Наш гость – лауреат премии «Большая книга» за 2010 год Павел Басинский. Тема разговора – «вредительство» в образовании и истреблении литературы в школе, кризис критики и букериада.
– Что вы думаете о новых образовательных стандартах, которые в последнее время много обсуждаются? Понятно, что литература и рядом не стояла с ОБЖ, но к чему всё это ведёт, нет ли в этом последовательной стратегии по уничтожению отечественного образования?
– Да, иногда напрашивается на язык зловещее слово «вредительство». Мне вообще непонятно, почему из всех необходимых реформ у нас активнее всего занимаются образованием. Не экономикой, не социальной сферой... Ведь как раз с образованием у нас было всё в порядке: наших специалистов в любых областях науки, от филологии до высшей математики, уже скупили развитые страны. Значит, мы выпускали в этой области очень приличный «товар». Истребление литературы в школе – это катастрофа. Дело не в том, что литература – наше всё. Она уже не наше всё. Дело в том, что во всех развитых странах давно понимают: человек читающий – это как раз и есть в перспективе человек успешный. Тот, кто не читает, тот в перспективе – обычный потребитель ТВ, кино, компьютерных игр. Которые будут делать те, что читает. И получать за это несравненно более высокую зарплату. А нечитающий человек – это низшая каста. Мы же всё ещё живём в диких представлениях 90-х годов, когда, чтобы стать богатым, надо было открыть ларёк. Но сегодня эти ларьки сносят, а в любых сферах деятельности не хватает людей, умеющих элементарно грамотно литературно писать. То, что называется «связывать слова». Ну, так этому и учит литература.
– Почему вы взялись за жизнеописание Горького? На ваш взгляд, его реальный исторический облик отличался от того, как мы его привыкли воспринимать? Какой эпизод биографии наиболее полно его характеризует?
– Ну, во-первых, изначально эта книга была мне заказана для серии «ЖЗЛ». Во-вторых, я занимался Горьким в аспирантуре. В-третьих, мне нравятся Большие писатели, которые много написали, о которых много написано, которые влияли на этот мир. Горький и Толстой – это «мои» писатели. А, например, Гаршин и Довлатов – не «мои». Массовое восприятие Горького, как и Толстого, разумеется, далеко от того, какими они были на самом деле. Но я не сторонник развенчания мифов. Я сторонник честных исследований. Эпизод? Два эпизода. Ранний Горький идёт по улице, к нему подходит фанатик и бьёт его ножом в грудь. Попадает, слава Богу, в портсигар. Об этом Горький пишет в одном из писем как о незначительном эпизоде. Вот что значит сильный и бесстрашный человек! Поздний Горький узнаёт, что его сын Максим на своей машине обогнал кортеж Сталина. Он немедленно собирается и едет к Сталину с объяснениями. Он боится. Он никогда ничего не боялся, а Сталина боится.
– Ваша книга «Лев Толстой: бегство из рая» – это, по сути, исследование семьи Толстого. Почему у нас сейчас в литературе нет произведений о семье, семейных романов? Пропал интерес к этой теме или сам институт семьи сошёл на нет?..
– Да, о семье пишут мало. Это потому, что у писателей современных, как правило, нет опыта серьёзной, длительной семейной жизни, с большим количеством детей, с обязанностями и т.д. У нас идеальная писательская семья – это жена при одиноком писателе. Всё для него, любимого. А если – нет, то стерва, «не понимает» и т.д. Кто же будет у нас писать семейные романы? Будем читать «Анну Каренину».
– Уютно вам в современной литературе или это полная яма, провал, от которого вы бежите к Горькому и Толстому?..
– Сейчас я как раз с огромным интересом читаю современную русскую прозу – Прилепина, Шаргунова, Славникову, Иванова, Сенчина, Иличевского, Крусанова и других. У нас сейчас очень интересная ситуация в прозе. Она невнятная, рыхлая, но очень насыщенная. Ещё бы пару десятилетий какой-никакой экономической стабильности, и литература в России будет не хуже английской. А в Англии – мощная современная литература!
– Могли бы вы назвать лучшую книгу «нулевых»? И если сравнить два литературных десятилетия: «нулевые» и «девяностые», то какое для вас наиболее предпочтительно?
– Я скажу так: «девяностые» – это моё литературное отечество, а «нулевые» – время реальной работы. Лучшая книга «нулевых» – «Санькя» Захара Прилепина.
Читать интервью полностью здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий