воскресенье, 23 января 2011 г.

Мой читальный зал: лит.критика, Макьюэн, читательская позиция школьников

1.Игорь Фролов "Геометрия литературы".  Журнал "Урал", 2010, № 1.
"И у меня, как у читателя, возникает очевидный вопрос: почему в столичных журналах такая голь, если туда, как мы считаем, стекаются лучшие тексты страны? Как читатель я просто уверен, что выбор у редакторов отделов прозы и поэзии гигантский — перед ними вся страна, и если каждый город пришлет по одной стоящей рукописи, это уже превысит полиграфические возможности. Где же отголоски этого богатства? Неужели это те несколько имен, которые друг за дружкой годами ходят по кругу из одного журнала в другой, из одного премиального шорта в следующий? Где же основной корпус литературы, кто его прячет? Он может быть только в журналах, потому что книжный рынок — территория, занятая противником. Не говорю про Интернет, — быть сетевым писателем сегодня равнозначно писателем не быть, а точнее, быть несуществующим писателем, потому что определяют вес пока что бумажные издания, а виртуальные только разносят вести". 
Читать здесь
2.Генриетта Граник, Лилия Концевая "Изучение читательской позиции школьников". Журнал "Вопросы психологии", 1994, № 5.
"Суть методики в следующем. Испытуемые ставились в ситуацию напряженного нравственного выбора, который должен был раскрыть их отношение к книгам, место книг в их жизни, в том числе и по сравнению с телевидением, видеопродукцией, кино и т. д. Такая ситуация была смоделирована с помощью фантастического романа Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту». Его краткое содержание передавалось с помощью созданного нами рассказа, который предполагал не только перенесение школьников в фантастическую ситуацию, но и определенное эмоциональное воздействие на них. Прочитав текст, испытуемые должны были дать ответы на следующие вопросы:
1. С кем были бы вы, если бы оказались в этом фантастическом городе:
а) с теми, кто спокойно обходился без книг;
б) с теми, кто тайно читал книги и хранил их в памяти;
в) с теми, кто уничтожал книги.
2. Объясните, почему вы избрали такую позицию.
3. Признайтесь себе честно, нужны ли вам книги, когда есть радио, телевидение, кино, театр...
4. Как вы думаете, почему в этом городе велась такая борьба с книгами?
5. Почему, даже подвергая себя смертельному риску, люди продолжали хранить книги?"
Читать здесь
3.Ольга Джумайло "Против сентиментальности: Иэн Макьюэн". Журнал "Вопросы литературы", 2010, № 6. 
"Потенциальная катастрофичность мира - философская “пролегомена” писателя - становится источником его писательского расследования. Именно здесь пересекаются интересы Макьюэна как любопытствующего сциентиста и Макьюэна как писателя и философа. Именно здесь закладываются основы несентиментальной апологии писательства, а не науки: “Я придерживаюсь взгляда на то, что писательство может быть сродни научному расследованию. Но никакая наука не заменит художественное постижение того, что составляет человеческое “я”, условия человеческого существования, и того, как мы проявляем себя в конкретных обстоятельствах жизни”. В отличие от ученого, романист способен исследовать человека в особых обстоятельствах - того человека, который только и может появиться из парадоксального отрицания всех правил. Катастрофа “не может быть предсказана. По чистой случайности вы оказываетесь там, где оказываетесь, и другие тоже. Тысячи вещей влияют на это. Случайность проявляет бессмысленную ранимость жизни, но она же дает огромные возможности романисту или режиссеру. То, как людские жизни могут измениться в одно мгновение, становится истоком понимания конкретной личности и характера”, - признается Макьюэн".
Читать здесь 

Комментариев нет: