суббота, 21 октября 2017 г.

Мой открытый урок литературы по комедии Фонвизина "Недоросль" в 7Б классе

Моя рецензия на книгу Михаила Люстрова «Фонвизин».
Моё эссе "Французская госпожа Простакова, или Как воспитать недоросля Поля".
Мой читальный зал: для уроков литературы по комедии Фонвизина "Недоросль".     18 октября 2017 в нашей школе прошёл "Методический день". Я провела открытый урок литературы по комедии Фонвизина "Недоросль" в 7Б классе.
Большое спасибо коллегам за идеи! См. список в конце.

Урок литературы в 7 классе
Тема. Как воспитать Митрофана. Подготовка к сочинению
Его дураки смешны и отвратительны,
но это потому, что они не создания фантазии,
а слишком верные списки с натуры.
В.Г.Белинский
   Начала урок с теста, чтобы доказать, что митрофаны никуда не делись.
I. Мотивация познавательной активности.
Тест. Отвечаем «да» или «нет».
1.Солнце вращается вокруг Земли.
2.Люди появились раньше динозавров.
3.Первая мировая война началась в 1812 году.
4.Вторая мировая война закончилась в 1980 году.
5.Люди в процессе эволюции выглядели так же, как и сейчас.
6.Голландия и Нидерланды – две маленькие страны.
7.Компьютер – имя прилагательное.
7 «нет» – звание «Супермозг». Всё остальное – звание «Недоросль».
Что показал этот тест, дети? Стать Митрофаном Простаковым может каждый. Нужно только захотеть.
    Цель тоже обнаружили.
II.Целеполагание.
Прочитайте на доске слова литературного критика В.Белинского о персонажах «Недоросля». Как вы их понимаете?
О чём мы сегодня поразмышляем? О том, как воспитать Митрофана. А также начнём подготовку к сочинению на эту же тему.
     Вот какие виды работ на уроке использовала.
III.Пересказ.
Сюжет комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Перескажите его кратко. Трудно это сделать?
Вот вам образец хорошего пересказа. Вайль П., Генис А. «Родная речь. Уроки изящной словесности».
«Сюжет ее несложен. В семье провинциальных помещиков Простаковых живет их дальняя родственница — оставшаяся сиротой Софья. На Софью имеют брачные виды брат госпожи Простаковой — Тарас Скотинин и сын Простаковых — Митрофан. В критический для девушки момент, когда ее отчаянно делят дядя и племянник, появляется другой дядя — Стародум. Он убеждается в дурной сущности семьи Простаковых при помощи прогрессивного чиновника Правдина. Софья образумливается и выходит замуж за человека, которого любит — за офицера Милона. Имение Простаковых берут в государственную опеку за жестокое обращение с крепостными. Митрофана отдают в военную службу».
IV.Анализ текста.
Что нужно делать, чтобы в семье появился такой Митрофан?
Какова семья Простаковых?
Чтение фрагментов, выводы.
Действие 1, явление 2. Что думает Простакова о профессионалах?
Действие 1, явление 3. Каковы отношения мужа и жены?
Действие 1, явление 4. Сон Митрофана. Зачем нужен этот сон в комедии?
Действие 4, явление 8. Экзамен. Какие мысли вызвал этот эпизод?
Какие условия созданы в семье Простаковых для воспитания Митрофана?
Слепая материнская любовь, мать учит сына хитрости, обману, муж-подкаблучник, которого нельзя уважать, невежество семейное, хамское отношение к окружающим.
V. Инсценировка. Интервью с персонажами.

А теперь попробуем пригласить мать с сыном сюда и послушаем их. Две пары учеников участвуют в интервью.
Вопросы госпоже Простаковой
  1. Сударыня, слышали мы, что вы хозяйка опытная и все дела сами ведёте. А ведь руководить людьми, хотя бы и крепостными крестьянами, — труд нелёгкий. Скажите, как же вы управляетесь?
  2. Однако доходы с имения пока невелики. Как, по-вашему, их можно увеличить?
  3. Беспокойная у вас жизнь, сударыня. Какие же книги вы ради отдыха читать изволите?
  4. Говорят, ваш батюшка против учения был. А зачем же вы учителей к Митрофанушке наняли?
  5. Взгляните, сударыня, на девушек в этом зале. Это ведь тоже будущие мамы. Поучите же их уму-разуму, объясните, как нужно детей воспитывать.
Вопросы Митрофанушке
  1. Митрофан Терентьевич, не расскажете ли нам, что вчера поделывать изволили?
  2. Матушка ваша — дама с характером, даже супругу спуску ни в чём не даёт. А вот вами она всегда довольна... И как только вы этого добиваетесь?
  3. Слышали мы, в учителях у вас Вральман — немец. Что же вы из его уроков усвоили?
  4. А скажите, как это вы в одночасье решили на племяннице Стародума жениться? Вроде она вам никогда не нравилась...
  5. Вам, сударь, скоро на службу идти. А эти вот, что в зале сидят, вас года на два помоложе будут. Так, может, вы им объясните, как себя к взрослой жизни готовить — чему учиться, какие знакомства заводить, какую службу выбирать?
VI.Беседа.
Зачем Простакова наняла учителей для сына?
Зачем ваши родители посылают вас в школу?
Почему вы не особенно хотите учиться?
Почему в некоторых классах негативно относятся к тем, кто хочет учиться?
Значит, многие современные школьники – Митрофаны Простаковы?
VII.Словарная работа.
Невежда - необразованный человек.
Невежа – невоспитанный человек.
Воспитание – воздействие общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника, т.е. на незрелого человека.
Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Ведёт к овладению ценностями культуры и нравственно–эмоционального отношения к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности.
Недоросль – ученики уже знают все значения слова.
VIII.Анализ текста.
Действие 5, явление последнее. Чтение финала.
Что случилось в финале?
Как ведёт себя Митрофан?
Почему он груб с матерью?
Прокомментируйте последнюю реплику в комедии.
Значение имени Митрофан? Подобный своей матери.
Почему именно это имя использовал драматург?
От чего зависит характер человека? Семья, среда, быт, школа, сам человек.
Как воспитать такого сына, как Митрофан?
IX. Образец ученического сочинения.
Прочитала это отличное сочинение детям.
Похвальное слово Митрофану
Пишу тебе похвальные слова, Митрофанушка!
Хоть тебе и шестнадцать лет, но ты резвый, беззаботный “затейник”. Ты любишь гонять голубей по крышам, и тебя с малолетнего возраста опекает няня Еремеевна. Она на шаг от тебя не отступает, выполняя все прихоти, и любит тебя, как родного сына (“Уж как больше служить, не знаешь… рада бы не токмо что… живота не жалеешь…”). Ты предпочитаешь всему сладко поесть, вволю поспать и повеселиться (“Побегу­т ка теперь на голубятню, так авось ­либо…”).
Не утруждай себя, Митрофанушка, учением и заботой о ближнем. Для тебя самое главное — здоровье, как говорит твой учитель Адам Адамыч Вральман: “Сынок, какоф ест, да тал Бог старовье, или сынок премудрый, так скасать, Аристотелис, та в могилу”. Твои учителя стараются научить тебя разным наукам, чтобы ты был культурным, развитым человеком. Но ты выше этого! Ведь ты не случайно всё время сопротивляешься. Они же тебя не понимают, где им! И ты уверен в себе, убеждён, что самый мудрый. Как правильно говоришь матери: “Я те потешу. Поучусь, только чтоб это было в последний раз и чтоб сегодня быть сговору”; “Не хочу учиться, хочу жениться”.
Ты знаешь, что окружающие обязательно помогут тебе и дадут советы. Тебе повезло, что рядом с тобой Еремеевна, ведь, не получая ни копейки, она занимается твоим воспитанием. Крепостная няня защищает тебя от дяди: “…Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы то выцарапаю”. Она не обижается, когда ты называешь её “старой хрычовкой”…
Ты имеешь свободу слова в доме, все тебя слушаются и подчиняются тебе. Как решительно ты обходишься со Скотининым: “…Что ты, дядюшка, белены объелся? Убирайся, дядюшка, проваливай”.
Ты — любимый сын матушкин. А знаешь, почему? Ведь ты её опора и надежда: “Вот сынок, одно моё утешение… Поди, порезвись, Митрофанушка”. Кроме тебя, она не любит никого из родных. Простакова прощает и разрешает тебе всё, жалеет, говоря: “Не трудись по пустому… без наук люди живут и жили”.
Ты знаешь, что не ум важен в людях и не душа, а общественное положение, и ты правильно делаешь при встрече со Стародумом, что льстишь ему и лицемеришь: “Как не целовать, дядюшка, твои ручки”.
Хорошо, что все увидели тебя во всей твоей красе. Но, отправляясь на государственную службу, ты будешь решать судьбу народа и страны, править людьми. И ты с этим согласен: “По мне куда велят”. И не важно, что ты циничный, жестокий и равнодушный человек!
Надежда Третьякова
X. Домашнее задание.
 «Как воспитать Митрофана».  Составить план сочинения, подобрать материал. На следующем уроке будем готовиться к сочинению.
Использованная литература
1.Д.И.Фонвизин «Недоросль». http://ilibrary.ru/text/1098/p.1/index.html
2. Вайль П., Генис А. «Родная речь. Уроки изящной словесности». http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Vail/02.php
3.Босько Т.Ю. «Конспект урока литературы «Мы-недоросли?» Актуальность пьесы Д.Фонвизина «Недоросль». 9 класс». http://ya-uchitel.ru/load/russkij_jazyk_i_literatura/uroki_konspekty/my_nedorosli_aktualnost_pesy_d_fonvizina_nedorosl/102-1-0-11866
4. Татьяна Ерёмина «Недоросль» Д.И. Фонвизина. Мастерская построения знаний и творческого письма». http://lit.1september.ru/article.php?ID=200700308
5. Любовь Пойкова «Игровые уроки по Фонвизину». http://lit.1september.ru/article.php?ID=200900701 
6.Граник Г.Г., Концевая Л.А. "Драматурги, драматургия, театр" (2001).

2 комментария:

Наталья Клементьева комментирует...

Светлана Георгиевна, спасибо большое.Беру в копилку.)

Светлана Георгиевна комментирует...

Спасибо, Наталья Борисовна!