воскресенье, 23 января 2011 г.

Моя научно-методическая полка: пунктуационная грамотность. Г.Г.Граник

Формирование пунктуационной грамотности - одна из важных задач учителя русского языка. В решении этой проблемы помогают книги (и журнальные статьи) коллектива под руководством академика Генриетты Григорьевны Граник, в которых разработана система обучения учащихся синтаксису и пунктуации русского языка.
1.Генриетта Граник, Лилия Концевая, Стелла Бондаренко и другие "Синтаксис и пунктуация русского языка. Экспериментальный программированный учебник для III - IV классов". - Москва, 1970.
Это был первый в СССР программированный учебник русского языка (необычен и спустя 40 лет). С этим пособием школьники работают самостоятельно. Учебник разбит на кадры, а кадры делятся на шаги. Ученик постепенно выполняет задания и проверяет себя (ответы есть).
2.Генриетта Граник, Стелла Бондаренко "Секреты пунктуации. Книга для учащихся среднего и старшего возраста". - Москва, 1987.
Книга рассказывает о том, как с помощью знаков препинания передаётся смысл и структура предложения, как применять правила. Есть блок тренировочных заданий, ответы, схемы-инструкции.
3.Генриетта Граник, Стелла Бондаренко, Лилия Концевая "Секреты орфографии". - Москва. 1994.
Авторы книги в занимательной, доступной для учащихся форме рассказывают об основных орфографических правилах русского языка. Рассказ сопровождается заданиями с ключами (ответами), играми, красочными иллюстрациями. Поэтому книга может быть использована как учебное пособие и на уроке, и во внеклассной работе.
4.Генриетта Граник, Лилия Концевая, Стелла Бондаренко, Галина Владимирская "Речь, язык и секреты пунктуации". - Москва, 1996.
Эта книга- продолжение занимательного, веселого и одновременно серьезного разговора о русском языке, который велся на страницах уже известной книги этих авторов "Секреты орфографии". Если в первой книге главными героями были приставки и корни, то во второй ученики познакомятся с тем, как устроен язык и что такое язык и речь.
Книгу можно использовать дома и в школе, для углубленного изучения русского языка, и всем тем, кто интересуется русским языком. Книга иллюстрирована красочными рисунками, заставками.
5.Генриетта Граник, Лилия Концевая, Галина Владимирская 
"Карточки по русскому языку. Пунктуация. Часть 1" и
"Карточки по русскому языку. Пунктуация. Часть 2". - Москва, 1997.
Все тренировочные карточки снабжены ответами, которые дают возможность учащимся использовать их для самостоятельных занятий.
6.Генриетта Граник, Стелла Бондаренко "Русский язык. Синтаксис и пунктуация. 10-11 классы. Пособие для учащихся старших классов и абитуриентов". - Москва, 2002.
Пособие для учащихся старших классов в занимательной форме рассказывает о знаках препинания, их смысловой роли, о том, как они помогают нам выражать мысли.
Снабжено практическими заданиями, которые позволяют выработать у учащихся устойчивые навыки пунктуационной грамотности, постановки знаков препинания в процессе письма. В конце каждой главы помещены "Ответы" для самопроверки. Пособие может использоваться на уроках русского языка в старших классах, а также для самостоятельной работы учащихся.
7.Генриетта Граник, Лилия Концевая, Стелла Бондаренко, Галина Владимирская "Дидактические карточки-задания по русскому языку. Пунктуация. 5-9 классы. Часть 1" и "Дидактические карточки-задания по русскому языку. Пунктуация. 5-9 классы. Часть 2". - Москва, 2003.
Дидактические карточки-задания содержат полный курс пунктуации русского языка и предназначены для объяснения нового материала, его закрепления и контроля за уровнем знаний учащихся 5-9 классов. Все тренировочные карточки снабжены ответами, которые дают возможность учащимся использовать их для самостоятельных занятий.
8.Генриетта Граник "Концепция курса "Русская филология". Почему нужны учебники нового типа". - Москва, 2007.
В этой небольшой книге авторы курса "Русская филология" убедительно показывают, что создание учебников нового типа требует синтеза ряда наук: лингвистики, литературоведения, психодидактики, общей психологии, логики, возрастной физиологии, а также методики, обслуживающей разработанную целостную концепцию. Без такого фундамента об учебниках нового, как их обычно называют, поколения говорить сегодня уже невозможно. Книга адресована в первую очередь учителям, которые работают по данной программе в разных регионах нашей страны (в ней они найдут и теорию, и практику вопроса), а также учителям, работающим по другим программам.
9.Генриетта Граник, Наталья Борисенко, Галина Владимирская "Программа для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы". - Москва, 2008.
Это программа для учебников нового типа. Фундаментом курса является синтаксис. Программа по русскому языку для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений подготовлена под научной редакцией академика РАО Г. Г. Граник. Структура и содержание программы предполагает гибкое ее использование учителем и обеспечивают формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Комментариев нет: