вторник, 28 июня 2022 г.

Мой книжный улов: июнь 2022

      Купила книги. Бумажные и электронные.
Ранчин Андрей Михайлович "Что и почему едят у Гоголя, кто и зачем вяжет у Толстого. Избранные статьи по истории русской литературы".
    В настоящую книгу вошли избранные статьи филолога Андрея Ранчина, посвященные русской литературе XIX — первой половины ХХ века. Что заставляет современных читателей считать неумным главного героя комедии «Горе от ума»? Чьей кровью причащалась на Великом балу у сатаны Маргарита? Почему женщины в судьбе «героя нашего времени» Печорина неразрывно связаны с лошадьми? Попробуйте взглянуть по-новому на хрестоматийную классику, и не исключено, что вам наконец откроется замечательная сложность тех произведений, над которыми вы мучительно зевали в школьные годы.
"Сто текстов о языке: Книга 2. Сборник".
       Вторая книга "Сто текстов о языке" - продолжение разговора о том, как устроен язык, как он живет и развивается, какие задачи стоят перед лингвистами в начале XXI века. Эксперты Тотального диктанта и друзья проекта рассказывают о том, почему не стоит бояться заимствований и новых слов, как составляются словари в эпоху информационных технологий, что остается за рамками школьного учебника русского языка (увы, почти все самое интересное) и какие процессы сейчас происходят в других языках. Серия "Русский язык 18+" - это книги для тех, кто понимает, что изучение русского языка не заканчивается с получением аттестата, а грамотность - ключевая компетенция человека в современном обществе. Знания о языке, как, в прочем, и любые другие, можно и нужно совершенствовать всю жизнь. Команда Тотального диктанта помогает делать это эффективно и увлекательно.
Дарвин Михаил Николаевич "Поэтический мир лирического цикла. Автор и текст".
     Предлагаемая вниманию читателя монография посвящена историко-теоретическому исследованию лирического цикла, преимущественно в русской книжной поэзии XVII–XX вв. Анализируются лирические циклы и книги стихов Симеона Полоцкого, В.К. Тредиаковского, М.М. Хераскова, Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, И.В. Гёте, Е.А. Баратынского, Г. Гейне, А. Белого, О.Э. Мандельштама, И.А. Бродского. Книга может быть интересна как профессиональным филологам, так и всем любителям поэзии.
Клейн Леонид "Бесполезная классика: Почему художественная литература лучше учебников по управлению".
     Новое прочтение русской классики. Толстой, Гоголь и Шукшин вместо учебников по менеджменту. Книга основана на многолетнем опыте работы автора в корпоративных университетах российских и зарубежных компаний. На книжной полке предпринимателя или управленца должно найтись место для художественной литературы, а классический кинематограф может оказаться полезнее лекций Илона Маска и Стива Джобса — в этом уверен Леонид Клейн. На ярких примерах и цитатах Клейн доказывает, что культура — инструмент универсальный, а литература, кино, театр способны стать ресурсом профессионального развития. И вот уже «бесполезная» классика рассказывает о стратегии и тактике, учит управлять командой, разговаривать и убеждать.
Лев Соломонович Айзерман "Доживем до воскресения. Литература в школе вчера, сегодня, завтра".
       «Много-много лет назад, еще в Ленинграде, я видел, как разводят мосты над Невой. Я постоянно вспоминаю это разведение мостов, когда думаю о судьбах преподавания литературы в школе. Вот уже сто лет (а может быть, и больше), как расходятся русская литература и значительная часть учеников, ее изучающих в школьные годы. Причем в последние десятилетия этот разрыв стремительно увеличивается и становится чуть ли не повсеместным».
"Три склянки пополудни и другие задачи по лингвистике".
      В этой книге собраны лингвистические задачи, посвященные самым разным языкам мира. Для их решения не нужны специальные знания: большинство читателей, скорее всего, не знает шведского и грузинского и вряд ли кто-то знает языки дирбал и стрейтс. Тем не менее к любой задаче можно подобрать ключ, поняв путем логических рассуждений, как устроен неизвестный язык и чем он отличается от русского. Каждая задача сопровождается подсказками, подробным решением и, самое главное, послесловием, в котором интересные языковые явления, представленные в задаче, обсуждаются детальнее. Материалы сборника публиковались на научно-популярном сайте «Элементы», но были значительно переработаны и дополнены для этой книги. Сборник будет полезен как школьникам, которые участвуют в олимпиадах по лингвистике, так и взрослым, которые интересуются языками и культурами народов мира.
И. Н. Зорина "Распеленать память".
       Книга Ирины Николаевны Зориной – из разряда подлинных свидетельств поколения шестидесятников о судьбах общества и страны. Ирина Зорина ясно показывает надежды оттепели и утраты глухих 1970-х; анализирует шанс, исторически предоставленный поколению перестройкой. В галерее лиц – лучшие люди только что ушедшей эпохи: Юрий Карякин, Юрий Любимов, Алесь Адамович и другие знаковые фигуры политики (Евгений Примаков) и культуры (Наум Коржавин, Владимир Высоцкий, Эрнст Неизвестный). И. Н. Зорина – историк-испанист, специалист по странам Латинской Америки; вдова Ю. Ф Карякина.
Дмитрий Урнов "Литература как жизнь. В 2 томах".
        Дмитрий Михайлович Урнов (род. в 1936 г., Москва), литератор, выпускник Московского Университета, доктор филологических наук, профессор. «До чего же летуча атмосфера того или иного времени и как трудно удержать в памяти характер эпохи, восстанавливая, а не придумывая пережитое» – таков мотив двухтомных воспоминаний протяжённостью с конца 1930-х до 2020-х годов нашего времени. Автор, биограф писателей и хроникер своего увлечения конным спортом, известен книгой о Даниеле Дефо в серии ЖЗЛ, повестью о Томасе Пейне в серии «Пламенные революционеры» и такими популярными очерковыми книгами, как «По словам лошади» и на «На благо лошадей». Второй том – галерея портретов выдающихся личностей, отечественных и зарубежных писателей, актеров, ученых, с которыми автора свела судьба.
Юрий Орлицкий "Верлибры и иное. Книга стихотворений".
         Юрий Орлицкий еще в смутные для верлибра времена был для него первым собирателем, этаким Иваном Калитой русского верлибра. И если Владимира Бурича считать основателем московской школы, то Орлицкого можно поставить во главе куйбышевской (самарской) школы свободного стиха.
Юрий Сапрыкин "Наблюдательные пункты".
      Эти шесть лет в России происходило всякое. Начался и закончился финансовый кризис, разгорелось и угасло массовое протестное движение, социальные сети стали частью повседневной жизни, появилось совершенно новое поколение со своими особыми вкусами и повадками. Тексты Сапрыкина — это возможность снова ощутить атмосферу совсем недавнего прошлого, или почувствовать ветер еще не наступившего будущего, в общем, пережить тот самый дух времени, который дышит, где хочет.
Хилари Мантел "Сердце бури".
       «Сердце бури» – это первый исторический роман прославленной Хилари Мантел, автора знаменитой трилогии о Томасе Кромвеле («Вулфхолл», «Введите обвиняемых», «Зеркало и свет»), две книги которой получили Букеровскую премию. Роман, значительно опередивший свое время и увидевший свет лишь через несколько десятилетий после написания. Впервые в истории английской литературы Французская революция масштабно показана не глазами ее врагов и жертв, а глазами тех, кто ее творил и был впоследствии пожран ими же разбуженным зверем,◦– пламенных трибунов Максимилиана Робеспьера, Жоржа Жака Дантона и Камиля Демулена…«Я стала писательницей исключительно потому, что упустила шанс стать историком… Я должна была рассказать себе историю Французской революции, однако не с точки зрения ее врагов, а с точки зрения тех, кто ее совершил. Полагаю, эта книга всегда была для меня важнее всего остального… думаю, что никто, кроме меня, так не напишет. Никто не практикует этот метод, это мой идеал исторической достоверности» (Хилари Мантел).
Франсин Хирш "Империя наций. Этнографическое знание и формирование Советского Союза".
      Вышедшая в 2005 году по-английски «Империя наций» уже заслужила статус классического исследования по истории советской национальной политики. Франсин Хирш прослеживает взаимодействие власти и экспертного знания в процессе государственного строительства, показывая вклад этнографов, антропологов, географов, лингвистов и других специалистов в формирование советских представлений о нации и расе, а также выработку самих принципов устройства СССР как многонационального государства. Именно от экспертов, имевших дореволюционную подготовку и опиравшихся на западноевропейские идеи, зависели в 1920–1930-е годы конкретные формы государственной политики в отношении тех или иных народов. На основе обширных архивных исследований автор показывает, как посредством планирования и проведения переписей, картографирования, создания музейных экспозиций общие идеи большевиков кристаллизовались в политические решения. Европейская идея культурного эволюционизма, марксистская теория стадиального развития и ленинская идея о способности революционной партии ускорить историческое развитие стали основой государственной политики интеграции разных народов и культур в рамках советского проекта.
С. Я. Сендерович "Фигура сокрытия. Избранные работы. В 4 томах".
         В этом издании собраны работы профессора русской литературы и средневековых исследований Корнельского университета (г. Итака, штат Нью-Йорк), посвященные прояснению отдельных текстов, особых аспектов целых корпусов творчества некоторых писателей и некоторых разрезов истории русской литературы и культуры. Разнообразие аналитических задач в этих работах связано единой установкой: явления любого уровня рассматриваются в их индивидуальном своеобразии, так что каждое из них требует изыскания соответствующего подхода, который не может быть задан априори. Тем не менее в работах проступают некоторые устойчивые аналитические мотивы: среди них выделяется фигура сокрытия, понятие, обозначающее многоликую функционально-смысловую формацию, посредством которой литературные высказывания обретают интенсивность и глубину.
"Полка. О главных книгах русской литературы. Сборник статей. В 2 томах".
      В эту книгу вошли статьи, написанные и собранные в рамках проекта «Полка». Созданный в 2017 году, проект поставил своей целью определить важнейшие произведения русской литературы. Для этого большое сообщество экспертов сформировало список из 108 произведений, которые оставили след в истории, расширили возможности литературы, повлияли на развитие языка, мысли и общества, сообщили что-то новое о мире и человеке и вошли в русский литературный канон. Это романы, повести, рассказы, пьесы, поэмы, литературные мемуары – от «Слова о полку Игореве» до романа «Чапаев и Пустота». О каждом из этих произведений авторы постарались написать ясно и доступно, опираясь на обширную научную и критическую литературу, поместить каждое в большой литературный контекст и рассказать о других текстах, которые повлияли на него и на которые повлияло оно. В первые два тома этого издания вошли 60 статей – о русской литературе со времени Древней Руси до 1917 года.
Грэм Свифт "Материнское воскресенье".
       Жизнь соткана из мгновений, впечатлений, ассоциаций. Мало кто их запоминает во всех подробностях. Но Джейн Фэйрчайлд всегда обращала внимание на детали. И Материнское воскресенье 1924 года, день, когда разбился в автокатастрофе Пол Шерингем – ее любовник – она запомнила во всех подробностях, вплоть до звуков и игры теней, запахов и ощущений. И именно в этот день перестала существовать сирота-служанка Джейн и появилась известная писательница, которой предстоит долгая, очень долгая жизнь, в которую уместится правление нескольких королей, две мировые войны и много что еще. И всю жизнь она будет разгадывать эту тайну – почему реальность отражается в нашем сознании так или иначе? И как найти нужные слова, чтобы воспроизвести цепь мгновений?
В. С. Баевский "Пушкинско-пастернаковская культурная парадигма".
      Монография заслуженного деятеля науки Российской Федерации, лауреата премии А.Т. Твардовского, профессора В.С. Баевского посвящена творчеству двух великих поэтов России на фоне культурного процесса XIX—XX века. Исследования автора опираются как на ранние публикации критиков, так и на новейшие труды историков литературы разных стран на разных языках. Такая широкая площадь опоры позволяет автору открыть ряд новых точек зрения на историко-литературный процесс, пересмотреть некоторые казалось бы устоявшиеся взгляды, поднять новые проблемы. Книга найдет своего читателя среди интеллигентных людей всех возрастов, начиная со старших школьников, которым дорога русская культура, русская поэзия.
Т.Я. Ерёмина "Педагогические мастерские на уроках словесности: интеграция инновационного и традиционного опыта. Методическое пособие для учителей".
      Методическое пособие содержит авторские разработки Т.Я. Ереминой для проведения 12 педагогических мастерских или уроков с элементами мастерских в средних и старших классах, а также материалы для составления таких занятий. Содержание и формы работы, проверенные опытом учителя, соотносимы со всеми учебными программами по русскому языку и литературе. Занятия проводятся по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.И. Солженицына и других писателей. Технология педагогических мастерских предполагает самостоятельность и активность ученика в процессе обучения, его творчество, а также общение и обучение в парах и группах. Мотивация учебной и творческой деятельности, организация учения как общения с товарищами, с писателями, аналитическая работа с текстами - всё это полностью соответствует требованиям новых ФГОС. Книга дополняет методические пособия Т.Я. Ереминой, выходившие в 2004 и 2013 гг. Она будет интересна учителям-словесникам общеобразовательных школ, а также психологам и студентам, изучающим педагогику и психологию, и преподавателям андрагогики.
С. Штильман "Русский язык в старших классах. Орфография".
     Книга Сергея Штильмана «Русский язык в старших классах. Орфография» – результат многолетней работы учителя, стремящегося к тому, чтобы дети стали не только грамотнее, но и почувствовали себя самостоятельными. Орфографический материал дается в виде тематических блоков. Теоретические сведения по русскому правописанию представлены в виде компактных итоговых таблиц. Алгоритм закрепления навыков грамотного письма, предложенный в книге, следующий: от простого – к более сложному; от уровня слова и словосочетания – к уровню фразы, предложения и текста. Тексты некоторых тренингов являются литературоведческими статьями, а во многих упражнениях содержатся выдержки из классических произведений, что позволяет проводить интегрированные уроки по русскому языку и литературе. Тренинги снабжены ключами. В книге имеются упражнения и по пунктуации. Пособие может быть использовано учителем как дидактический материал к урокам, а также в качестве самоучителя для старшеклассников и абитуриентов при подготовке к диктантам, тестам, ЕГЭ.

Комментариев нет: