воскресенье, 7 ноября 2010 г.

Список книг для детского чтения: предлагайте и обсуждайте!

Очень интересное обсуждение списка книг для детского чтения на форуме здесь
Список книг здесь
Цитаты (ошибки не исправляла)
"Это будет тоже моё субъективное мнение; но первое, что не могу пропустить, - Булгаков для 7-8-х классов - непростительно рано. Причем "Белую гвардию" они просто не одолеют, "Собачье сердце" поймут не так, а "Мастера и Маргариту" не поймут вовсе. Убьем для них Булгакова напрочь. Я не говорю про отдельно взятых детей: такие и сами прочитают, без рекомендаций. Я говорю о школьниках в целом".
"А где В.П.Крапивин? Что за детское чтение без него?"
"И еще смешно - Толкиен в списке есть, аж два раза, а Роулинг - нет."
"Я бы непременно в список 9-10 классов включила Щербакову -- "Отчаянная осень" и "Вам и не снилось". Пусть лет тридцать разделяет сегодняшних старшеклассников от щербаковских, но, на мой взгляд, там есть о чем поразмышлять и сегодняшним".
"Про другие "такие" школы ничего сказать не берусь, но при поступлении в именно эту школу сын моей знакомой должен был написать сочинение на тему "Почему не поют огурцы". Насколько я знаю, остальные темы отборочных сочинений были в том же духе. Не знаю уж что он там написал про огурцы, но в школу его взяли. Было это, впрочем, несколько лет тому назад. Возможно, теперь все иначе".
"На своем личном опыте я убедилась, что Гримма, Гауфа и Гофмана в 6 лет читать рановато, лучше отложить до 8-10 лет (в зависимости от темперамента ребенка). Ершова из этого списка я вообще исключаю по понятным языковым причинам. "Приключения Электроника" - тоже бы исключила, рано еще. Там же речь о 12-летках, какие же это сверстники? Да и Баранкин 6- леткам не сверстник. Витя Малеев - куда ни шло, но он тоже старше. Верн и Стивенсон - опять же, в 9-10 лет пойдет, а в шесть - ну никак. Гайдар - уточните, какие рассказы? Про Василия Крюкова? Каждый, конечно, свободен воспитывать детей согласно собственной шкале ценностей... очень хорошо, что это не обязательный список. В остальном совершенно согласна. Порадовало, что Янссон включили, Экхольма, Александрову".
"Х.-К. Андерсен - Дюймовочка, например, в 6-7 лет нормально, не обязательно же все сказки.
Буратино, Незнайка, Дядя Федор, пес и кот, Чебурашка и его друзья - кое-что и раньше можно.
Винни-Пух - в 6-7 лет идеально, туда же - Пеппи Длинныйчулок, Баранкин, Цветик-семицветик, Черная курица...Козетта - помню себя именно в 7 лет, лившую слезы над Козеттой".

"Абсолютно несовместимые возрасты - 6 и 10 лет. И, соответственно, литература должна быть разбита на части. А вот Распе,мифы вообще в 10 лет...Неужели современные дети ГОТОВЫ к этим произведениям? А куда дели Пришвина? А "День египетского мальчика"? 7-8 классы - Брэдбери,Булгаков,Гофман,Гюго,Джером...,Ильф- Петров,Лем,Митчелл,Мериме,Стругацкие,Сэлинджер и т.п. ДОЛЖНЫ читаться позже. Насколько? Зависит... Разве можно сравнивать этих авторов с Лагерлёф,Верном,Кэролл,Киплингом (сказки),М.Ридом? А где Буссенар? "Копи царя  Соломона"? 9-10 классы - где Флобер, Стендаль, Голсуорси? Зато есть Соколов, Фриш,Бах,Владимов,Калидаса.Шакунтала,Мурасаки Сикибу (я их не читал...извините...).
Когда в университете мы читали "по новой", а большинство из нас впервые, многих из этих авторов + русскую классику, стало понятно, что в школе РАНО читать Достоевского, Булгакова, французов-классиков и т.п. НЕ ТАК ВСЁ ПОНИМАЕТСЯ. Хотя многое зависит от учителя литературы и ЧАСОВ на неё.  Внеклассное, летнее чтение ? Ну-ну...верится с трудом. Я знаю на собственном опыте (преподавал до 2005 в РУДН) , что современная молодёжь в большинстве своём вообще ничего не читает. А что читала - благополучно забыла..."

"В качестве примера противоположной крайности могу поделиться поразившим меня "открытием" о том, что во Франции вообще нет обязательного для всех списка книг школьной программы. Я об этом случайно узнал, когда выяснилось, что один знакомый образованный француз никогда не читал "Маленького принца" (в то время рисунок С.-Э. из этой книжки был на 50-франковой купюре). Я с удивлением спросил: "А разве МП не входит в школьную программу?" и узнал, что кроме басни "Ворона и лисица" в обязательную программу ничего больше не входит. Зато есть довольно большой список, из которого каждый учитель выбирает произведения по своему усмотрению".
"С 6-10 ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно добавить роман Гектора Мало "Без семьи", а дальше по желанию: Владислава Крапивина, "Рассказы о детях" Аркадия Аверченко, "Рассказы о детях" В. В. Вересаева, "Рассказы для детей" Даниила Хармса, сказки Виталия Губарева ("Королевство кривых зеркал", "Путешествие на утреннюю звезду"), Кира Булычева (тем, кто увлекается фантастикой), рассказы Александра Грина (может быть, и после 10 лет), возможно даже переложение Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре", В. П. Катаева "Белеет парус одинокий", "Сын полка", В. А. Каверина "Два капитана", рассказы А.И. Куприна, роман "Юнкера"(лет в 10 можно уже). Вообщем, счастливые те, кому еще предстоит это прочитать".
"Поэму "Москва-Петушки" из списка лучше исключить. Старшеклассники не могут понять и оценить достоинства этого произведения. При наличии родителей с хорошим литературным вкусом возможны исключения. Осмелюсь утверждать, что обычные учителя литературы сами не понимают Вен. Ерофеева!"
"От личности учителя многое зависит. Не обольщайтесь по поводу квалификации учителей литературы. Среди них преобладают весьма посредственные преподаватели. У большинства из них представления о литературе сформированы советской высшей школой. Сейчас им начальство говорит, что Эдуард Лимонов - это маргинал. Извините, а как воспринимали Уайльда? О том , что Лимонов талантливый писатель смогут сказать очень немногие учителя!"

Комментариев нет: