понедельник, 20 августа 2018 г.

Мой книжный улов: август 2018

      В этот раз не удержалась и купила много книг. Всё равно начинается очередной цикл дней рождения друзей - вот и подарки готовы. Только вначале сама прочитаю.
Умберто Эко "Открытое произведение. Форма и неопределённость в современной поэтике".
     Умберто Эко - знаменитый итальянский писатель, автор мировых бестселлеров "Имя розы" и "Маятник Фуко", лауреат крупнейших литературных премий, основатель научных и художественных журналов, специалист по семиотике, историк культуры. Его труды переведены на сорок языков. Очерки, включенные в эту книгу, родились из доклада "Проблема открытого произведения", прочитанного на XII Международном философском конгрессе в 1958 г. В 1962 г. они появились под заголовком "Открытое произведение" и были дополнены обстоятельным исследованием, посвященным поэтике Джойса, где автор пытался проследить развитие этого художника. Настоящий сборник продолжает серию научных работ Умберто Эко, изданных на русском языке.
Григорий Служитель "Дни Савелия".
    Григорий Служитель родился в 1983 г. в Москве. Закончил режиссерский факультет ГИТИСа (мастерская Сергея Женовача), актер Студии театрального искусства, солист группы O'Casey. "Дни Савелия" - его первая книга. А нашел эту рукопись Евгений Водолазкин и написал предисловие. "Коты в литературе - тема не новая. Не буду перечислять всех, кто писал об этих священных животных, - от Кота Мурра Эрнста Теодора Гофмана и до Мури Ильи Бояшова. И вот теперь Савелий. Мы-то понимаем, что за котами всякий раз просвечивают человеки. Герои Служителя - кто бы они ни были, коты или люди - настоящие. Одинокие и страдающие, смеющиеся и любящие.
Александр Архангельский "Путеводитель по классике: продлёнка для взрослых".
     Как жаль, что русскую классику мы проходим слишком рано, в школе. Когда еще нет собственного жизненного опыта и трудно понять психологию героев, их счастье и горе. А повзрослев, редко возвращаемся к школьной программе. "Путеводитель по классике: продлёнка для взрослых" – это дополнительные курсы для тех, кто пропустил возможность настоящей встречи с миром русской литературы. Или хочет разобраться глубже, чтобы на равных говорить со своими детьми, помогать им готовить уроки. Она полезна старшеклассникам и учителям – при подготовке к сочинению, к ЕГЭ. На страницах этой книги оживают русские классики и множество причудливых и драматических персонажей. Это увлекательное путешествие в литературное закулисье, в котором мы видим как рождаются, растут и влияют друг на друга герои классики. Александр Архангельский – известный российский писатель, филолог, профессор Высшей школы экономики, автор учебника по литературе для 10-го класса и множества видеуроков в сети, ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура".
Захар Прилепин "Жизнь и строфы Анатолия Мариенгофа".
     Поэт Анатолий Мариенгоф (1897−1962), модернист, революционный эксцентрик, мастер эпатажа, основатель «Ордена имажинистов», известен в основном как автор мемуарного «Романа без вранья» (1927) о дружбе с Есениным. И сейчас, почти век спустя, «Роман…» полемически волнует литературную общественность («вранье без романа», «троянский конь репутации Есенина» и пр.). Творчество самого Мариенгофа наши нигилисты причислили к навечно запрещенному. Захар Прилепин очищает его биографию от слухов/домыслов, старается объективно ответить на вопрос, которым задавался сам поэт: «Какой земли, какой страны я чадо? / Какого племени мятежный сын?» Знакомит читателей с разносторонним творческим наследием не только поэта, но также прозаика, драматурга, чьи пьесы и ныне идут в театрах — к примеру, «Шут Балакирев». Не обходит стороной и его семейную «драматургию» однолюба-ревнивца-скандалиста, и личные удары судьбы… Жизнеописание Мариенгофа дополнено подборкой его избранных стихотворений. Эта книга, написанная ярко, лаконично, смело, без однобоких обобщений, несомненно, расширит читательское представление о раннесоветской литературе. К тому же З. Прилепин готовит к печати жизнеописание С. Есенина — и может действительно сложиться роман без вранья.
Владимир Широгоров "Последнее царство. Роман-трилогия. В 3 кн.: Книга первая. Воля грозного ангела".
Владимир Широгоров "Последнее царство. Роман-трилогия. В 3 кн.: Книга вторая. Царевна Ксения ". 
Владимир Широгоров "Последнее царство. Роман-трилогия. В 3 кн.: Книга третья. Сын погибели".
     Историческая трилогия Владимира Широгорова воскрешает драматические события Великой смуты, потрясшей Русское государство в начале XVII века. В центре повествования — яркая фигура ржевского дворянина Давида Зобниновского, будущего великого русского подвижника, архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия. Невероятные приключения и испытания, через которые проходит герой книги, любовь, подвиги, дворцовые тайны и интриги, лихо закрученный сюжет — все это держит читателя в неослабном напряжении от первой до последней страницы. Но вместе с автором читателю предстоит задуматься и об извечных проблемах человеческого бытия — о гении и злодействе, столь часто соединенных неразрывно, о любви и ненависти, об искушении властью, превращающем человека в послушное орудие дьявольских козней, и, наконец, о силе человеческого духа, закаленного верой в Бога и преданностью Отечеству.
Владимир Широгоров "Украинская война. Вооруженная борьба за Восточную Европу в XVI—XVII вв. Кн. I: Схватка за Русь (До середины XVI в.)".
Владимир Широгоров "Украинская война. Вооруженная борьба за Восточную Европу в XVI—XVII вв. Кн. 2: Турецкий прорыв: Балканы — Причерноморье — Кавказ (до конца XVI в.)".
      Современное устройство мира сложилось в XVI—XVII вв. Тогда же в Восточной Европе зоной соперничества стала Западная Русь — широкая полоса земель от Львова до Смоленска. В борьбе за эту территорию столкнулись крупнейшие державы того времени — Литва и Польша, Швеция и Орда, Турция, Крымское ханство, а также Московское княжество — будущая Великороссия. И кто мог предположить тогда, что речь шла не просто о разделе пространств Восточной Европы, но о захвате здесь полного и безусловного господства? Что небольшое Московское княжество уничтожит гораздо более мощные Орду и Литву, отодвинет не менее динамичные Турцию, Польшу, Швецию на южные, западные и северные «задворки» Украины, подавит на долгие века попытки создания здесь собственных государств и станет всевластным и единственным хозяином всех этих земель, превратившись в великую мировую державу? О забытой в нашем историческом сознании Украинской войне и рассказывается в книге. Как доказывает автор, война эта не просто повлияла на судьбы всей (и не только Восточной!) Европы, но стала одной из самых плотных в истории концентрацией боевых действий, выразивших собой всё: идеологию, экономику, общественные процессы, качества лидеров и стремления народов. Книга I — «Схватка за Русь» является первой частью исследования Украинской войны, происходившей в XVI—XVII вв. Она посвящена становлению противоборствующих государств и их армий, а также первым сражениям этой войны — до середины XVI в. Книга «Турецкий прорыв» является второй частью масштабного исследования забытой ныне Украинской войны — схватки за Восточную Европу в XVI—XVII вв. Книга снабжена указателями имен, терминов и названий.
Евгений Шалашов "Очерки по истории Череповецкой губернии 1918-1927 г.г."
     Издание повествует о нашем крае в интересное и непростое время, рассказывает о "криминальной составляющей" Череповца, ее роли в развитии губернии и интересных персонажах той поры. Автор книги, Евгений Васильевич Шалашов, историк, писатель, кандидат филологических наук, учитель истории и обществознания школы №17 Череповца, написавший 3 монографии и около 70 научных работ.
Вениамин Мальцев "Король поэтов о короле поэтов".
     Книга череповецкого поэта о поэте Игоре-Северянине в стихах.
Максим Приходский "Лекции по практическому стихосложению".
     Лекции по стихосложению, проведённые в череповецкой литературной студии "Союз развития словесности".
Протоиерей Георгий Ореханов "Лев Толстой. "Пророк без чести": хроника катастрофы".
       "И снова Лев Толстой и его конфликт с Церковью, сколько можно?!" - скажет читатель, увидев эту книгу - и будет не прав. Есть конфликты в истории, к которым человечество возвращается вновь и вновь - не потому, что открылись новые факты, а потому что на новом витке жизни старый конфликт неожиданно наполняется иным содержанием и требует иного понимания. Меняется общество, ломаются традиционные представления - не говоря уже о взглядах отдельного человека. И сейчас, когда Церковь стала занимать заметное место в общественной жизни и в сознании многих людей, вопрос: за что же ее так невзлюбил великий русский классик, невзлюбил настолько, что встал один-на-один в борьбе с нею - требует ответа на уровне нашего сегодняшнего понимания. Ответа не однолинейного, как в компьютерной игре: кто был прав, кто победил в этой борьбе - а сложного, опрокинутого в многослойную культуру прошлого и дающего сегодня почву для личного выбора.
Полина Масалыгина "Великий русский".
      Почему во фразе «первый блин комам» нет ошибки? Связана ли «катавасия» с котом Васей? Когда наступают «собачьи» дни? Почему не стоит спрашивать «кто крайний?» Как перестать путать глаголы «надеть» и «одеть»? Ответы на эти и многие другие нелёгкие вопросы вы найдёте в этой книге. Специально для наших читателей автор популярного в рунете инстаграм-блога «Великий русский» @great_russian Полина Масалыгина переработала и дополнила свои лучшие статьи, в которых раскрывает самые неожиданные подвохи нашего великого русского языка.
Анна Беловицкая "Русский язык. Грамотные коты".
     Пользователям Интернета давно знаком "Русский язык в КОТАХ" - серия простых картинок, посвящённых правилам русского языка. Забавные коты и один лев уже несколько лет помогают писать грамотно и указывать на ошибки, не обижая собеседника. Педагог по образованию и художник по складу души, Анна Беловицкая (dalwen) нарисовала уже более ста "котошпаргалок", ориентируясь на образное мышление и ассоциативные связи. Особое внимание она уделяет тем случаям, когда ошибка может изменить смысл высказывания. Впервые под одной обложкой вы найдёте не только знаменитых котов, но и подробный разбор каждого случая. Скучные правила и длинные формулировки уступили место понятным объяснениям и весёлым примерам.
Шамиль Идиатуллин "Убыр. Дилогия".
     Шамиль Идиатуллин — автор очень разных книг, в диапазоне от мистического триллера «Убыр» (лауреат Крапивинской премии и премии «Новые горизонты») до премиального тяжеловеса «Город Брежнев» (третье место на конкурсе «Большая книга», а также приз читательского голосования). Но «Убыр» — не просто мистический триллер, завораживающе увлекательный, по-настоящему страшный и уникальный в своем роде. Трудно вспомнить другую книгу, которая одновременно признавалась лучшим образцом интеллектуальной фантастики, лучшим хоррором для взрослых и лучшим романом для подростков. Итак, на четырнадцатилетнего Наиля и его младшую сестру Дилю обрушилась страшная беда — убыр. Им пришлось бежать и прятаться — от недобрых людей и смертельных нелюдей. Им пришлось учиться верности — слову, делу и роду. Им пришлось драться — за себя и за всех своих. Они поверили, что когда-нибудь боль кончится, помощь придет — и больше никто не умрет. Дети такие доверчивые. По словам автора, «“Убыр” — это книга о жизни, смерти и о том, что надо делать, чтобы одно не переходило в другое. Причем здесь и сейчас». Впервые дилогия публикуется под одной обложкой.
Лев Успенский "Ты и твое имя. Имя дома твоего".
      "Ты и твое имя" - изложение элементарных основ одного из малоизвестных разделов языковедения - ономатологии, науки о личном имени человека. Имя в понимании древних было не простым словом, а совершенно особенным, волшебным. Два человека с одинаковыми именами, по их мнению, были всегда таинственными узами связаны друг с другом... Обменяйтесь именем с кем-нибудь совсем чужим, и вы станете ближе, чем родичи, больше, чем братья. А что значило имя? Почему одни имена живут, а другие устарели? Об именах - языческих и христианских, восточных и западных, об именах литературных персонажей и героев прошедших эпох вы узнаете в книге Л.В.Успенского "Ты и твое имя".
  "Бросьте взгляд на карту любой страны, даже любой области каждой страны - они усеяны именами географическими так же, как ночное небо - бесчисленными звездами. И нет ни одного имени, за которыми не стояла бы не простая, а сплошь и рядом сложная и загадочная его история..."
И занимается этими загадочными историями топонимика - раздел лексикологии, посвященный изучению географических названий. Рассказывают о топонимике по-разному: одни - серьезно и основательно, а другие, как Л.В.Успенский, просто и занимательно в очерках по топонимике "Имя дома твоего".
Лев Успенский "Слово о словах. Почему не иначе?"
     Издание предваряет биографический очерк "Лев Успенский и его книги". Основная часть издания - лингвистическое исследование "Слово о словах". Завершает книгу этимологический словарь школьника под названием "Почему не иначе?"
Серия "Жизнь замечательных людей"
Курукин И.В. "Артемий Волынский".
      На основании архивных материалов книга доктора ис­торических наук Игоря Курукина рассказывает о судьбе од­ной из самых ярких фигур аннинского царствования, ка­бинет-министра, составлявшего проекты переустройства государственного управления, выдвиженца Бирона, вздумав­шего тягаться с могущественным покровителем и сложивше­го голову на плахе.
Баронян Ж.Б. "Артюр Рембо".
      Жизнеописание французского поэта Артюра Рембо (1854— 1891) — «преждевременного гения», пославшего мощный импульс поэзии XX века, — воссоздано на документальной основе известным бельгийским писателем, критиком Ж. Б. Бароняном и в русском переводе издаётся впервые. Жизнь такого неординарного человека, как Рембо, похожа на сюжет авантюрного, в чем-то даже криминального, романа. Уроженец провинциального городка Шарлевиль, в отрочес­ком возрасте проявивший редкий поэтический талант и со­чинивший несколько десятков стихотворений — большинст­во их ныне причислено к шедеврам мировой поэзии, — он не получил сколько-нибудь заметного признания у своих совре­менников. При жизни скандальную известность Рембо при­несла дружба, похожая на роман, с талантливым француз­ским поэтом Полем Верденом, закончившаяся стрельбой из револьвера и заключением в тюрьму одного из друзей. После разрыва двадцатилетний Рембо навсегда распрощался с по­эзией и продолжил свои странствия, к чему был склонен с детства, на Востоке: солдат-наёмник в Нидерландской Индии (ныне Индонезия), администратор в строительных и торго­вых компаниях, частный коммерсант в Адене и Эфиопии, водивший по этим малоисследованным землям караваны с оружием… Он собирался стать учёным-востоковедом, но в тридцать семь лет судьба поставила в его жизни точку.
Тайяндье Ф. "Бальзак".
     В наши дни написать что-нибудь новое о судьбе и творчестве Оноре де Бальзака — задача не из простых. О создателе «Человеческой комедии» написано и издано необозримое множество книг, монографий и эссе. Его жизнь прослежена чуть ли не по дням, и в ней вряд ли стоит ожидать открытий, хотя и можно предположить, что в каких-нибудь частных архивах хранятся документы и письма, содержащие неизвестные до сих пор сведения о писателе. В предлагаемой читателю биографии, написанной современным французским романистом, лаконичный, но последовательный рассказ об основных событиях в жизни писателя удачно сочетается с очерком его творчества и оригинальными суждениями о его месте в истории французской и мировой литературы.
Григорьев Б.Н. "Королева Кристина".
     Королева Кристина (1626—1689), удивительная во мно­гих отношениях женщина, достойна пристального внимания не только историка, но и самой широкой публики. Её лич­ность не менее интересна, чем личности Екатерины II, Ека­терины Медичи, Марии Стюарт или Елизаветы I, и имеет право занять почётное место в любой галерее исторических портретов. Мимо неё не прошло ни одно крупное европейское со­бытие. Обладая пытливым умом и безупречным художест­венным вкусом, она собрала великолепную библиотеку и уникальную коллекцию предметов искусства. Она общалась и переписывалась с выдающимися людьми своего времени: кардиналом Мазарини, французским королём Людовиком XIV с римскими папами Александром VII, Климентом IX и други­ми, композиторами Алессандро Скарлатти и Арканджело Корелли, скульптором Лоренцо Бернини, учёными Рене Декар­том и Джованни Кассини и многими, многими другими. Только внешняя канва её жизни поражает воображение: дочь и наследница великого Густава II Адольфа, героя Трид­цатилетней войны и создателя великодержавной Швеции, образованная и воспитанная в духе следования своему монар­шему долгу, вполне благополучно правившая страной в тече­ние одиннадцати лет, на двадцать девятом году своей жизни она неожиданно отказывается от трона, навсегда покидает родину, переходит в католичество и после бурных лет частной жизни в одиночестве умирает в Италии.
Отрошенко В.О. "Сухово-Кобылин".
      Александр Васильевич Сухово-Кобылин (1817—1903) был, казалось, баловнем судьбы: знатный и богатый барин, статный красавец, великолепный наездник, любимец женщин, удачливый предприниматель, драматург, первой же комедией «Свадьба Кречинского» потрясший столичный театральный мир. Но за подарки судьбы приходилось жестоко расплачиваться: все три пьесы Сухово-Кобылина пробивались на сцену через препоны цензуры, обе жены-иностранки вскоре после свадьбы умерли у него на руках, предприятия пришли в упадок, литературные и философские труды обратились в пепел. Особенно повлияло на его жизнь и творчество беспрецедентное по запутанности и масштабам уголовное дело об убийстве его французской любовницы, в котором он был обвинен. Совместимость гения и злодейства, воля рока и воля че¬ловека, власть случая и власть разума, таинственные пути Провидения и фантастические узоры судьбы — об этом повествует написанная на основе документов и следственных материалов книга Владислава Отрошенко, сплав исторического романа о загадочной жизненной истории с расследованием громкого уголовного преступления.
Фоконье Б. "Флобер".
      Жизнь Гюстава Флобера (1821—1880) — это история одержимости писательским трудом. Ради воплощения творческих замыслов этот энергичный, радушный и влюбчивый человек жертвовал буквально всем. 58 лет его земного бытия не отмечены высокой романтикой и яркими событиями: нечастые путешествия, несколько коротких романов, почти полное отсутствие честолюбивых стремлений и политической ангажированности. Биография Флобера, по словам Жана Поля Сартра, «такая пресная и скучная», способна тем не менее вызвать огромный читательский интерес напряженной внутренней динамикой и пульсацией творческой мысли великого писателя.
Люстров М.Ю. "Фонвизин".
      Потомок ливонских рыцарей и сын военного моряка Денис Иванович Фонвизин прожил не слишком спокойную, но мирную жизнь: он не участвовал в сражениях, не дрался на дуэлях, не подвергался опале, служил в Коллегии иностранных дел, был добрым семьянином, владел имением, занимался коммерцией и путешествовал. Однако благодаря необыкновенному сатирическому дару Фонвизин занял свое достойное место среди блистательных героев екатерининского царствования, снискал лавры русского Мольера и Хольберга. За последние 200 лет о нем сказано много, но недостаточно и подчас неверно. Доктор филологических наук Михаил Люстров предлагает свой взгляд на обстоятельства жизни и внутренний мир одного из самых замечательных и талантливых людей России второй половины XVIII века.
Володихин Д.М. "Царь Фёдор Иванович".
      Федор Иванович занимает особое место в ряду русских монархов. Дело не только в том, что он последний представитель династии, правившей Рос­сией более семи столетий. Загадка царя Федора не давала покоя ни его со­временникам, ни позднейшим историкам. Одни видели в нем слабоумного дурачка, не способного к управлению страной. Для других (и автор книги относится к их числу) царь Федор Иванович — прежде всего святой, кано­низированный Русской церковью, а его внешняя отгороженность от влас­ти — свидетельство непрестанного духовного служения России. Как бы ни относиться к фигуре «последнего Рюриковича на троне», надлежит при­знать: именно в его царствование (1584—1598) Россия не только смогла пре­одолеть ужасные последствия предыдущего правления царя Ивана Грозно­го, но и добилась выдающихся успехов в своем историческом развитии. Именно при «слабом» царе Федоре (и при его непосредственном участии) в России было введено патриаршество; при нем строились новые города и основывались монастыри; при нем Россия одержала военную победу над Швецией, взяв реванш за поражение в Ливонской войне, сумела закрепить­ся на Урале и в Западной Сибири. Так благом или нет было для России прав­ление «царя-инока», чурающегося мирских дел? Свой ответ на этот вопрос дает автор книги, известный историк Дмитрий Володихин.
Серия "Живая история. Повседневная жизнь человечества"
Глаголева Е.В. "Повседневная жизнь масонов в эпоху Просвеще­ния".
     Тайное общество, о котором знали все; замкнутая община, в которую мог вступить любой желающий; орден, провозгласивший себя вне полити­ки и принимавший деятельное участие во всех придворных интригах, рево­люциях и переворотах, — братство «вольных каменщиков» стало зеркалом противоречивой эпохи, в которой просвещение сочеталось с невежеством, научный прогресс — с шарлатанством, либерализм — с косностью, идеи равенства — с сословными предрассудками, а стремление к свободе — с ра­бовладением. Проследив за становлением масонства в Европе и Америке XVIII века, автор воссоздает на политическом и социальном фоне картину повседневной жизни членов братства, от обрядов посвящения, занятий и ритуальных трапез до преследований со стороны властей, рассказывает о наиболее выдающихся представителях масонского сообщества и том вкла­де, который они внесли в материальную и духовную жизнь своего времени.
Акельев Е.В. "Повседневная жизнь воровского мира Москвы во времена Ваньки Каина".
   Ванька Каин — беглый дворовый, лихой вор, «московский сыщик», каторжник, фольклорный персонаж — стоит на первом месте в череде знаменитых отечественных уголовников. С кем вместе он совершал кражи и почему сдал властям бывших приятелей? Кого в XVIII веке называли вором и чем занимались в то время мошенники? Что отличает тогдашних преступников от их современных коллег? На эти вопросы отвечает книга кандидата исторических наук Евгения Акельева, написанная на основе архивных документов, запечатлевших результаты семилетней доносительской деятельности Каина. Ее страницы пропитаны атмосферой преступного мира Москвы середины XVIII века, когда на Красной площади бурлила торговля, воры чистили карманы зевак и сбывали добычу держателям краденого, нищие и арестанты громко требовали милостыню, конвоиры вели задержанных в располагавшийся прямо у кремлевской стены Сыскной приказ — предок современного МУРа, а в Зарядье усадьбы знатных господ, притягивавшие воров, соседствовали с притонами, где обитали беглые, карманники, разбойники, скупщики краденого.

Комментариев нет: