суббота, 23 апреля 2011 г.

Доработанный проект стандарта старшей школы

19 апреля на сайте Министерства образования и науки вывешен доработанный проект стандарта старшей школы. 
Проект стандарта здесь
По словам руководителя группы разработчиков, были проанализированы все поступившие замечания и предложения. Те из них, которые «не противоречили законодательству и соответствовали духу стандарта», были учтены в доработанном варианте. О том, что изменилось в стандарте старшей школы, рассказывает Александр Кондаков.
Что изменилось? Во-первых, отредактирован и упрощён текст документа. Стандарт стал короче на восемь страниц, и это существенно. Во-вторых, доработаны предметные области. В-третьих, в стандарте появилось два новых раздела, и я очень рад тому, что эти разделы включены. В ходе обсуждений на рабочих совещаниях, на заседаниях группы мониторинга доработки проектов стандартов, координационного совета при Департаменте общего образования Министерства образования и науки по вопросам введения ФГОС стало очевидно, что без них нельзя. Один раздел – «Требования к итоговой аттестации», второй – «Требования к педагогическим кадрам». Можно сказать, что в рамках стандарта впервые сформулировано техническое задание системе непрерывного педагогического образования. Серьезным изменением является и то, что в стандарте больше не используется понятие «уровень изучения», но вводятся понятия: «базовый», «интегрированный» и «профильный» курсы. Это существенно разгружает терминологический аппарат самого стандарта. В последние два дня от журналистов поступает большое количество вопросов по поводу темы ЕГЭ в стандарте. Разработчики действительно уделили этому вопросу немало внимания. Пока идея с введением третьего обязательного ЕГЭ по иностранному языку – это только идея. Русский язык и математика являются обязательными итоговыми экзаменами, как показатель языковой и математической компетенции нации. В большинстве стран мира в список важнейших компетенций включено также знание иностранного языка. Знание иностранного языка – серьезный индикатор конкурентоспособности человека и государства в целом. Мы в своем проекте высказали свою позицию, позицию разработчиков. Нам совершенно справедливо указали на то, что блок о ГИА не является предметом стандарта. Это правда. Стандарт – это рамочный документ, за которым следует большое количество подзаконных актов. Как отнесется министерство к предложению ввести третий обязательный ЕГЭ, покажет время. В любом случае, если появится новый стандарт, то появятся и новые требования к итоговой аттестации. А форма и правила проведения итоговой аттестации должны быть определены положением о ГИА. И еще один важный комментарий, имеющий отношение к ситуации с принятием стандарта в целом. Самый большой риск, который существует в случае, если этот стандарт не будет поддержан, – это возвращение к обязательному минимуму содержания образования. Сегодня мы видим негативные результаты этой парадигмы. Я имею в виду падение общего уровня образованности и отсутствие у наших школьников необходимых современному человеку компетенций. Доказательство тому – результаты PISA. Мы не часто это озвучивали, но всегда имели в виду, что одна из целей этого стандарта – изменение позиций России в рейтинге мирового образования. Мы можем и должны подняться над ситуацией «латания дыр» в образовании и подойти к вопросу комплексно, стратегически, соотнести все глобальные изменения, национальные интересы и настроить сложную систему по-новому, чтобы снова стать первыми. Я уважаю и ценю традиции российского образования и уверен, что они могут дать импульс к развитию, но мы не сможем совершить прорыв в образовании без нового взгляда, новых форм и новых подходов.

Комментариев нет: