вторник, 8 марта 2011 г.

Моя научно-методическая полка: книги лингвиста Игоря Милославского



Уже много лет стараюсь (насколько возможно) обращаться к книгам очень интересного лингвиста Игоря Григорьевича Милославского. Председатель Научно-методического совета ГНУ "Федеральный институт педагогических измерений" (ФИПИ) по русскому языку, заведующий кафедрой Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, доктор филологических наук, профессор; академик Международной Академии Наук Высшей школы, удостоенный Президентской стипендии для выдающихся ученых России.
1.Игорь Милославский "Зачем нужна грамматика? Книга для внеклассного чтения. 8-10 классы". - Москва, 2000.
В книге раскрывается богатство грамматических средств русского языка, которые позволяют передавать тончайшие оттенки смысла. Книга рассчитана на старшеклассников.
2.Игорь Милославский "Как разобрать и собрать слово. Книга для учащихся". - Москва, 1993.
Как и из чего образуется слово, как оно вступает во взаимоотношения с другими словами? Как много значит для общения правильное понимание значения слова, его частей, контекста?
3.Игорь Милославский "Культура речи и русская грамматика. Курс лекций". - Москва, 2002.
Книга профессора И.Г.Милославского представляет правила русской грамматики не традиционно, а в том виде, в каком они требуются для понимания чужого текста и для создания собственного текста, то есть для речевых действий. Постоянно демонстрируя невозможность коммуникации с опорой только на языковые единицы, без привлечения знаний о конкретной ситуации общения и жизни вообще, автор объясняет, каким образом взгляд на русскую грамматику с позиций участников коммуникации позволяет глубже проникнуть в русскую языковую картину мира и в менталитет носителей русского языка. Написанный просто и ясно, курс лекций предназначен для студентов.
4.Игорь Милославский "Морфологические категории современного русского языка". - Москва, 2011.
В настоящем пособии систематически рассматриваются грамматические категории и парадигматика всех частей речи современного русского языка. Первая глава книги посвящена описанию предмета и основных понятий морфологии; рассматриваются такие понятия, как "флексия" и "морфологическая категория". Во второй главе исследуются части речи как лексико-грамматические разряды слов. В последующих главах подробно рассматриваются морфологические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, глагола и местоименных слов, а также освещается морфологический разбор имен.
5.Игорь Милославский "Краткая практическая грамматика русского языка". - Москва, 2010.
Краткая практическая грамматика сообщает сведения о средствах русского языка, с помощью которых могут быть выражены значения, объективно понятные носителям любого языка. Читатель найдет в этой книге ответы на наиболее типичные вопросы, возникающие при изучении русского языка, и инструкции о том, как действовать в зависимости от вида речевой деятельности.
6.Игорь Милославский "Русский язык для говорения и письма. Как мысли выразить себя, другому как понять тебя? Учебное пособие. 10-11 классы. Профильное обучение. Элективные курсы". - Москва, 2008.
На базе знаний о русском языке, полученных в основной школе, учащиеся приобретают компетентности двух типов: максимально точно и полно понимать содержание устного и письменного текста, а также строить собственные высказывания в соответствии со своим замыслом - либо более конкретно, либо более обобщенно, акцентируя или уводя в тень те или иные моменты. Ориентированное на виды речевой деятельности - чтение, аудирование, говорение, письмо - учебное пособие покажет, как следует отделять информацию о положении дел от информации об отношении автора к этому положению и об отношении автора к собеседнику. Школьник научится выбирать именно те слова и словосочетания, которые в зависимости от обстоятельств общения и характера отношений с читателем/собеседником будут поддерживать желаемый автором характер отношений.
7.Игорь Милославский "Русский язык для говорения и письма. Как мысли выразить себя, другому как понять тебя? 10-11 классы. Профильное обучение. Методические рекомендации.  Элективные курсы". - Москва, 2008.
В методических рекомендациях учитель найдет разъяснения принципиальных отличий обучения активным видам речевой деятельности от обучения орфографии, пунктуации и различным разборам. Каждое теоретическое положение, каждый вопрос для обсуждения, каждая практическая задача предваряется вопросом: "Зачем необходимы соответствующие знания или умения?". В рекомендациях содержатся предложения по использованию учебного пособия в зависимости от количества учебных часов и уровня подготовки детей, а также ответы на все вопросы и задания.
 8.Игорь Милославский "Кто ясно мыслит, не всегда ясно излагает. Русский язык в школе: зачем и чему учить".
9.Игорь Милославский "Как сдать ЕГЭ на "пятерку", рассказывает председатель Научно-методического совета ФИПИ по русскому языку, профессор МГУ Игорь Милославский".
10.Игорь Милославский "Органичная пошлость".
11.Игорь Милославский  Очерки "Родная речь"   в "Известиях".
12.Игорь Милославский "Великий, могучий русский язык". - журнал "Наука и жизнь", 2009, № 6.
13.Игорь Милославский "Русский язык как культурная и интеллектуальная ценность и как школьный предмет". - журнал "Знамя", 2006, № 3.
14.Игорь Милославский "Как сберечь родную речь".
15.Игорь Милославский "Как мысли выразить себя?".
16.Игорь Милославский "Мы сохраним тебя, русская речь". - "Учительская газета", 2003,
 № 30,31.
17.Игорь Милославский "Говорим правильно по смыслу или по форме?". - Москва, 2013.
Эта книга - практикум, как говорить правильно на нашем родном языке не только по форме, но и по смыслу! Автор, профессор МГУ Игорь Милославский, затрагивает самые спорные вопросы, приводит наиболее встречающиеся в реальной жизни примеры. Те, где мы чаще всего ошибаемся, даже не понимая этого. Книга сделана на основе проекта газеты "Известия", имевшего огромную популярность. Игорь Григорьевич уже давно бьет тревогу, что мы теряем саму суть нашего языка, а с ним и национальную идентификацию. Запомнить, что нельзя говорить "ложить" и "звОнить" - это не главное. Мы говорим, читаем, пишем и даже воспринимаем на слух информацию неправильно! Книга профессора Милославского - увлекательное пособие, наглядно показывающее, где могут подстерегать главные опасности!  

Комментариев нет: