четверг, 21 октября 2010 г.

Галина Ребель: как препарировать текст

Технически процесс предварительного препарирования текста может выглядеть, например, следующим образом (заметим, что речь в данном случае о больших по объему произведениях, которые не охватить «одним взглядом» и ориентироваться в которых без специальной подготовительной работы просто невозможно):  в процессе чтения составляются линейно-тематические схемы с указанием страниц, на которых находятся соответствующие фрагменты, то есть на отдельных листах или на большой «раскладушке» расписываются-представляются все герои по мере их предъявления в тексте, сюжетно-композиционные узлы, пейзажные зарисовки и т. д. и т. д., то есть последовательно фиксируются все значимые содержательные и формальные элементы произведения.
 Вот как, например, может выглядеть начало «досье» на двух героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»1.
 
Евгений Базаров Стр. Павел Петрович Кирсанов Стр.
Предъявление героя: портретные характеристики (три!); заминка при рукопожатии; «толстобородый» 154 – 155 Портрет 161 – 162
Аркадий о Б. – отцу 156 Реакция на Базарова 162
Влияние Б. на поведение Аркадия по отношению к Н.П. 157 Впечатление о нем Базарова, разговор Б. и Аркадия о П.П. 163
Вмешательство Б. в разговор отца и сына Кирсановых 160 Утренний наряд П.П. 167
Отношение слуги Прокофьича к гостю 161 Расспросы о Базарове. Определение нигилизма 168 – 169
Первая реакция Павла Петровича на Базарова 162 Иронические выпады по адресу Б-ва 170
Базаровская характеристика «стариков» Кирсановых 163 – 164 «Тайное раздражение» против «лекарского сына» 171
И т.д.   И т.д.  
N.B. Разумеется, записи, сделанные для себя, а не для демонстрации, как в данном случае, могут быть еще более краткими, условными, могут быть цитатными и т.д.
 На первый взгляд, такая работа может показаться очень трудоемкой, однако она не требует больших временных затрат, ибо выполняется по ходу чтения и в дальнейшем экономит массу времени на поиски необходимой цитаты или эпизода. Такие «путеводные листы» не просто позволяют в дальнейшем легко ориентироваться в тексте, мгновенно находить нужный фрагмент, но и представляют собой первоначальную схематическую характеристику героев и явлений.
 На базе этих элементарных линейных схем и с учетом литературоведческих и критических концепций создаются уже более сложные, перекрестные схемы:
тематический расклад уроков и
системы вопросов и заданий для каждого из них. 
Читать полностью статью Галины Ребель здесь

Комментариев нет: