Спектакль Вологодского театра для детей и молодёжи "Отцы и дети" вызвал у меня разноречивые чувства: от неприятия (мелкого) до немалого интереса.
Это трагикомедия в 2 действиях по пьесе А.Шапиро, в основе которой вечный роман Ивана Тургенева "Отцы и дети". Режиссёр-постановщик - Борис Гранатов, художник-постановщик - Степан Зограбян (лауреат "Золотой маски"), художник по костюму - Ольга Резниченко (лауреат "Золотой маски"), режиссёр по пластике - Вера Федотовская. Премьера состоялась в 2006 году. В 2007 году спектакль "Отцы и дети" стал участником 9-го Всероссийского фестиваля "Реальный театр" в городе Нижний Новгород.
Первое действие спектакля по жанру тяготеет к комедии, второе - стремится к трагедии. В первом действии режиссёр удивляет, каких-то зрителей, вероятно, даже отталкивает своей трактовкой (в начале действа мне, как и многим, было не совсем приятно). Евгений Базаров (Эдуард Аблавацкий) и Аркадий Кирсанов (Андрей Камендов) вваливаются на сцену, как хамьё из подворотни. Их одежда - современные модные молодёжные "лохмотья", их движения и жесты вихляющие, подростковые и, на первый взгляд, неприятные (пока не привыкнешь). На голове Евгения заметны "вечные" наушники с тяжёлым роком, кажется, что они помогают герою спрятаться от мира. В этом Базарове я не увидела необычности на протяжении всего первого действия. Зато значительными оказались Павел Петрович Кирсанов (Анатолий Михасик) и Николай Петрович (Александр Межов). Элегантные костюмы, умные рассуждения, тактичность, импозантность - всё это произвело неизгладимое впечатление на женскую часть публики (моим ученицам-десятиклассницам понравились именно "отцы"). Анна Сергеевна Одинцова (Алла Петрик) показалась немного простоватой для аристократки. В очередной раз эта героиня доказала, что лидером в мужских-женских отношениях является дама. Любовь Базарова в спектакле была не совсем убедительной, в отличие от романа. Очень понравилась милая, скромная Фенечка (Елена Авдеенко), которую довольно неуклюже "подставил" главный герой. Не случайно именно в Фенечку влюблены (в разной степени) Николай Петрович, будущий муж, Павел Петрович (она напоминает ему умершую возлюбленную), Евгений.
Удачным, с моей точки зрения, является использование вращающегося круга. Перед зрителем проплывают персонажи спектакля, которые приближаются или удаляются в зависимости от сюжета. Особенно это впечатляет в финале, когда мимо умирающего Базарова, по сути одинокого, круг проносит всех героев спектакля.
Во втором действии "дети" начинают взрослеть, влюбляться (Аркадий) или страдать от неразделённой любви (Евгений). До слёз обидно за родителей главного героя, которым Базаров не позволяет себя просто любить и жалеть. Василий Иванович (Вячеслав Теплов) храбрится, изображая философа и отца будущего великого человека. Арина Власьевна (Нина Масленикова) - обычная прекрасная мать с обычными материнскими желаниями: обнять, погладить, накормить, не мешать. В последнем действии трагическую атмосферу создают несчастные родители и их разочаровавшийся во всём сын. Эпизод болезни и смерти Базарова примирил лично меня с этим персонажем. Пожалуй, смысл спектакля, как и романа Тургенева (по мнению критика Писарева), заключается в смерти главного героя.
"Умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий подвиг; этот подвиг остается без последствий, но та доза энергии, которая тратится на подвиг, на блестящее и полезное дело, истрачена здесь на простой и неизбежный физиологический процесс...Он живет бобылем и умрет бобылем, и притом бесполезным бобылем, умрет как богатырь, которому негде повернуться, нечем дышать, некуда девать исполинской силы, некого полюбить крепкою любовью. А незачем ему жить, так надо посмотреть, как он будет умирать. Весь интерес, весь смысл романа заключался в смерти Базарова... Базаров не оплошал, и смысл романа вышел такой: теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самых увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум без всяких посторонних пособий и влияний выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни" (Дмитрий Писарев "Базаров", 1862).
Сайт театра
Это трагикомедия в 2 действиях по пьесе А.Шапиро, в основе которой вечный роман Ивана Тургенева "Отцы и дети". Режиссёр-постановщик - Борис Гранатов, художник-постановщик - Степан Зограбян (лауреат "Золотой маски"), художник по костюму - Ольга Резниченко (лауреат "Золотой маски"), режиссёр по пластике - Вера Федотовская. Премьера состоялась в 2006 году. В 2007 году спектакль "Отцы и дети" стал участником 9-го Всероссийского фестиваля "Реальный театр" в городе Нижний Новгород.
Первое действие спектакля по жанру тяготеет к комедии, второе - стремится к трагедии. В первом действии режиссёр удивляет, каких-то зрителей, вероятно, даже отталкивает своей трактовкой (в начале действа мне, как и многим, было не совсем приятно). Евгений Базаров (Эдуард Аблавацкий) и Аркадий Кирсанов (Андрей Камендов) вваливаются на сцену, как хамьё из подворотни. Их одежда - современные модные молодёжные "лохмотья", их движения и жесты вихляющие, подростковые и, на первый взгляд, неприятные (пока не привыкнешь). На голове Евгения заметны "вечные" наушники с тяжёлым роком, кажется, что они помогают герою спрятаться от мира. В этом Базарове я не увидела необычности на протяжении всего первого действия. Зато значительными оказались Павел Петрович Кирсанов (Анатолий Михасик) и Николай Петрович (Александр Межов). Элегантные костюмы, умные рассуждения, тактичность, импозантность - всё это произвело неизгладимое впечатление на женскую часть публики (моим ученицам-десятиклассницам понравились именно "отцы"). Анна Сергеевна Одинцова (Алла Петрик) показалась немного простоватой для аристократки. В очередной раз эта героиня доказала, что лидером в мужских-женских отношениях является дама. Любовь Базарова в спектакле была не совсем убедительной, в отличие от романа. Очень понравилась милая, скромная Фенечка (Елена Авдеенко), которую довольно неуклюже "подставил" главный герой. Не случайно именно в Фенечку влюблены (в разной степени) Николай Петрович, будущий муж, Павел Петрович (она напоминает ему умершую возлюбленную), Евгений.
Удачным, с моей точки зрения, является использование вращающегося круга. Перед зрителем проплывают персонажи спектакля, которые приближаются или удаляются в зависимости от сюжета. Особенно это впечатляет в финале, когда мимо умирающего Базарова, по сути одинокого, круг проносит всех героев спектакля.
Во втором действии "дети" начинают взрослеть, влюбляться (Аркадий) или страдать от неразделённой любви (Евгений). До слёз обидно за родителей главного героя, которым Базаров не позволяет себя просто любить и жалеть. Василий Иванович (Вячеслав Теплов) храбрится, изображая философа и отца будущего великого человека. Арина Власьевна (Нина Масленикова) - обычная прекрасная мать с обычными материнскими желаниями: обнять, погладить, накормить, не мешать. В последнем действии трагическую атмосферу создают несчастные родители и их разочаровавшийся во всём сын. Эпизод болезни и смерти Базарова примирил лично меня с этим персонажем. Пожалуй, смысл спектакля, как и романа Тургенева (по мнению критика Писарева), заключается в смерти главного героя.
Сайт театра
Комментариев нет:
Отправить комментарий