вторник, 9 августа 2016 г.

Варлам Шаламов «Водопад». Мой анализ поэтического текста (2005 год)

Варлам Шаламов «Водопад».  Мой анализ поэтического текста (2005 год)
     Из моей статьи "Обучение композиционному анализу текста на уроках литературы в 10-м классе" в журнале "Литература. Первое сентября", 2005, №14. Читать
Варлам Шаламов
"Водопад"
В  свету зажжённых лунной  ночью
Хрустальных ледяных лампад
Бурлит, бросает пены клочья
И скалит зубы  водопад.

И замороженная пена
Выносится   на  валуны,
В объятья   ледяного плена
На  гребне стынущей  волны.

Вся  наша   жизнь  - ему потеха.
Моленья  наши и тоска
Ему  лишь  поводом  для   смеха
Бывали целые  века.
       «Водопад» создан в  концлагере на Колыме. Стихотворение  входит в  цикл «Высокие  широты» и  опубликовано в  книге  «Колымские  тетради».
Ритмические  показатели текста
        Ритмический  рисунок  определяется четырёхстопным   ямбом  с  пиррихиями. Константа регулярная  на   8  слоге, односложная  постоянная  анакруза  придают ритму  стройность. Чередование    женских  и   мужских  клаузул, длинных и  коротких строчек дают сочетание  мягкого и твёрдого ритменного  начала. Жёсткий   финал  каждой  строфы создаётся   мужским  окончанием. В первой  и  последней   строфах в  конце  возникает ощущение  твёрдости   за счёт  короткого  стиха. Рифмовка  в  строфе   перекрёстная. Рифма  в   стихе  конечная, чередуются   богатая  и  бедная, точная   и  неточная, мужская  и   женская, открытая и   закрытая.
Композиция  текста
       3 строфы  по 4  стиха – катрена. Определим  микротемы каждой  строфы. Первая  строфа – ночной   водопад. Вторая  строфа – замороженная  пена. Третья  строфа – водопад. Композиция кольцевая, симметричная, использован приём  повтора.
Языковая   композиция
       Ключевые слова: водопад, пена, жизнь. Построим  словесные ряды  ключевых слов.
Водопад: бурлит, бросает ,скалит зубы, потеха, смех,  целые   века. Пена: замороженная, пены клочья, выносится, объятья  ледяного   плена, стынущая   волна. Жизнь: наша, моленья  наши, тоска. Словесный  ряд «водопад» вызывает ощущение агрессии, насилия, насмешки. Ассоциации с водопадом вполне определённые: жестокое, безжалостное дикое  животное. Лексика словесного  ряда  «пена» напоминает о насильственной гибели, умирании, холоде, безжизненности. Кто–то  злобный разрывает живое на  куски. Словесный  ряд «жизнь» говорит о том, что жизнь мучительна, ужасна, бессмысленна.
    В основе   текста лежит композиционный приём противопоставления  словесных рядов «водопад» – «пена», «жизнь».
Сильные  позиции текста
     Почему   название  «Водопад»? Главный  герой, деятель именно он. Сопоставим первое и последнее предложения. Оба предложения о  жестоком и безжалостном  водопаде. Создаётся  своеобразное кольцо, блокада, из которой  никогда   не  выбраться. Это навсегда.
      А  теперь сопоставим  название, начало и   конец   стихотворения. Водопад  везде. От него  никуда не уйти – приём  усиления   воздействия.
      Найдём рифмующиеся слова. Почему  именно они в рифме? Ключевые  слова, несущие смысл.
     Таким образом, композиция  текста кольцевая, использован тематический  повтор  в 1 и 3 строфах.  Главный   композиционный   приём – противопоставление, контраст. В стихотворении контрастны  словесные  ряды. Ряд «водопад» вызывает  ассоциации с  жестокостью, насилием, а  ряды «пена» и «жизнь» ассоциируются с жертвой, страхом. Сильные  позиции  текста  подтверждают ощущения безжалостности, безысходности.
Развитие художественных  образов
      Найдём в каждой  строфе художественные образы. Первая  строфа: образ водопада.
Вторая  строфа: образ пены. Третья строфа: образ  жизни и  образ водопада. В начале водопад – часть природы,  в конце водопад -  символ безжалостного мира, в  котором живёт лирический герой.
       Почему   образы   пены  и жизни не  развиваются? Вечная  жертва, ничего  нельзя  изменить.
      Каков лирический герой  стихотворения? Он  живёт в  мире  водопада, ненавидит этот  мир, не  видит выхода из него.
     В стихотворении  три главных образа. Но  образ водопада  доминирует. В  третьей  строфе водопад – символ мира, в котором  живёт лирический герой. Этот  мир страшный  и  неизменный.
Художественное время
      Какое  время в 1  и 2 строфах? Ночь. Ночь – это  время нечистой  силы, с ночью связано чувство страха, неизвестности.
Какое время в 3 строфе? Целые  века, вечность. Неизбежность, фатальность  судьбы в таком мире, всегда   так  было   и   будет.
      Следовательно, художественное время  текста также работает на  авторскую позицию.
Ночь, вечность, целые   века – мир страшен всегда.
.Языковые  уровни  текста
      Какие глаголы характеризуют образ водопада? Бурлит, бросает, скалит зубы. Какие глаголы характеризуют образ пены? Выносится. В чём различие? Водопад действует сам, на пену действуют другие силы.
        Почему в 1 предложении подлежащее «водопад» в конце предложения, а во 2 предложении подлежащее «пена» в начале? В 1 предложении используется инверсия, а во 2 – обычный порядок слов. Автор выделяет «водопад», в нём смысловой центр.
     Почему в 3 строфе 2 предложения? Выделяются 2 художественных образа: жизнь и водопад.
Фонетический  уровень
      В 1 строфе ассонанс на «а», аллитерация на «б, р, л, н». Во 2 строфе аллитерация на «н, л», ассонанс на «а». В 3 строфе ассонанс на «а», аллитерация на шипящие. На уровне фонетики обнаруживается приём контраста:1 и 2 строфы противопоставлены 3 строфе (звонкие согласные – шипящие).
Морфологический уровень
     В тексте преобладают имена существительные. Автор рисует картину мира, передаёт свои чувства, мысли, ощущения. С помощью глаголов создаётся антитеза «пена – водопад».
Синтаксический уровень
      Первое предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, осложнено однородными сказуемыми. Инверсия. Второе предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, осложнено уточняющим обстоятельством.
Третье предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное.
На уровне синтаксиса прослеживается контраст: обычный порядок слов – инверсия.
Лексический уровень
     Примеры нейтральной лексики: лунная, ночь. Примеры книжной лексики: лампада, моленья. Какие ассоциации вызывает это слово «лампада»? Бог, милосердие. Зачем  поэт зарифмовал слова  «лампад» и «водопад»? Вероятно, для  Шаламова в этом мире холодном  нет места милосердному  Богу. Или  Бог  жесток  и  немилосерден. Почему  «лампады  ледяные»? Усиливается мысль о безбожном мире. Видимо, лирический герой потерял веру в Бога.
      Примеры  разговорной  лексики: скалит  зубы. В каких строфах есть слова разных групп? 1  и  3  строфы. Автор использовал приём  контраста. Первая и третья строфы противопоставлены второй строфе на  уровне  лексики.
      Повторы тематические также важны. «Пены клочья», «замороженная пена» – усиление   мысли о  насилии над  пеной. «Ледяных  лампад», «ледяного  плена» – мысль о холоде, смерти, беззащитности (плен, нет веры). «Ему», «ему» – усиление образа водопада.
        Рассмотрим контекстуальные синонимы. «Бурлит, бросает, скалит зубы» – водопад живёт и  унижает всё вокруг. «Замороженная, ледяного, стынущей» – умирание, замерзание. «Моленья,  тоска» – ужас, страх. В этом мире живёт водопад, все  вокруг погибают.
        Антонимы  «моленья, тоска» – «смех, потеха» передают ощущение  безнадёжности, ужаса.
       Итак, на  всех языковых уровнях текста  обнаружили  контраст в качестве  композиционного приёма.
Языковые средства художественной изобразительности
       Первая  строфа. Метафора. Водопад – жестокий мир. Лампада – мир без бога, без веры. Олицетворение. Водопад бурлит, бросает, скалит зубы – страшное  существо. Эпитет. Лунная  ночь – яркая. Хрустальные, ледяные лампады – холод, смерть, хрупкость.
Анафора. Союз  и  два раза – связь  водопада и пены. Оксюморон. Ледяные  лампады – милосердие и бессердечие. Инверсия.
       Вторая  строфа. Метафора. Ледяной плен – лёд. Объятья плена – неволя, жертва.
Эпитет. Замороженная  пена – умирающая. Ледяной  плен – мёртвый. Стынущая  волна – умирающая, замерзающая. Ирония. Объятья плена – мир  как плен. Антитеза. Водопад – пена: агрессия и жертва. Оксюморон. Объятья  плена.
       Третья строфа. Символ. Водопад – смерть, судьба. Гипербола. Целые  века  - вечность, неизбежность, фатальность. Аллегория. Образ водопада – это образ смерти, мира. Антитеза. Моленья, тоска – потеха, смех: безжалостность.
      Какие  ощущения вызывают  эпитеты? Холод, смерть. Какие  чувства вызывают метафоры и олицетворения? Злоба, агрессия.
      Тропы и фигуры создают образ страшной  реальности, где  всё  живое погибает.
Виды информации в  художественном   тексте
    Фактуальная информация. Зимняя ночь. Водопад бурлит. Замороженная пена погибает. Водопад смеётся над несчастьями других.
Концептуальная информация. Мир страшен, холоден, безбожен. Человеку в нём плохо, тяжко. Выхода нет.
Подтекстовая информация. Водопад – это смерть, он несёт гибель всему живому.  В мире этого стихотворения царствует смерть, веселящаяся, активная.
Приём Эткинда «Вверх по лестнице смыслов»
     Внешний сюжет. Водопад живёт и замораживает всё вокруг.
Фантастика и реальность. Водопад как живое существо, злобное и жестокое.
Природа и человек. Природа относится к человеку враждебно.
Мир и человек. Мир холоден и жесток, несёт смерть человеку.
Душевное состояние человека. Отчаяние, тоска, одиночество, безверие, безнадёжность. Человек – игрушка в нашем мире, от него ничего не зависит, он слаб и беспомощен. В мире смерти нет Бога.
Связь ритма с содержанием текста
      Мы отметили, что мужские окончания и короткие строки создают ощущение жёсткости и твёрдости. К этой же мысли мы пришли и через композиционный анализ стихотворения.

Приложение
Биография В.Шаламова
        Варлам  Тихонович  Шаламов родился   в  Вологде в 1907 году.  Его  отец, священник  Тихон   Николаевич, был  заметной фигурой  в  городе. Одиннадцать лет он  провёл на  Алеутских островах как   православный   миссионер, был человеком европейски образованным, очень много читал. Варламу  ближе  была   мать, вечно  занятая  хозяйством, заботами  о  большой   семье. После  революции  1917  года  семью священника  выбросили из  дома, лишили  работы. Отец остался  без средств  к  существованию  и ослеп.
        В 17  лет Варлам  уезжает  в  Москву, работает  на  кожевенном заводе. В 1926 году он  поступает в МГУ на  факультет  права.  Первый  раз его  арестовали в  1928 году за  распространение текста «Завещания» Ленина. С 1929  по 1932 годы Шаламов   находится  в концлагере на  Урале.
         После   освобождения возвращается   в  Москву, с  головой  уходит в  литературную жизнь. Пишет статьи, рассказы.  Второй   арест в 1937 году по политическим мотивам. Отправлен на  5 лет  в  концлагерь на  Колыме. Но   в 1943  году прибавили ещё  10 лет за то, что Бунина назвал русским классиком. В 1951 году освободился  из заключения. В лагерях и  тюрьмах он  провёл 17 лет жизни.
         В 1956 году Варлам Тихонович был реабилитирован, стал жить  в Москве. До  конца  жизни писал  стихи и прозу. Стихотворения  иногда  печатали, а рассказы  о Колыме – никогда. В 1982  году  Шаламов, больной и одинокий, умирает. И только в 1988 году все его произведения стали печататься в журналах. Сейчас  Варлам  Шаламов – классик  русской  литературы XX века.
Толковый  словарь
Водопад – стремительно падающий с высоты поток воды.
Пена – 1.пузырчатая   масса, образующаяся  на поверхности некоторых  жидкостей;
2.пузырчатая  загустевшая  слюна, выступающая  на  губах, при  некоторых болезненных припадках, гневе; сгустившийся белыми хлопьями пот, выступающий  на  теле  лошади.
Скалить -  1.раздвигая   губы, обнажать, показывать  зубы (волк  скалит зубы); 2.смеяться, хохотать (неодобрительное).
Потеха – забава, развлечение.
Клок – обрывок, лоскут, оторвавшийся  кусок  чего – нибудь (рваный, изорванный).
Лампада – небольшой сосуд с фитилём, наполненный маслом и зажигаемый  перед иконами.
Моленья – 1.молить; 2.мольба, страстная просьба.
Тоска – 1.душевная   тревога, соединённая с грустью; 2.скука.
Жизнь  - 1.особая форма существования  материи; 2.физиологическое существование человека, животного; 3.время такого существования  от его возникновения до конца;
4.деятельность  общества и человека  в тех или иных её проявлениях; 5.реальная действительность; 6.оживление, проявление деятельности, энергии.
Виды  информации в художественном тексте
Фактуальная
(фабула)
Концептуальная
(концепция)
Подтекстовая
(подтекст)
Факты, события, место и время действия  (фабула).
Передаётся  пересказом текста.
Система  взглядов автора  на жизнь, его  мировоззрение  (концепт, идея, главная мысль).
У разных читателей разная концептуальная  информация.
Скрытый  смысл, который  передаётся с помощью порядка слов, интонации, языковых средств  художественной изобразительности (подтекст).
Подтекстовая  информация пересказом не передаётся.
Учимся анализировать поэтический текст
Часть 1. Примерная схема анализа поэтического текста
I. Ритмический  рисунок (организация).
Метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест). Размер (количество стоп в строчке, например, пятистопный). Пиррихий (в стопе только два безударных слога), спондей (в стопе только два ударных слога). Рифма в стихе (точная-неточная, богатая-бедная, мужская-женская- дактилическая, конечная). Рифмовка  в  строфе (аабб – смежная, парная, абаб – перекрёстная, абба – кольцевая, охватная, абвабв, абввба и др.- сплетённая).
II. Композиция (построение) текста.
Строфы и стихи. Микротема каждой  части. Ключевые слова, словесные тематические ряды. Сильные позиции  текста: название, эпиграф, первое и последнее предложения, рифмы, повторы.
III. Художественные  образы  и  мотивы.
Лирический  герой.
IV. Художественное время и  пространство (хронотоп).
V. Языковые уровни текста.
1.Фонетический  уровень. Звукопись. Аллитерация на…(согласные). Ассонанс   на…(гласные).
2.Морфемный  уровень. Роль  морфем (например, уменьшительно-ласкательные суффиксы).
3.Лексический уровень. Слова  книжные, разговорные, нейтральные. Синонимы, антонимы. Цветопись. Эмоциональная окраска. Повторы.
4.Морфологический  уровень. Преобладающие  части речи. Предметность, описательность, действенность.
5.Синтаксический уровень. Синтаксические конструкции. Необычный  порядок слов (инверсия). Роль  знаков  препинания.
VI. Языковые средства художественной изобразительности. Тропы (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гипербола, литота, ирония и т.д.). Фигуры (обращение, анафора, антитеза, восклицание).
VII. Тема и идея  текста.
Часть 2. Строим фразы
  • Ритмический  рисунок  создаётся (например, пятистопным ямбом).
  • Рифмовка в строфе (например, охватная).  Рифма в стихе (например, точная и т.д.).
  • Композиция стихотворения состоит из (сколько частей, строф).
  • Образ (например, человека) … создают  ключевые слова ….
  • Словесный  ряд … вызывает ощущение (ассоциации) ….
  • Лирический  герой  в первой строфе …, а в последней … Повторы  слов … усиливают (подчёркивают) … . Противопоставление слов … создаёт … 
  • Троп (например, эпитет)… используется  с целью  …  
  • Тема этого стихотворения …
  • Анализ  текста   вывел нас к  авторской позиции. С точки  зрения поэта, … 

Комментариев нет: