закономерностями культурного развития личности ребенка (согласно выводам Л.С.Выготского и его школы). В этом соотношении заключается принцип стадиальности в технологии, где программа 5-6 (начало 7) классов - первая стадия. В.И. Тюпа пишет: «Согласно развиваемой концепции, стадиальность учебного процесса на уроках литературы должна быть подчинена охарактеризованным общим закономерностям эволюции художественного сознания, исторической стадиальности органично сменяющих друг друга парадигм художественности. Школьник «должен в особой форме повторить открытия людей предшествующих поколений» (ВВ. Давыдов). Так, в 5-6 классах средней школы предполагается развивать у начинающих читателей классицистические установки художественного восприятия, формировать жанровое мышление, обучая текстопорождению (стихов, а затем и прозы) по «правилам» литературно-художественных жанров. И лишь после этого двигаться дальше, не минуя ни одну из последующих ступеней. Ведь классицизм или романтизм в искусстве суть «формы культурного поведения», каждая из которых является «продуктом исторического развития человечества, адекватной формой приспособления к данной области поведения» (Л.С.Выготский)».190"
В.Б., Никоновой О.Б. В трех соснах прозы. Учебник литературы для 6 класса в 2 частях. Екатеринбург,1997 . Отметим, что данный учебник построен в соответствии с Инновационной технологией литературного образования» д.ф. н. Тюпы В.И., главное принципиальное положение которой можно выразить так: задача учителя литературы заключается не в том, чтобы сообщить ученику готовую информацию о тексте художественной литературы, а научить читать литературное произведение как специфическую форму
общечеловеческой культуры".
7.Сысоева О. А. "Жанровый подход к изучению литературы в рамках дополнительного образования (на примере романа Саши Соколова «Школа для дураков»)".
"Среди многообразия учебных программ по литературе следует выделить некоторые, построенные на строго выдержанном жанровом подходе в изучении и преподавании данного предмета (например, "Новая технология литературного образования", разработанная В. И. Тюпой, авторский курс Л. А. Малиновой и другие). Такой подход плодотворен и актуален, что подтверждают многочисленные работы отечественного и зарубежного литературоведения последних десятилетий. Истоки жанрового подхода к анализу литературных произведений были определены русской филологической мыслью, работами А. Н. Веселовского, Д. С. Лихачева, М. М. Бахтина, А. Ф. Лосева, Г. Н. Поспелова и других ученых-литературоведов.
Предложенный подход позволяет школьникам отработать и закрепить сложнейшие понятия о жанре, жанровом слове, жанровом содержании, дать представление о структуре художественного произведения, о тех законах, по которым оно строится, и нарушение которых приводит к смене жанровой формы, разрушает ее или выводит на новый жанровый уровень".
1.В. Тюпа, В. Сергеева (Носкова) "Инновационная технология литературного образования школьников: системно-деятельностный подход" (в 3 статьях)
Статья первая
2.Статья вторая
3.Статья третья
4.В.Б. Носкова "Бахтинские тропинки к школе".
"Два пути приобщения школьников к искусству слова представляют две программы, разработанные почти одновременно: курс "Литература как предмет эстетического цикла" (1-11 классы) Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской и "Инновационная технология литературного образования" (5-11 классы) В.И. Тюпы. Рискованное это дело - сопоставление двух методик. Эффективность проявляется только непосредственно в практическом воплощении, в живом факте урока, где методика умножается на артистизм и профессионализм учителя, на отзывчивое понимание учеников и их изначальные способности. Случается, что результат умножения высок не благодаря, а вопреки методике... Случается. А потому, объективности ради, не будем апеллировать к творческим успехам учеников как к произведению урока, а проанализируем обучающий потенциал "множителя" - самой методики".
5.Носкова Вера Борисовна "Методика формирования жанрового мышления школьников на уроках литературы в 5 классе".
"Декларируя образовательные цели, реализуемые при помощи нашей методики, следует сказать, что опираясь на богатый опыт науки преподавания литературы в школе, мы прежде всего исходим из положения базовой технологии о поэтапности формирования культуры художественного восприятия.Напомним, что стадии филогенеза литературы (смена модусов сознания и соответствующих им типов художественной деятельности) коррелирует с закономерностями культурного развития личности ребенка (согласно выводам Л.С.Выготского и его школы). В этом соотношении заключается принцип стадиальности в технологии, где программа 5-6 (начало 7) классов - первая стадия. В.И. Тюпа пишет: «Согласно развиваемой концепции, стадиальность учебного процесса на уроках литературы должна быть подчинена охарактеризованным общим закономерностям эволюции художественного сознания, исторической стадиальности органично сменяющих друг друга парадигм художественности. Школьник «должен в особой форме повторить открытия людей предшествующих поколений» (ВВ. Давыдов). Так, в 5-6 классах средней школы предполагается развивать у начинающих читателей классицистические установки художественного восприятия, формировать жанровое мышление, обучая текстопорождению (стихов, а затем и прозы) по «правилам» литературно-художественных жанров. И лишь после этого двигаться дальше, не минуя ни одну из последующих ступеней. Ведь классицизм или романтизм в искусстве суть «формы культурного поведения», каждая из которых является «продуктом исторического развития человечества, адекватной формой приспособления к данной области поведения» (Л.С.Выготский)».190"
6.Фищукова (нет И.О.) "За страницами школьного учебника». Элективный курс по литературе в среднем звене общеобразовательной школы. Методические заметки".
"Программа элективного курса составлена с использованием материалов учебника НосковойВ.Б., Никоновой О.Б. В трех соснах прозы. Учебник литературы для 6 класса в 2 частях. Екатеринбург,1997 . Отметим, что данный учебник построен в соответствии с Инновационной технологией литературного образования» д.ф. н. Тюпы В.И., главное принципиальное положение которой можно выразить так: задача учителя литературы заключается не в том, чтобы сообщить ученику готовую информацию о тексте художественной литературы, а научить читать литературное произведение как специфическую форму
общечеловеческой культуры".
7.Сысоева О. А. "Жанровый подход к изучению литературы в рамках дополнительного образования (на примере романа Саши Соколова «Школа для дураков»)".
"Среди многообразия учебных программ по литературе следует выделить некоторые, построенные на строго выдержанном жанровом подходе в изучении и преподавании данного предмета (например, "Новая технология литературного образования", разработанная В. И. Тюпой, авторский курс Л. А. Малиновой и другие). Такой подход плодотворен и актуален, что подтверждают многочисленные работы отечественного и зарубежного литературоведения последних десятилетий. Истоки жанрового подхода к анализу литературных произведений были определены русской филологической мыслью, работами А. Н. Веселовского, Д. С. Лихачева, М. М. Бахтина, А. Ф. Лосева, Г. Н. Поспелова и других ученых-литературоведов.
Предложенный подход позволяет школьникам отработать и закрепить сложнейшие понятия о жанре, жанровом слове, жанровом содержании, дать представление о структуре художественного произведения, о тех законах, по которым оно строится, и нарушение которых приводит к смене жанровой формы, разрушает ее или выводит на новый жанровый уровень".
8.В.Тюпа "Три кита коммуникативной дидактики".
"В основе "коммуникативной дидактики", на мой взгляд, лежат три главных принципа:
1). Обучение должно иметь стратегической целью формирование культуры предметного мышления √ математического, исторического и т.д. Но
в жизни преимущественно это обеспечивается не усвоением информации, а
восприятием культуры общения. И если мы признаем такой факт, получается,
что не общение на уроке служит средством передачи знаний, а наоборот √
передача и получение знаний √ средство общения. То есть общение в школе,
в известном смысле, √ самоцель.
Если не было события, если не случилось чего-то
непредвиденного, что-либо изменившего в сфере взаимодействия сознаний
при общении √ значит, перед нами плохой урок. Причем это изменение
должно быть и для учителя, и для ученика.
2). Из этого вытекает и второе убеждение: знания и понимание √ вещи несовпадающие. Если
человек многое знает, это еще не обеспечивает автоматического
понимания. Несомненный приоритет ≈ за пониманием. Человек понимающий
(т.е. обладающий культурой предметного мышления) знаний наберет. Хороший
урок √ это создание некоторого контекста понимания.
3). И третье √ отношение к пониманию как к переводу на язык внутренней речи. Я
имею в виду известное описание Выготского: у человека сначала
формируется эгоцентрическая речь, которая потом раздваивается ≈ он
научается говорить по взрослому, овладевает внешним, взрослым языком, а
внутренняя речь никуда не девается, она просто уходит вглубь.
Отсюда парадоксальное несовпадение знания и понимания. Или момент, когда вдруг осеняет ≈ я понял, но еще не могу объяснить".
Отсюда парадоксальное несовпадение знания и понимания. Или момент, когда вдруг осеняет ≈ я понял, но еще не могу объяснить".
Комментариев нет:
Отправить комментарий