Технически процесс предварительного препарирования текста может выглядеть, например, следующим образом (заметим, что речь в данном случае о больших по объему произведениях, которые не охватить «одним взглядом» и ориентироваться в которых без специальной подготовительной работы просто невозможно): в процессе чтения составляются линейно-тематические схемы с указанием страниц, на которых находятся соответствующие фрагменты, то есть на отдельных листах или на большой «раскладушке» расписываются-представляются все герои по мере их предъявления в тексте, сюжетно-композиционные узлы, пейзажные зарисовки и т. д. и т. д., то есть последовательно фиксируются все значимые содержательные и формальные элементы произведения.
Вот как, например, может выглядеть начало «досье» на двух героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»1.
Евгений Базаров | Стр. | Павел Петрович Кирсанов | Стр. |
Предъявление героя: портретные характеристики (три!); заминка при рукопожатии; «толстобородый» | 154 – 155 | Портрет | 161 – 162 |
Аркадий о Б. – отцу | 156 | Реакция на Базарова | 162 |
Влияние Б. на поведение Аркадия по отношению к Н.П. | 157 | Впечатление о нем Базарова, разговор Б. и Аркадия о П.П. | 163 |
Вмешательство Б. в разговор отца и сына Кирсановых | 160 | Утренний наряд П.П. | 167 |
Отношение слуги Прокофьича к гостю | 161 | Расспросы о Базарове. Определение нигилизма | 168 – 169 |
Первая реакция Павла Петровича на Базарова | 162 | Иронические выпады по адресу Б-ва | 170 |
Базаровская характеристика «стариков» Кирсановых | 163 – 164 | «Тайное раздражение» против «лекарского сына» | 171 |
И т.д. | И т.д. | ||
N.B. Разумеется, записи, сделанные для себя, а не для демонстрации, как в данном случае, могут быть еще более краткими, условными, могут быть цитатными и т.д. |
На первый взгляд, такая работа может показаться очень трудоемкой, однако она не требует больших временных затрат, ибо выполняется по ходу чтения и в дальнейшем экономит массу времени на поиски необходимой цитаты или эпизода. Такие «путеводные листы» не просто позволяют в дальнейшем легко ориентироваться в тексте, мгновенно находить нужный фрагмент, но и представляют собой первоначальную схематическую характеристику героев и явлений.
На базе этих элементарных линейных схем и с учетом литературоведческих и критических концепций создаются уже более сложные, перекрестные схемы:
тематический расклад уроков и
системы вопросов и заданий для каждого из них.
системы вопросов и заданий для каждого из них.
Читать полностью статью Галины Ребель здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий