суббота, 24 сентября 2016 г.

Мои эссе: "Иванов". Версии и комментарии

Рецензия на пьесу Антона Чехова «Иванов» (1888)
«Два мешка ржи». Версии и комментарии
     Всё действие веду тихо и мирно,
а в конце даю зрителю по морде.
А.П.Чехов
          Иванов Николай Алексеевич. «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем  я жил? для какой цели я родился?» Нет-нет, это запись в дневнике Григория Александровича Печорина, героя Лермонтова . Зачем жил Иванов, герой Чехова?
          Версия земского врача Евгения Константиновича Львова. Иванов – подлец. Женился на Сарре из-за её богатого приданого, родители жены обломали  зятя. Анна (Сарра) любила мужа безмерно, он довёл её до чахотки, изменяя прямо на глазах с молоденькой соседкой. Жена, прекрасная женщина, умерла от горя, Иванов собирался жениться на Саше Лебедевой, очередной богатой наследнице. Но в день свадьбы мерзавец зачем-то  совершает самоубийство. Почему? Наверное, узнал, что мать невесты не собирается оплачивать его долги.
        Версия Зинаиды Савишны Лебедевой. Женился бедный Николай на «своей жидовке», а золотых гор не получил. Отец и мать её прокляли, Сарра поменяла веру. «Теперь Иванов кается, да уж поздно». Разорился, должен нам 9000 рублей. Ужас!
        Версия Марфы Егоровны Бабакиной и подобных. Ошибся, Иванов, ошибся. «Разве русских мало?» Сживает теперь жену со света, запирает в погребе, один граф за неё вступается.
         Версия Саши Лебедевой. Я люблю Николая Иванова. Соседи говорят о нём полный вздор. «С вами не то что на край света, а куда хотите, хоть  в  могилу,  только,  ради бога, скорее, иначе я задохнусь...» Он начнёт со мной новую жизнь (под моим руководством, конечно).
        Версия Павла Кириллыча Лебедева. У нас с Николаем общие идеи и интересы, мы учились в Московском университете, хотя принадлежим к разным поколениям. «Тебя, брат, среда заела!»
         Версия Анны Петровны (Сарры) Ивановой. Я полюбила Николая с первого взгляда. «Взглянула,  а  меня мышеловка - хлоп! Он сказал: пойдем... Я отрезала от себя все, как,  знаете, отрезают гнилые листья ножницами, и пошла...»  Он замечательный человек.
         Версия Николая Алексеевича Иванова. «Нехороший, жалкий и ничтожный я человек». Как я себя ненавижу! Клялся Сарре в вечной любви, пять лет она угасала, я разлюбил её. «Стыдно, стыдно!» Какая тоска! «Просто хоть пулю в лоб!»
       Версия Антона Павловича Чехова. «Пьесу я писал впервые, ergo – ошибки обязательны. Сюжет сложен и не глуп. Каждое действие я оканчиваю, как рассказы: все действие веду тихо и мирно, а в конце даю зрителю по морде. Вся моя энергия ушла на немногие действительно сильные и яркие места, мостики же, соединяющие эти места, ничтожны, вялы и шаблонны. Но я все-таки рад; как ни плоха пьеса, но я создал тип, имеющий литературное значение, я дал роль, которую возьмется играть только такой талант, как Давыдов, роль, на которой актеру можно развернуться и показать талант» (письмо между 10 и 12 октября 1887 года, видимо, о первой редакции пьесы).
       Комментарий версии Чехова. «Тип, имеющий литературное значение». Кто Иванов? Лишний человек? Печорин? Две женщины любят его безумно, он им приносит несчастья. «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал  для  тех,  кого любил». Онегин?
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.
Иванов же пошёл другим путём. Обломов? Саша пытается воскресить в Николае деятельного человека, спасти его (с её точки зрения). Ольга Ильинская так же «будила» Илью (с её точки зрения).
      «Сюжет сложен и не глуп». Начинается драма с ружья: Боркин в шутку целится из него в Иванова, затем говорит о смерти. В финале Николай стреляется из револьвера. Попробую обнаружить традиционные элементы сюжета (насколько это возможно в драмах Чехова). Экспозиция – действие 1, завязка – Иванов с дядей едут к Лебедевым. Развитие действия – действие 2, вечер у Лебедевых, сплетни о Николае. Кульминация (?) – жена Иванова видит, как Саша признаётся в любви её мужу, а тот целует девушку. Падение действия – действие 3, супруги страдают, Николай в долгах. Доктор Львов преследует Иванова, Саша преследует Иванова, день свадьбы, действие 4. Развязка – публичное самоубийство героя. «У  меня был рабочий Семен, которого ты помнишь.  Раз,  во время молотьбы, он захотел похвастать перед девками своею силой,  взвалил  себе  на  спину два мешка ржи и надорвался. Умер скоро. Мне кажется,  что  я  тоже  надорвался».
         Первый вариант пьесы «Иванов» (1887) Чехов назвал комедией, второй вариант (1888) отнёс к жанру драмы. О своих драматургических принципах Антон Павлович писал: «Люди больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо, чтобы это было видно на сцене. Надо создать такую пьесу, где бы люди приходили, уходили, обедали, разговаривали о погоде, играли в винт… но не потому, что так нужно автору, а потому, что так происходит в действительной жизни … Не надо подгонять ни под какие рамки».
 Можно почитать
1.Антон Павлович Чехов «Иванов» http://lib.ru/LITRA/CHEHOW/ivanov.txt

Комментариев нет: