методист Научно-методического центра
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Заслуженный учитель РФ
В последнее время страна живет в ожидании научных прорывов, даже чудес (это ожидание или подогревается, или же сознательно создаётся СМИ). Планы на будущее – явно из области грёз: вот-вот, совсем немного осталось – и изобретут нечто такое!.. И в области педагогики – «Наша новая школа», «Портрет ученика» в «Стандартах второго поколения»… Но посмотрите на жизненные реалии! Хотя бы на тех приезжих, что кладут и снова взрезают асфальт на улицах нашего города, считая счастьем, что они нашли хотя бы такую работу.
Вот проект «Наша новая школа»… Наша школа очень новая, несомненно, хотя, по статистике, средний возраст учителя – 52 года, а мужчин в школе – 6% от всего состава преподавателей. Ждем молодых учителей? Очень ждём! Но сколько их остаётся в школе? Приходит красавица с красным дипломом, звезда колледжа, а через месяц – «У меня от детей голова болит!» И ещё: «За такие гроши на такой работе…» И берёт брошенных первоклашек учительница со стажем, сетуя: «Это ведь не на год! Я себя знаю: прикиплю к детям душой и не смогу оставить…» Подобные примеры можно множить. Сколько бы мы ни мечтали о новом учителе в новой школе, признаем очевидное: школа наша держится – скажем деликатно - на учителях с большим стажем работы…
Наиболее проблемная зона для общества сейчас – духовно-нравственное состояние общества. Педагоги часто сетуют, что «дети стали хуже». Но и учёные констатируют, что сегодня подрастающее поколение в большой степени подвержено «негативным духовно-нравственным деформациям». (Да и родители – прежний наш оплот и первые помощники! – тоже стали «трудными». Многие из них настороженно и даже негативно относятся к школе.)
Задумаемся: почему при такой явной нужности и важности школьной литературы этот предмет постепенно, но явно вытесняется из школьной программы и даже делаются попытки найти что-то, что бы замещало создавшийся «духовно-нравственный» вакуум?
Потому что с возложенными на неё задачами школьная литература не справилась. Этот «обаятельный предмет» тем не менее не является любимым для большинства сегодняшних (да и «вчерашних») школьников – за исключением тех, у которых были действительно талантливые учителя. А учитель, как известно, - профессия массовая. Иногда приходится слышать от ребят: «Хорошее произведение, - жаль, что оно изучается в школе…».
Но главное в том, что с возложенными на неё задачами школьная литература и не могла справиться. Массовая нелюбовь к такому чудесному школьному предмету – не случайность, а закономерное следствие того, каков он, этот предмет, на сегодняшний день. Исключить из школьной программы литературу покамест нельзя – традиции не позволяют, но и изучать её в том перекошенном состоянии, в котором она сейчас находится, тоже невозможно. Ведь при сокращении часов текстовые объёмы литературного материала, который предлагается учащимся для чтения и изучения, практически остаются прежними. И это вовсе не мелочь, которую можно как-то обойти, не принимать во внимание и т. д. При таком положении с непосильными для освоения объёмами изучаемого материала нарушаются права не только ребёнка, но и учителя: право ребёнка на здоровье (на жизнь) и на полноценное на образование, и право учителя - на полноценный, качественный, честный труд.
Из этого следует, что при изучении литературы предпочтение желательно отдавать малым формам или фрагментам из произведений. Опираясь на них, вглядываясь вместе с учащимися в текст, нужно решать все те правильные задачи, которые ставили и ставят перед собой словесники. Меньше объёмы – кропотливее работа, свободнее творческое пространство. Словеснику можно будет не задыхаться, нагоняя программу, а дышать и жить – жить «внутри произведения», чаще обращаясь к благословенному «медленному чтению». При таком подходе и теоретико-литературный материал заиграет живыми красками… (В качестве опыта подобной работы мы можем представить двухчасовую мастерскую по рассказу Евгения Замятина «Дракон» - см. http://gramma.ru/EDU/?id=3.23. Рассказ – на полстраницы текста, но производит неизгладимое, ошеломляющее впечатление. Дальше – при желании и возможности – с творчеством Замятина ученик может знакомиться сам.)
Читать статью полностью здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий