Из ФБ
ИДЕАЛЬНЫЙ РАССКАЗ И ГЕНИАЛЬНЫЙ РАССКАЗСегодня в ФБ вспомнили рассказ Амброза Бирса "Мост через Совиный ручей". Рассказ страшный, прекрасно написанный, с великолепным новеллистическим фокусом - всё происходящее снится герою за какую-то секунду - пока не затянется петля, поскольку его вешают. Этот рассказ в который раз назвали идеальным (то есть образцовым). Согласен. Но идеальный рассказ и гениальный (то есть великий, или как его там) рассказ - это разные рассказы. Так же, как идеальная женщина и любимая женщина. Герман Роршах в своей "Психодиагностике" писал, что идеально нормальный протокол может дать человек настолько "устрашающе нормальный", что его надо бы показать психиатру. Для меня рассказ Бирса (и этот, и многие другие) - это скорее textbook case, пример из учебника, образчик для разбора на школе писательского мастерства, а не живая литература.
Гениальный - и тем самым идеальный! - рассказ для меня - это "Скрипка Ротшильда" Чехова, а таже "Хористка" и "Знакомый мужчина" его же. Или "Ожерелье" Мопассана. Там тоже есть сильные новеллистические ходы, удивительная игра со временем и с загадкой повествователя (в первых двух). И, вместе с тем - человеческая живость героев, реалистичность подробностей.
И еще. Для того, чтобы показать, "как страшно жить" - (кстати, это не Рената Литвинова сказала, а Мамин-Сибиряк в 1890-м) - совсем не обязательно писать про страшное-ужасное, про войну и про то, как пленника без суда вешают на мосту через ручей.
"Он пугает, а мне не страшно" (с) ЛНТ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий