воскресенье, 16 января 2011 г.

Моя научно-методическая полка: обучение пониманию текста, книги Граник Г.

Коллектив психологов и филологов под руководством академика Генриетты Григорьевны Граник создал замечательные книги, в которых раскрывается система обучения приёмам понимания учебного и художественного текстов. 
1.Генриетта Граник, Стелла Бондаренко, Лилия Концевая "Как учить школьников работать с учебником". - Москва, 1987.
Брошюра посвящена формированию у учащихся умений работать с учебным текстом. Есть тренировочные задания и методические рекомендации.
2.Генриетта Граник, Стелла Бондаренко, Лилия Концевая "Когда книга учит". - Москва, 1991.
Цель книги - помочь учителю научить школьников самостоятельно приобретать знания через активное чтение. Основное внимание авторы уделяют обучению навыкам работы с учебной книгой как главным источником знаний. Дается система заданий разного уровня сложности, формирующая умение глубоко понимать текст. Подробно раскрывается "технология" развития воображения детей и их способностей как читателей.
3.Генриетта Граник, Лилия Концевая "И...снова о Пушкине. Литературно-психологическое исследование произведений А.С.Пушкина". - Москва, 1999.
Книга создана авторами, являющимися одновременно и психологами, и филологами. Ими разработано особое направление - школьное литературоведение на психологической основе. Задача книги - воспитание читателя, для которого чтение является потребностью.
4.Генриетта Граник, Стелла Бондаренко, Лилия Концевая, Светлана Шаповал "Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 классы". - Москва, 2001.
В книге более 160 задач с ответами. Решая их, ученики научатся понимать художественный текст. Задачник рассчитан на самостоятельную работу учащихся.
5.Генриетта Граник, Лилия Концевая "Драматурги, драматургия, театр". - Москва, 2001.
Пособие представляет собой сценарий работы учителя над драматическими произведениями на уроках. Поэтому и написана книга в виде предполагаемого диалога учителя со старшеклассниками. Пособие знакомит читателей с известными драматургами и их пьесами, содержит небольшие рассказы из истории театра, о некоторых постановках и выдающихся актерах.
 6.Генриетта Граник, Стелла Бондаренко, Лилия Концевая "Как учить работать с книгой". - Москва, 2007.
Сегодня, при фантастических темпах  изменения всего уклада жизни, самостоятельное приобретение книжных знаний  должно было бы стать необходимым умением каждого человека. Однако пока им владеют единицы. Книга с образцами текстов, вопросами, заданиями и примерами.
7.Генриетта Граник, Лилия Концевая "Русская литература. От былин до Крылова. Книга для чтения". - Москва, 2007. 
 Основное содержание книги - биографии писателей, в каждой из которых на фоне эпохи представлен думающий, чувствующий, иногда ошибающийся живой человек. Удивление перед яркой личностью помогает читателю приоткрыть дверь в мир писателя и в его творчество. Построенные по законам драматургии биографии писателей и особая авторская интонация позволяют пробудить интерес к писателю, пополнить культурный фонд самого читателя и затронуть волнующие школьников нравственные проблемы. Художественные тексты подобраны соответственно возрасту. Не отягощенные чрезмерным анализом, они способны вызвать эмоциональный отклик и помочь преодолеть существующее у многих школьников стойкое неприятие классической литературы. Книга учит понимать художественный текст, поэтому она содержит специальные задания и ключи-ответы к ним, которые помогают формировать читателя.
 Объединяющим стержнем книги является личность А.С.Пушкина, хотя здесь нет отдельного рассказа о его жизни и творчестве. Однако "присутствие" гения ощущается в рассказах о его учителях, предшественниках, друзьях, современниках и в описании эпохи.
8.Г. Г. Граник, Л. А. Концевая, Е. Е. Динерштейн, К. В. Миронова "Я - другой. М. Ю. Лермонтов. Учебная книга по русской филологии". - Москва, 2011.
Вместо трудной и скучной биографии гениального писателя вы прочтете увлекательный рассказ о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, о его поступках и их мотивах, о том, что его волновало и интересовало. Вы будете "беседовать" с произведениями Лермонтова: и с прозой, и с поэзией. Научитесь сравнивать свое мнение с мнением авторов, соглашаться с ними или отстаивать свою точку зрения. Для этого в книге даются ответы. Обращено это учебное пособие к учащимся всех видов школ. Оно будет полезно и учителю, который найдет в ней много нужного материала.
http://www.libex.ru/img/x/27/30/65c27.jpg9.Граник, Г.Г., Соболева, О.В. "Путешествие в Страну Книги. Задачник по литературному чтению. Ч. 1. В гостях у Приставалок: учимся беседовать с текстом. Серия: Учимся понимать текст". - Москва, 1998.
10.Граник, Г.Г., Соболева, О.В. "Путешествие в Страну Книги. Задачник по литературному чтению.  Ч. 2. В гостях у Щелкунчиков: учимся извлекать смысл. Серия: Учимся понимать текст". - Москва, 1998.
11.Граник, Г.Г., Соболева, О.В. "Путешествие в Страну Книги. Задачник по литературному чтению. Ч. 3. В стране Вообразилия: учимся воображать. Серия: Учимся понимать текст". - Москва, 1998.
12.Граник, Г.Г., Соболева, О.В. "Путешествие в Страну Книги. Задачник по литературному чтению. Ч. 4. В Изумрудном городе: учимся мудрости и красоте. Серия: Учимся понимать текст". - Москва, 1998.
http://www.libex.ru/img/x/2a/30/65c2a.jpg


Комментариев нет: