понедельник, 24 октября 2016 г.

Участие в VIII Всероссийской научно-практической конференции «Череповецкие научные чтения-2016» в ЧГУ

Сайт ЧГУ
      Отправила заявку на участие в VIII Всероссийской научно-практической конференции «Череповецкие научные чтения-2016» в ЧГУ.
       Доклад  "Горделивое счастье безумца. «Красный цветок» Всеволода Гаршина"
«Где я? Что со мной?» - пришло ему в голову.
Глава 2
- О, щоб тоби!.. - закричал вошедший сторож.
- Який тоби бис помогае! Грицко! Иван!
Идите швидче, бо вин развязавсь.
Глава 6
Финал. «Утром его нашли мертвым. Лицо его было спокойно и светло; истощенные черты с тонкими губами и глубоко впавшими закрытыми глазами выражали какое-то горделивое счастье. Когда его клали на носилки, попробовали разжать руку и вынуть красный цветок. Но рука закоченела, и он унес свой трофей в могилу». Так погиб герой самого известного рассказа (1883) Всеволода Гаршина (1855-1888).
Сюжетные элементы. В рассказе «Красный цветок» 6 глав. В 1 главе (завязка первая) новый душевнобольной доставлен в больницу, он сопротивляется со страшной силой. Все медицинские манипуляции он воспринимает как пытки, видит в себе христианского мученика за веру, например, святого Георгия. Во 2 главе (развитие действия) ночью больной проснулся ненадолго здоровым человеком и снова уснул. Недаром эта глава самая короткая. 3 глава (завязка вторая) содержит разговор больного с доктором о свободе, затем безумец видит цветы мака в больничном саду. 4 глава (развитие действия) наполнена событиями: фантазии героя, первая дневная попытка сорвать мак, вторая вечерняя попытка оказалась удачной, бешеный аппетит, уничтожение цветка. В 5 главе (кульминация первая) мы узнаём, зачем нужно уничтожить мак: «В этот яркий красный цветок собралось все зло мира… Это было таинственное, страшное существо, противоположность Богу, Ариман, принявший скромный и невинный вид. Нужно было сорвать его и убить». Через три дня больной сорвал второй алый цветок. Худеет, успокоительные лекарства (морфий) не действуют. В 6 главе (кульминация вторая и развязка) больной в смирительной рубахе привязан к кровати, рвётся, кричит о страшной опасности, к нему приставлен сторож, ночью безумец освобождается, срывает третий цветок, утром его нашли мёртвым.
Хронотоп (время и пространство текста). Действие происходит в больнице и больничном саду, то есть в замкнутом горизонтальном пространстве. Вертикальное же пространство разомкнуто, поскольку безумец связывает себя с небом: «Я иду к вам, - прошептал он, глядя на небо». Неслучайно повторяются однокоренные слова «луна, лунный»: «За кустами, прямо против окна, темнела высокая ограда, высокие верхушки деревьев большого сада, облитые и проникнутые лунным светом, глядели из-за нее. Справа подымалось белое здание больницы с освещенными изнутри окнами с железными решетками; слева - белая, яркая от луны, глухая стена мертвецкой. Лунный свет падал сквозь решетку окна внутрь комнаты, на пол, и освещал часть постели и измученное, бледное лицо больного с закрытыми глазами; теперь в нем не было ничего безумного».
День и ночь находятся в оппозиции. Днём герой безумен (главы 1, 3, 4, 5, 6), ночью в первой половине рассказа он чувствует себя здоровым (главы 2, 4). Противоположны также образы мака (дневная бодрость) и морфия (ночной сон). Как известно, морфий получают из сока маковых головок – какая злая ирония! Душевнобольной стремится уничтожить мак (источник всемирного зла в его глазах), а доктор впрыскивает ему дозу морфия в качестве лечебного средства.
Глава
Пространство  
Время
1
Больница для душевнобольных.
Комната с ваннами
День
2
Комната в больнице. Окна с железными решётками. Недалеко мертвецкая
Ночь
3
Комната в больнице. «Я живу во всех веках. Я живу без пространства, везде или нигде, как хотите».
Коридоры больницы, садовая дверь.
Другой день
6 мая 18** года
4

Сад больничный, цветник
Прошло несколько дней.
День
5
Комната в больнице.
Сад больничный, цветник.
Больница
Ночь. День.
Через три дня.
На другой день
6
Связанный в комнате.
Сад.
Труп в комнате
Другой день.
Ночь.
Утро
Главная тема рассказа – смерть. Именно на мысль о смерти наталкивают сильные позиции текста (начало и конец, повторы, ключевые слова). Название «Красный (символ крови) цветок». Посвящается памяти недавно умершего Тургенева. Начало 1 главы: «Именем его императорского величества, государя императора Петра Первого, объявляю ревизию сему сумасшедшему дому!» Конец: «Его отнесли на койку в беспамятстве, которое перешло в глубокий, мертвый и долгий сон». Начало 2 главы (самой короткой): «Он очнулся ночью». Конец: «На несколько мгновений он проснулся в полной памяти, как будто бы здоровым, затем чтобы утром встать с постели прежним безумцем». Начало 3 главы: «Как вы себя чувствуете? - спросил его на другой день доктор». Конец: «Больной почти не спал и целые дни проводил в непрерывном движении». 4 глава (самая длинная). Начало: «Он сознавал, что он в сумасшедшем доме; он сознавал даже, что он болен». Конец: «Он дрожал как в лихорадке и судорожно стискивал себе грудь, всю пропитанную, как ему казалось, неслыханно смертельным ядом». 5 глава. Начало: «Он не спал всю ночь». Конец: «Впрочем, я сомневаюсь, чтобы он уцелел». 6 глава. Начало: «И больного связали». Конец: «Но рука закоченела, и он унес свой трофей в могилу».
Ключевые слова мотива смерти рассыпаны по всему тексту: «Место тайной казни, ад, за что убивать меня, в смертельном ужасе, отрубили голову, мёртвый сон, глухая стена мертвецкой, худел с каждым днём, мёртвые, убитые, умерших, ядовитое, смертельное дыхание, погибну, побледнел как смерть, задушу, смертельный яд, погибнет, умрёт, лучше смерть, чуть живым, погибаете, убить, умерли, смерть, закоченела, могила. Если так пойдет дальше, он не выживет. Если так пойдет дальше, он умрет через два дня. Впрочем, я сомневаюсь, чтобы он уцелел. Я иду к вам, - прошептал он, глядя на небо».
Герой Гаршина – гордец, а гордыня, как известно, смертный грех и духовная болезнь. «Он видел себя в каком-то волшебном, заколдованном круге, собравшем в себя всю силу земли, и в горделивом исступлении считал себя за центр этого круга». «Он надеялся, что к утру цветок потеряет всю свою силу. Его зло перейдет в его грудь, его душу, и там будет побеждено или победит - тогда сам он погибнет, умрет, но умрет как честный боец и как первый боец человечества, потому что до сих пор никто не осмеливался бороться разом со всем злом мира». «Який тоби бис помогае!» «Лицо его было спокойно и светло; истощенные черты с тонкими губами и глубоко впавшими закрытыми глазами выражали какое-то горделивое счастье». Красному кресту на больничном колпаке он придаёт мистическое значение. Вспоминается также тематический повтор, связанный с российским императором: «Пётр Первый, Пётр Великий, Полтавская битва». Безумец воспринимает себя христианским спасителем мира, почти мучеником, святым Георгием.
В основе доклада мой анализ рассказа Гаршина.

Комментариев нет: