понедельник, 10 января 2011 г.

Яновицкая Е. Научное и лженаучное в педагогике. Поищем критерии различения


Некоторое время назад я проштудировала один из современных (и далеко не худших) учебников педагогики. Но даже определения понятия «педагогика» я там не нашла. Слово «педагогика» постоянно употребляется вместе с понятием «образование». И к этой паре автор подходит с разных сторон: филологических, философских, социологических, культурологических и т. д.
Увы, общее представление не возникает. Ситуация упорно напоминает басню о слепых и слоне. Закономерен и вывод из учебника:
«Автор надеется, что читатель, перевернув последнюю страницу этой книги, утвердится в убеждении, что в области педагогики нельзя создать универсальное пособие со строгими и определёнными рекомендациями на все случаи жизни, а можно только определить главные проблемы, показать возможные варианты решения и вызвать стремление решать их самостоятельно».
При таком итоговом совете: «Решать самостоятельно…» – мне вспоминается картина, изображённая в известном анекдоте про лекцию о тракторе с финальным вопросом крестьян-слушателей: «Устройство трактора мы поняли, только не поняли, куда коня-то впрягать?»
Так, как сегодня учат детей в большинстве школ (т.е. по принципу «но ведь иногда получается!»), когда-то «по старинке» лечили больных (которые иногда не умирали после лечения), так строили наобум мосты (которые иногда не падали) и т.д. Но всё-таки многое с тех пор и в медицине, и в инженерии изменилось.
Моё профессиональное кредо «сидит» во мне уже более восьмидесяти лет. И я не отказываюсь от него до сегодняшнего дня на 93-м году жизни. Моё кредо учителя: «Учить (причём на уроках, а не через домашние задания) надо так, чтобы учиться хотелось и училось бы радостно и успешно». Я убеждена, что каждый настоящий профессиональный педагог, осознавая или нет, формулируя или нет, придерживаются схожих убеждений.
Двойка ученику за урок?! Парадокс! Кому «двойка»?! Может быть, скорее учителю?
Учитель, считающий, что ставит двойку за урок ученику, а не себе, словно предполагает, что ему собрали в класс людей, претендующих на статус отличников, а его дело – дело судьи, разоблачить их несостоятельность. Но судить – не учить. Учат незнающих. А где же эти знания ребёнок должен получать? Дома? От репетитора? Не есть, не гулять, не играть, а работать «вторую смену» на бестолковом производстве безуспешного обучения?
Читать полностью здесь 

Комментариев нет: